Европейская безопасность и внешняя политика ЕС

 

Вопросы:

Миротворческие операции ЕС – перечислить основные.

Сравнительный анализ роли НАТО и ЕС в обеспечении евробезопасности.

Основные аспекты европейской безопасности в период «разрядки» 1970-х гг.

Основные аспекты европейской безопасности в Европе в современный период.

Основные аспекты энергетической безопасности в Европе в современный период.

 

Лекции:

Конспект

17.12.2012

Берлин

Анклав (Германия)

Консолидация советского влияния в Восточной Европе во второй половине 40-х годов к власти приходят коммунистические режимы. Они имеют просоветские позиции и являются опорной базой СССР.

2 слабых звена Западной Европы – Италия и Франция. Там большой силой обладают коммунистические партии.

Итальянская компартия входит в парламент Италии (Пальмиро Тельятти)

Как результат раздел Европы на Западную и Советскую и Советскую зону влияния.

Попытки военного столкновения.

Коммунисты в Греции, Турции, Иране были уничтожены.

Главной задачей Америки стало сдерживание влияния СССР в Европе.

Прозападные организации в 1949 г. НАТО. (США и Западная Европа – Союзники) Основная задача: Сдерживание советского влияния. Правовая форма – ст.5 договора о НАТО «Принципы коллективной обороны».

Пределы американского вмешательства. Попытки Создания военных союзов без США. Только страны Европы. Пан Европа.

1947 г. – военно-политическая структура «вестерн Юнион»

Западный Союз – Только континентальные страны Европы (без Англии, а также и без США)

Но единственная монополия на ядерное оружие только у США с 1945-49 г.

«План Маршала»

Ключевая связка «Великобритания-США»

Экономическая интеграция 1951 г. Европейское объединение угля и стали.

1952 г. попытка создания Европейского оборонительного сообщества (6 стран, что и в ЕОУС)

в 1954 г. парламент Франции не ратифицировал эту идею. В 1954 г. решили трансформировать в Western Union (есть принцип коллективной обороны). Не действовало до начала 90-х годов. В 1955 г. в НАТО вступает ФРГ.

В 1955 г. создается Организация Варшавского договора во главе с СССР

1. Усиленное давление на внутриполитический расклад сил в Европе (через военные структуры, выдавливающие коммунистов из парламентов, Италия, Франция)

2. Территория Европы для размещения военного контингента США

 

В конце 50-х годов цикл событий «первая разрядка». 1958 г. Франция, к власти приходит Де Голь, провозглашает «Политику по всем азимутам». 1966 г. – выход Франции из военной структуры НАТО. Франция вышла из военного блока, т.е. не предоставляла свои войска, территорию и т.д.

Начало 60-х годов, опасная ситуация. 1961 г. «Второй берлинский кризис». Сооружение Берлинской стены.

1962 г. Карибский кризис. Параллельное размещение ракет вблизи границ друг друга. Американцы размещают ракеты в Турции, а СССР – на Кубе. Поворотный пункт в выработке политики ядерного сдерживания. «Стратегический паритет». У СССР достаточно ядерных

боеголовок, чтобы обеспечить гарантированное самоуничтожение». Падение американского имиджа в Европе из-за Вьетнамской войны с 1968 по 1970 гг.

Генри Киссинджер запускает разрядку в международных отношениях.

 

Расшифровка лекций (диктофон)

17.12.2012

Президентство Картера и Серый кардинал Збигнев Бжезинский. Он начал активно использовать новые механизмы работы с советскими диссидентами, внесение разлада в организацию Варшавского договора, попытка создать проблемную конфликтную ситуацию в одной из социалистических стран, для того, чтобы ослабить внутреннее единство советского …

Польша стала таким плацдармом, на котором испытывались новые технологии под предлогом защиты прав человека. Здесь еще все совпало с тем, что в 1978 году Римским Папой был впервые избран поляк, всем известный как Папа Иоанн Павел II. Это стало очень серьезным вызовом, во-первых, социалистическому единству, во-вторых, социалистической идентичности Польши. Любой, кто был в Польше, видел, что эта страна очень сильно католическая, очень сильно религиозная. Ранее она была еще более религиозная. Во многом католическая церковь, христианская доктрина, служили неким внутренним убежищем для поляков, которые не желали признавать социалистические ценности.

Избрание Римским Папой польского кардинала, причем не эмигранта, а человека непосредственно из социалистической Польши оказало взрывное воздействие на польское общественное мнение, которое, во-первых очень резко поставило на повестку дня вопросы об особой роли Польши, об исторической предизбранности Польши.

Это наложилось на экономический кризис и тонкую и достаточно деликатную работу американцев с польским гражданским обществом.

Все это привело к взрыву гражданского протеста в Польше, который начался с 1980-го года, который главным образом был сконцентрирован на судоверфях в городе Гданьске на балтийском флоте, где местные рабочие создали первый независимый профсоюз, который получил название «Солидарность».

Лидер этого профсоюза, электрик Лех Валенса стал очень быстро знаменем сопротивления. Причем сопротивления христианского.

Это создание профсоюза Солидарности, это движение сопротивления в Польше стало серьезной проблемой внутри организации Варшавского Договора. В какой-то момент ситуация стала неуправляемой. В течение 1980-го года в Польше сменились два первых секретаря Польской объединенной рабочей партии (их аналог Компартии). Никто не мог справиться. И в результате к власти пришел тогдашний министр обороны генерал Войцех Ярузельский, который объявил военное положение в Польше и ввел достаточно жесткий контроль за внутренней жизнью в стране. Все ожидали советского вторжения в Польшу по аналогии с ситуацией в Праге в 1968 году, в Будапеште в 1956 году.

В какой-то степени американцы даже и провоцировали советское вторжение, поскольку они понимали, что тогда ситуация в Польше может совсем взорваться.

Во многом благодаря тому, что СССР уже вошел в Афганистан и там «завяз», то соответственно ситуация в Польше хоть и была острой, советского вторжения не произошло. В любом случае «слабое звено» в организации Варшавского договора появилось.

Советское вторжение в Афганистан в декабре 1979 года. Ситуация в Афганистане всегда была стабильная для СССР. Шах Афганистана, который долгое время находился у власти, не проводил активную антисоветсткую политику. Но когда в Афганистане появились радикальные военные, которые под знаменем марксизма свергли монархию, пришли к власти, а затем начали сражаться друг с другом, то это стало в какой-то степени ненужным сюрпризом для Советского Союза. Но поскольку эти военные все называли себя марксистами, то так или иначе нужно было их поддерживать. Поскольку они начали драться между собой, то нужно было сделать ставку на кого-то одного. В итоге все это привело к тому, что СССР поддержал одну из противоборствующих военных группировок в постмонархическом Афганистане. Нас попросили о военной помощи, мы согласились и ввели войска и соответственно очень надолго там застряли.

К чему это привело?

Помимо того, что это стало серьезной проблемой внутриполитической, для гражданской сплоченности внутри СССР (пошли гробы с солдатами и т.д.).

Международное значение афганской войны состояло в следующем: точно также как и у американцев за несколько лет до этого после начала вторжения во Вьетнам, сразу рухнул международный имидж Советского Союза. Он превратился в агрессора и его начали бояться, а американцы начали активно это использовать, главным образом в Европе, говоря европейским союзникам: смотрите, вот ваш СССР, к дружбе с которым вы призывали, к мягкости в отношении с которым вы призывали, вот что он делает в Афганистане.

Вторжение СССР в Афганистан и, соответственно, падение его имиджа и усиление антисоветизма в Западной Европе привело к тому, что, начиная с 1979 года американцы запускают новую волну размещения своих ядерных ракет в Западной Европе. (Впервые это было в конце 1950-х)

В 1979-80 годы велись только дискуссии. Во многих европейских странах началось антиядерное движение, которое устраивало баррикады вокруг военных баз, не давало транспортировать ракеты.

Еще одна табуированная биография крупной еэсовской фигуры - Кетрин Эштон. Она начинала свою биографию политической активисткой, тем, что она была бухгалтером в одной неправительственной антиядерной организации, которая как раз устраивала баррикады и блокады вокруг английских военных баз, где размещались американские ракеты в этот период – рубеж 1970-х-1980-х.

Откуда брались деньги на массовое антиядерное движение? Они брались в основном через Всемирный совет мира. Всемирный совет мира во многом был структурой, которая подпитывалась советскими фондами. Поэтому назвать Кэтрин Эштон бухгалтером, которая распределяла советские деньги на подрывную деятельность в Великобритании, возможно, не будет большим преувеличением.

Соответственно началась новая волна размещения ядерного оружия.

Картер в 1980 году проиграл президентские выборы Рональду Рейгану (бывшему голливудскому актеру и бывшему губернатору Калифорнии). Рейган был убежденным антикоммунистом и христианским фундаменталистом. При этом вице-президентом при Рейгане стал Джордж Буш старший, который до этого был директором ЦРУ.

С приходом Рейгана к власти начинается еще большая компания антисоветизма, которая раскручивается во многом на Афганистане. Рейган объявляет СССР «империей зла» (Evil Empire).

CCCP не остался в долгу. В 1982 году умер Брежнев и генсеком стал Ю.В. Андропов, человек гораздо более жесткий и гораздо больше Брежнева понимающий внешнюю политику, поскольку был до этого председателем КГБ. Он всегда ратовал за очень жесткие решения и за отсутствие всякого компромисса в отношениях с американцами. Андропов был советским послом в Венгрии в 1956 г., когда была первое антисоветское движение и когда СССР первый раз в соцстрану вводил танки. Это также повлияло на психологический портрет Андропова.

Андропов был у власти чуть больше года – с конца 1982 до начала 1984. За этот год с небольшим СССР в ответ на начало размещения американских ракет в Западной Европе разместили свои ракеты в Чехословакии и ГДР (речь идет о ядерных ракетах средней дальности). Американцы использовали это как предлог, который показывает агрессивную сущность СССР, направленную главным образом против Европы. Поскольку ракеты средней дальности – это ракеты, которые не достают территории США, но которые ударяют как раз по американским союзникам в Европе. Т.е. американцы говорили, что разместив свои ракеты средней дальности в Чехословакии и других социалистических странах СССР взял на мушку Лондон, Париж, Мадрид и соответственно европейские союзники США вновь под ударом. Все это привело к серьезному перелому в дискуссии о необходимости размещения американских ядерных ракет в Европе, поскольку если до этого там еще все шло ни шатко, ни валко, то начиная с 1983 года как ответ на советские ракеты в Восточной Европе происходит массовое размещение американских ракет в Западной Европе: в Великобритании, Италии и некоторых других странах. Это приводит к серьезному изменению оперативной обстановки в военном плане в Европе. Поскольку межконтинентальная баллистическая ракета между центром СССР и центром США летит как правило 40 минут (40-60 мин). 40 минут давали пространство для принятия ответного решения. Но после того как СССР разместил свои ракеты в Чехословакии, ГДР и др. странах, летное время ракеты составляло 8 минут. Те же 8 минут, но уже до Москвы, составляло летное время американских ракет, размещенных в Европе.

Таким образом, теперь появилась выраженная и явная асимметрия в советско-американском ядерном противостоянии – ядерные ракеты СССР могли долететь до США за 40 минут, а американские ракеты до СССР – за 8 минут.

Во многом эту асимметрию спровоцировала сверхжесткая политика Андропова в международных делах. (Горбачева принято ругать, за то, что он «сдал американцам все», но при такой ситуации (8 и 40 мин.) никакого другого выбора у Горбачева не было.)

Также при Андропове сбили южнокорейский пассажирский самолет (1983 год – непонятная темная история), что тоже повлияло на образ «империи зла».

Таким образом, обстановка накалилась и европейцы снова забеспокоились, они снова начали понимать, что война становится возможной. Здесь ракеты уже стоят против друга. Снова европейский театр военных действий готов сорваться. И в США при Рейгане, и в СССР при Андропове у власти жесткие политики.

В это время Рейган начинает Звездные войны – первый цикл работ по выведению ядерного оружия в космос.

Европейцы понимают, что они вновь заложники.

Именно благодаря этому стечению обстоятельств европейцы в середине 1980-х годов европейцы вновь начинают обсуждать идею своей автономности в международных делах и углубления своей собственной интеграции не только в экономических вопросах, но и в политических, дипломатических и военных. Отчасти это находит свое отражение в 1986 году уже в тексте Единого европейского акта.

Окончательно это стремление европейцев к автономизации своей оборонной политики реализовалось чуть позже, 1992 г. в рамках Маастрихтского договора. В любом случае, все было запущено вот этим витком столкновения США с СССР, сначала при Картере и Бжезинском, потом при Рейгане и Андропове.

Далее, 1985 год – в СССР к власти приходит Горбачев. В 1986 году наблюдается кризис нефтяных цен. Это не первый в истории, но первый, который ударил по СССР. Кризис нефтяных цен, резкое падение цен на нефть, которое серьезно ударяет по бюджету СССР.

Одновременно начинается антиалкогольная компания, что также негативно влияет на бюджет. Таким образом, начиная с 1986 года СССР начинает испытывать серьезные финансовые проблемы, с этого момента заканчивается «эпоха благоденствия» - эпоха притока дешевых нефтегазовых денег (которая имела место с 1970-х годов). Это приводит к тому, что СССР начинает активно занимать деньги за рубежом, в том числе и главным образом, у капиталистических стран Европы. Таким образом, наши, казалось бы противники в холодной войне становятся нашими кредиторами. Огромный долг, который Горбачев набрал за семь лет своего правления – порядка 130 млрд. долл. – во многом был запущен финансовым кризисом в СССР в 1986 г.

В такой ситуации Горбачеву пришлось смягчать внешнюю политику. Это все привело к внешнеполитической перестройке Горбачева, к тому, что получило название «новое мышление» и соответственно в рамках этого нового мышления был выдвинут комплекс разоруженческих инициатив Горбачева, Сокращались как стратегические, и так и внешнеконтинентальные.

Одним из договоров, который Горбачев заключил с американцами, был договор о ликвидации ракет средней и малой дальности. (Ракета средней дальности – это ракета с дальностью полета 1 тыс. – 5,5 тыс. км). Ключевая проблема советской безопасности – американские ракеты средней дальности в Европе. Поэтому СССР был заинтересован в том, чтобы любой ценой снять эту проблему. Американцы, поскольку понимали, что СССР это нужно любой ценой, а им необязательно, они добавили в договор ракеты малой дальности и по которым у СССР было преимущество. Они являлись, возможно, единственным реальным инструментом сдерживания в различных тактических конфликтах в горячих точках. И то, что сейчас таких ракет у нас нет – они запрещены по горбачевскому договору, во многом снижает совокупную военную мощь России во всем цикле южных конфликтов, в которые Россия оказалась втянутой в 1990 годы. Само наличие такого оружия носило сдерживающий характер.

В результате в 1988 году Горбачев подписывает с американцами этот договор о полной ликвидации ракет средней и малой дальности. Таким образом, снимается асимметрия времени полета ракет в Европе. Хотя это было достигнуто дорогой ценой, тем не менее – это серьезный успех советской дипломатии.

Следующий вопрос, который обсуждался и решался при Горбачеве – т.н. общеевропейский дом: Горбачев предложил вернуться к межблоковым контактам эпохи разрядки, к тому, чтобы НАТО и страны Варшавского договора взаимодействовали друг с другом и для того, чтобы установить определенный механизм мер доверия, который позволял бы разделять учения от реального ядерного залпа и делал бы военную политику более предсказуемой.

Итогом шагов по общеевропейскому дому стало Парижское совещание по европейской безопасности и сотрудничеству в Европе, которое прошло 1990 г. (парижское СБСЕ 1990 г.). В Париже происходит очень важная встреча, на которой участвуют и страны Варшавского договора, и страны НАТО. На этой встрече принимаются два документа, один – политический, второй – международно-правовой:

Парижская хартия для новой Европы (политический документ). В этом документе зафиксированы общие принципы европейского дома, межблокового сотрудничества в области борьбы за мир и т.д.

Договор об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ (Conventional Forces in Europe Treaty) (международно правовой, обязывающий акт)

Этот новый договор впервые ввел ограничение не только на ядерные ракеты, но и на обычные вооружения, которыми обладали страны НАТО и страны Варшавского договора.

В договоре выделено 5 групп обычных вооружений: военные самолеты, ударные вертолеты, танки, БТР, определенные типы артиллерийских установок.

По каждому из этих типов обычных вооружений для блока НАТО и для блока Варшавского договора устанавливались предельные лимиты численности на европейском театре военных действий.

Этот договор, подписанный в 1990 году и вступивший в силу, ратифицированный в 1992 году, стал первым международным договором по ограничению вооружений.

Предыдущие договоры были двусторонними (советско-американскими). Европейские страны в них не участвовали.

Договор подписали все страны.

Идут большие споры, относительно того, кто выиграл, а кто проиграл. Традиционно считается, что проиграл СССР. Ограничение по танкам главным образом ударило по организации Варшавский договор.

У этого договора тяжелая судьбы. В 1992 вступил в силу. Но в 1992 году уже не было физически организации Варшавского договора, она была распущена. При этом договор накладывал ограничения не на страны, а на блоки.

Исполнять договор было невозможно, поскольку организации Варшавского договора не было, а натовцы ограничивать свои силы в одностороннем порядке не стремились. В это время также начался дрейф бывших соцстран в сторону НАТО. Все это привело к тому, что начались дискуссии о модернизации, о видоизменении договора, о необходимости наложения лимитов не на блоки, а на каждую из стран.

Такой договор, новая версия была принята в 1999 году на стамбульском саммите ОБСЕ. (СБСЕ – Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европев 1994 трансформировалось в ОБСЕ).

Соответственно этот договор был подписан, но не был ратифицирован. Во многом из-за присутствия российских войск в Приднестровье и на территории Абхазии и Южной Осетии

Договор по большому счету в течение 2000-х годов умер, поскольку его не ратифицировали.

 

Парижская хартия о политике общеевропейского дома подписана в 1990 г.

Но в течение одного года – 1991 года наблюдаются большие изменения: происходит распад СССР и Варшавского блока.

Все это происходит неожиданно, поскольку идею всеобщего благоденствия Горбачева разделяли и американцы. Что касается европейцев, то эта тенденция закрепилась главным образом в католичестве. Благодаря тому, что в конце 1980-х очень бурную общественную деятельность начал развивать папа Иоанн Павел II. Если первые 10 лет его понтификата – это борьба с коммунизмом, то с 1987-88 годов Иоанн Павел второй начинает публиковать целый цикл книг, в которых тоже начинает размышлять о будущем мира. Он начинает говорить о том, что возможен мир без конфликтов, основанный на христианской вере и соответственно папа публикует цикл книг под названием «Переступая порог надежды»

В этот момент в Польше, Чехословакии, Венгрии, ГДР – в соцстранах, которые отходят от социализма, начинается краткий, но очень явственный период католического возрождения. Эти страны, поскольку традиционно являются католическими, именно в возвращении религии начинают видеть новый смысл своей общественной жизни.

Этот католический ренессанс в соцстранах восточной Европы приводит к тому, что идеи папы о бесконфликтном мире начинают распространение.

Эта же идея о бесконфликтном мире начинает распространятся и среди американских политологов. В частности, в 1989 году один из наиболее авторитетных американских международников, этнический японец Фрэнсис Фукуяма публикует сначала статью, потом книгу – под названием «Конец истории». Смысл конца истории в том, что все предыдущие десятилетия и столетия человеческой истории были историей войн и конфликтов и последние 4-5 десятилетия – это десятилетия истории холодной войны, теперь же мы имеем дело с миром и дружбой, с общеевропейским домом и т.п.

Конфликтов больше не будет и история, понимаемая как история войн, закончится. Наступит какой-то новый мир, новое общество без конфликтов и без традиционной истории.

Настроения были в какой-то степени всеобщими. Тем большей неожиданностью стало то, как быстро все это рухнуло в течение 1991-92 годов. Соответственно события этих двух лет кардинальным образом изменили расклад сил в Европе.

Прежде всего, распался СССР, декабрь 1991 года. Вместо него 15 новых государств. И несколько горячих точек конфликтов на спорных пограничных территориях – Нагорный Карабах, Южная Осетия, Приднестровье, Абхазия, Таджикистан, где разгораются конфликты.

Конфликт в Нагорном Карабахе, ставший первым хронологически, 1988 год. Это первый вооруженный конфликт в СССР со времен Второй мировой войны.

Распад федеративной Югославии на шесть государств и еще более острые конфликты.

Сначала Словения и Хорватия, затем основной конфликт первой половины 90-х годов – Босния и Герцеговина. Море крови, беженцы, абсолютная неэффективность ни местных властей, ни международных организаций. Ооновские миротворцы, как правило, всегда опаздывали.

Таким образом, в Европе неожиданно начинается открытая цепь конфликтов. Открытая цепь гражданских войн, межэтнических столкновений. Никто к этому не готов. Гражданские войны происходят в самой Европе, впервые после 1945 г.

1992 год становится шоковым годом для европейской политики, поскольку они впервые сталкиваются с реальной войной, на которую в первую очередь европейцам и нужно реагировать. Конфликт в Югославии провоцирует потоки беженцев, которые едут, главным образом, в Италию, Австрию и Германию. За беженцами тянется теневая экономика войны. Боевые группы, которые действуют в Боснии, которые потом будут действовать в Косово, им всем нужно оружие, обмундирование, боеприпасы и соответственно какие-то финансы для закупки этого всего.

Соответственно очень быстро в Европе складывается серый теневой рынок вооружений. Складывается очень явственная смычка между серым и рынком оружия и наркоторговлей. Поскольку главным образом источник финансирования для закупок оружия – это наркоторговля, которую держала албанская мафия в Германии и в других странах.

Соответственно появляются не только военные проблемы и конфликты, появляются и серьезно обостряются полицейские проблемы: контрабанда оружия, наркотиков, плюс параллельно это также замыкается на торговле людьми, на контроль за проституцией также со стороны албанцев.

Таким образом, появляется новый тревожный полицейский аспект в европейской политике.

Во многом под влиянием этих событий, шока 1992 года ЕС принимает ключевые решения в рамках Маастрихтского договора, когда вводит 2-ю и 3-ю опору.

1-я опора традиционно – это сами европейские сообщества, экономика, общий рынок и т.п. К ней по Маастрихту добавляется вторая – «Общая внешняя политика и политика безопасности».

Также добавляется третья опора (сейчас ее отменили) – полицейское сотрудничество – Пространство свободы, безопасности и законности.

С этого момента в ЕС начинается новая жизнь, когда наряду с экономическим измерением появляется военно-дипломатическое и политическое измерение.

Расшифровка лекций (диктофон)

19.11.2012

Реальность 1992 года оказалась очень серьезной и очень тяжелой для Европы, поскольку на ее территории начались первые с 1945 года реальные военные конфликты – это военные конфликты на территории бывшей Югославии. Они начались в 1991 году достаточно быстро, с локальных конфликтов Словении.

Словения – это самая северная республика бывшей Югославии, с достаточно сильным немецким и австрийским влиянием. Словенский язык из всех югославянских языков в большей степени германизирован.

Традиционно Словению называли Югославской Эстонией. Соответственно именно словенцы первыми стали поднимать вопрос об отделении от Югославской федерации, и именно словенцы первыми начали предпринимать определенные шаги в этом отношении. В результате летом-осенью 1991 года это привело к ряду стычек и столкновений, которые, в прочем удалось достаточно быстро и легко погасить. Словения первая объявила об отделении и там столкновения носили локальный характер. Вслед за Словенией наступила очередь Хорватии. Здесь ситуация оказалась гораздо более запутанной и серьезной, прежде всего в этническом плане, поскольку Словения была моноэтнической республикой, небольшой по площади и там не было значительного сербского меньшинства. В Хорватии же проживала не только титульная нация, но и был достаточно большой процент сербского населения.

Причем сербское население, помимо крупных городов, жило достаточно компактно также и на ряде территорий по границе Сербии и Хорватии.

Соответственно, когда Хорватия объявила о независимости, то между местными сербами и между хорватским правительством сразу же начались военные столкновения, которые приобрели очень острый, массовый и кровопролитный характер. Именно в Хорватии началась серьезная гражданская война, именно начиная с Хорватии рубежа 1991-92 года начали говорить, о том, что конфликт в Югославии представляет собой угрозу миру в Европе.

Помимо всего прочего, в Хорватии столкнулись еще очень важные идеологические интересы. В Хорватии серьезно выступал личностный фактор, поскольку Иосиф Брос Тито, основатель Федеративной Социалистической Югославии был хорватом по национальности. И несмотря на то, что традиционно как республика номер один Югославии воспринималась Сербия, хорваты чувствовали себя в очень привилегированном положении. Опять же, в отличие от Словении, это была территория с гораздо большим населением, с гораздо большим объемом промышленного производства и поэтому эта память о том, что хорваты являются привилегированной частью титовской Югославии, обостряла их идеологию, делала непримиримость к сербам более жесткой.

Кроме того, и в Хорватии, и в Сербии в это время, на рубеже 1980-х и 90-х годов, к власти приходят очень яркие и очень жесткие националистические политики: в Сербии – Слободан Милошевич, в Хорватии – его полный антипод, Франьо Туджман. Тужман начал активно эксплуатировать, активно использовать в своей идеологии элементы хорватского национализма времен Второй мировой войны.

Следует отметить, что в период Второй мировой войны, когда Югославия находилась частично под оккупацией Германии, частично южные части страны – под оккупацией Италии, то значительная часть хорватского населения, поддерживала немцев. Католическая церковь Хорватии в отличие от православной церкви Сербии, как правило, была на стороне немцев. Соответственно Хорваты времен второй мировой войны делали свои боевые отряды, которые сражались бок о бок с немцами. Соответственно для сербов эти хорватские отряды периода второй мировой войны воспринимались как военные преступники. А Тужман начал компанию по возвеличиванию этого прошлого Хорватии, он начал проводить компанию по героизации хорватских боевых отрядов, по обелению хорватского коллаборационизма периода Второй мировой войны и по обелению хорватских лидеров того времени, которые активно сотрудничали с гитлеровскими. Таким образом, здесь был внесен очень широкий жесткий исторический пласт. Поэтому столкновения в Хорватии были острыми и кровопролитными и они продолжались по затухающей примерно до 1995 года.

Третья республика бывшей Югославии, где начались конфликты и которые приобрели, возможно, самый кровопролитный характер – это республика Босния и Герцеговина. Эта республика была этнически самой перемешенной из всех территорий бывшей Югославии, поскольку там жили и хорваты, и сербы и жила титульная нация, в отношении которой очень сложный вопрос: являлись ли они нацией вообще. Это этническая группа, которую называют босняками. Здесь с их эволюцией историческая ситуация следующая: до конца 19 века Балканы и в том числе Югославия входили в Османскую империю, являлись частью Турции и соответственно на всей территории Балкан турки активно содействовали исламизации местных общин. И значительная часть местного сербо-хорватского славянского населения приняла ислам и за несколько веков, 16-19-й век, эта исламская, но славянская община сформировала собственную идентичность и начала позиционировать себя как собственную нацию под названием Босния и Герцеговина. Таким образом, в Боснии и Герцеговине столкнулись три части одного народа, которые имели разную религиозную идентичность: католическую – хорваты, православную – сербы, исламскую – босняки.

Причем, исламская идентичность в боснятской общине во многом носила суфийский характер, поскольку на Балканах были распространены различные суфийские религиозные братства, к которым, как правило, плохо относились в «мейнстримном», общепризнанном суннитском исламе. Поэтому они и в рамках исламской Османской империи воспринимали себя как замкнутая община, и это сохранилось потом в Югославии.

Соответственно там, в 1991 году, разгорелась острая гражданская война всех против всех – поначалу все три общины воевали друг с другом. Но затем постепенно, поскольку хорваты на территории Хорватии в это время активно воевали с Сербией, то сложился союз между хорватской общиной Боснии и Герцеговины и исламской общиной Боснии и Герцеговины.

Итогом этого союза стало полугосударственное образование, которое получило название «Мусульмано-хорватская федерация», которая примерно с рубежа 1992-93 годов как единое образование выступила против сербов и начало сражаться. Опять же, на территории БГ была чересполосица – были сербские районы, были хорватские районы, были боснийские районы. Все это привело к тому, что борьба носила очень ожесточенный характер. Именно там, на боснийском фронте сформировались радикальные сербские политики – Радован Караджич – возглавил сербскую государственную часть Боснии и Герциговины и он провозгласил непризнанную республику Сербская краина.

Боевым лидером сербов стал генерал Ратко Младич.

Война носила ожесточенный характер. О правах гражданского населения никто не думал. Деревни вырезались подчистую. Попытки представить сербов как невинных ангелов лишены оснований.

Чересполосица в Боснии и Герцеговине привела к тому, что столица этой республики, Сараево, которое находится в горах, была окружена в основном сербскими районами и сербскими деревнями. Все это привело к тому, что сербы очень быстро смогли осуществить блокаду Сараево. Сербы взяли город в осаду и подвергали город постоянным бомбардировкам с возвышенности, с горных вершин.

Во многом осада Сараево стала одним из символов югославского конфликта. Во всяком случае, когда на Западе говорят о сербской вине, о сербской жестокости конфликтов, то в пример приводится осада Сараево.

Сербия и Черногория в это время продолжали сохранять государственное единство и сформировали новую единую государственную структуру, которая получила название «Союзная республика Югославии». Только потом, в середине 2000-х, достаточно мирно Черногория и Сербия разделились.

В Македонии также наблюдалось движение в честь независимости, но в Македонии признание независимости в тот период, начале-первой половине 1990-х годов прошло достаточно мирно.

Основная проблема там, была не в военном конфликте разных общин, военный конфликт там начнется позже, в начале 2000-х, а в вопросе международного признания Македонии. Поскольку македонцы тоже позиционировали себя как самостоятельную нацию, говорили, что у них своя история, собственный македонский период. Но это натолкнулось на противодействие Болгарии и Греции. Поскольку болгары заявляли и продолжают заявлять, что македонский язык – это не язык, а это просто местный исковерканный диалект болгарского языка. Соответственно болгары очень долго тормозили признание Македонии.

Греция исторически считала Македонию своей собственной территорией. На севере Греции есть регион, который тоже называется Македония.

Кому принадлежал Александр Македонский – грекам или македонцам – вопрос очень спорный. Греки ничего не имели против независимости этой страны, но они выступили резко против такого названия. Они сказали, что новая республика не имеет права на термин «Македония», поскольку это греческий термин, он принадлежит Греции. В результате греки провели очень мощную и достаточно эффективную компанию шантажа и в ООН, и в Европейском союзе для того чтобы задержать признание Македонии.

В итоге Македония была официально признана, но не как Македония, не под своим конституционным названием.

Официальное обозначение с 1993 года, используемое в ООН по настоянию Греции — бывшая югославская Республика Македония (англ. Former Yugoslav Republic of Macedonia, FYROM).

Единственная страна, которая признала Македонию под конституционным названием – Турция. Очевидно, что здесь сыграл фактор наличия турецко-греческого конфликта.

В Македонии до сих пор сохраняется минимальное миротворческое присутствие.

Бывшая Югославия включала 6 республик. Помимо этого Сербия, самая большая республика, имела в своем составе два автономных края. Это более низкий уровень интеграции.

Один край – Воеводино – на севере Сербии, который населен в значительной степени венгерским меньшинством. Второй край – на юге – который населен в основном албанцами и который стал печально знаменит – Косово.

В 1970-е годы югославы приняли новую конституцию (они достаточно часто ее меняли), по которой фактически приравняли права автономных краев к правам союзных республик. Таким образом, де факто Косово и Воеводино были равны Словении, Хорватии и другим республикам, просто назывались по-другому. Затем, когда Милошевич пришел к власти, он отменил эти нововведения конституции, вернулся к старому, изначальному тексту югославской конституции, по которому снова понизил уровень самостоятельности автономных краев. В Воеводино это прошло достаточно спокойно, в Косово это вызвало резкий всплеск недовольства. Поскольку пик косовского конфликта это не первая половина 90-х годов, а конец 90-х годов, то в начале 1990-х годов там было относительно спокойно.

Распад бывшей Югославии с чередой очень острых кровавых военных конфликтов – все это стало очень большим сюрпризом для стран Западной Европы, поскольку никто не понимал, как на это реагировать.

Все основное миротворчество по международному праву находится в руках у ООН. Есть три пути организации миротворчества по согласию воюющих сторон – 1) стороны конфликта обращаются к какой-то третьей стороне и она осуществляет миротворчество; 2) стороны обращаются к какой-то региональной организации; 3)стороны обращаются в ООН и ООН сама принимает решение о ходе миротворческой миссии.

В случае с Югославией в основном работал третий сценарий. Там были задействованы ооновские миротворцы.

С самого начала конфликта стали говорить о вопиющей неэффективности ооновских миротворцев. Что они не могут справиться с конфликтом, не могут остановить кровопролитье, они ни сколько помогают установлению мира, сколько мешают.

Эти заявления имели под собой определенную логику.

Во многом это связано с формированием миротворческих войск.

Совбез ООН принимает решение о вводе миротворческих сил в ту или иную зону. Совбез на основании принятого решения обращается ко всем странам-членам ООН, кто желает направить свои контингенты в зону конфликта.

Традиционно считается, так сложилась практика ооновского миротворчества, что самые развитые, крупные, сильные, влиятельные страны они обычно ограничиваются посылкой либо военных советников, либо каких-то технических контингентов, чаще всего это вертолетчики, но не посылают массовый контингент солдат.

Основной костяк ооновских миротворцев, если взглянуть на статистику – это наиболее крупные страны третьего мира – Индия, Бангладеш, Пакистан, Нигерия и ряд других подобных стран.

Здесь сразу же встает, во-первых, проблема профессионализма. (Воины из третьих стран не самые лучшие воины мира, помимо этого, они совсем не знают местности)

Соответственно возникла проблема профнепригодности ооновских миротворцев. Она сочеталась с проблемой неслаженности различных национальных контингентов, проблемой взаимодействия.

Третья проблема, самая важная – у ООН не было качественной развединформации о зоне конфликта. Поскольку важно поставить четкие задачи, для этого нужна тактическая развединформация.

ООН в первой половине 1990-х годов не имел никаких собственных структур, собственных полуаналитических, полуразведывательных подразделений, которые бы занимались сбором развединформации. По сути это очень деликатная область. Если говорить о наднациональной разведке ООН – значит говорить о неком глобальном ЦРУ, который не подчиняется никому, а только генсеку ООН. Все крупнейшие государства блокировали изначально все инициативы ООН по созданию какого-либо автономного разведывательного органа. Поэтому ООН запрашивала развединформацию у государств-членов. Кто-то предоставлял, кто-то не предоставлял, кто-то предоставлял исковерканную, кто-то предоставлял с опозданием. Соответственно у ооновского миротворческого контингента не было четкого понимания, кто есть кто в зоне конфликта и как взаимодействовать.

Таким образом, неэффективность ооновского миротворчества и в Хорватии, и, главным образом, в Боснии в первой половине 1990-х годов стала для многих очевидной.

Здесь, в Европе началась достаточно серьезная работа с целью изменить эту ситуацию. Она велась по двум линиям: натовская и европейская.

Натовская линия поначалу превалировала. Американцы оказывали очень жесткое давление и на ООН, и на своих западно-европейских союзников, с тем, чтобы добиться того, чтобы ООН передал мандат на осуществление миротворчества в Боснии и Герцеговине и других частях бывшей Югославии НАТО. НАТО – профессиональная военная структура, там нет никаких проблем слаженности контингентов, там есть масштабная и необходимая развединформация, там есть необходимые вооружения, необходимые технические средства для доставки военнослужащих, есть спутниковая разведка и прочее. Здесь упирали в основном на соображения профессионализма и эффективности.

В итоге в 1995 году было принято решение о передаче НАТО мандата на урегулирование в Боснии и Герцеговине (самый острый конфликт).

В 1995 году под флагом ООН были развернуты натовские миротворческие войска. Урегулирование прошло абсолютно эффективно. Эффективность состояла в том, что американская авиация отбомбилась по сербским позициям. Наступил перелом в ходе войны, поскольку до этого сербы были по крайней мере не слабее Мусульмано-хорватской федерации. Поскольку они держали в осаде Сараево, они активно осуществляли тактику партизанской войны. Превосходство в чисто военном отношении было на стороне сербов. После вступления НАТО в зону конфликта американцы подавили сербскую военную мощь. Все это привело к тому, что в начале 1996 года было подписано мирное соглашение, которое закончило конфликт в Боснии и Герцеговине, так называемые Дейтонские соглашения.

Результатом этих соглашений стало то, что Босния и Герцеговина сохранялось, как единое государство, которое в свою очередь состояло из двух частей – из Мусульмано-хорватской федерации и из Республики Сербской. Более или менее на пропорциональной основе там формировался единый парламент, единые органы власти и т.д.

Второй момент – согласно этим мирным соглашениям был создан международный военный трибунал по расследованию военных преступлений в бывшей Югославии. Идея наднациональной ответственности за воинские преступления вернулись впервые с Нюрнбергского трибунала 1945 года. Был заложен очень важный правовой прецедент.

Это был новый военный трибунал, это натовская линия. Львиную долю работы выполняли американцы. И американская военная мощь была вновь очень ярко продемонстрирована.

Американцы после урегулирования конфликта в 1995 году показали всем в Западной Европе, что без американского военного зонтика европейцы ничего не могут. И Европейский Союз как был неэффективной структурой, так и продолжает оставаться неэффективной военной структурой.

При этом когда распался Варшавский договор в 1990-91 годы звучали голоса, что нужно распустить НАТО, что НАТО – реликт холодной войны. Холодная война закончилась, НАТО устарело и в нем нет смысла. Соответственно в 1990-94 годы НАТО было в поисках своей ниши. Предпринимались попытки выработать новую повестку дня. Поначалу в НАТО пытались использовать исламскую карту. Один из генсеков НАТО в первой половине 1990-х годов публично заявил, что исламистский экстремизм и терроризм являются следующими целями для НАТО – коммунизм уже побежден, следующая проблема – сдерживание исламистского экстремизма. Но здесь им быстро эту проблему прижали, заявили о неполиткорректности. Турция – член НАТО – хоть и светская, но исламская страна. Этот генсек НАТО вынужден был уйти в отставку. После этого решили, по крайней мере, публично это не озвучивать. После боснийской операции 1995 года НАТО впервые сформулировало свои новые задачи, которые состоят в урегулировании региональных кризисов и конфликтов. Таким образом – урегулирование и миротворчество – это новые задачи НАТО.

Американское доминирование в НАТО очень четко проявилось в миротворческой операции в Боснии в 1995 году. Европейцы понимали, что жесткая зависимость от США не слишком выгодна для самого Европейского Союза.

Поэтому с 1992 года, с самого начала боснийско-хорватского конфликта ЕС начал думать о параллельных механизмах, о том, чтобы сформировать какие-то структуры, которые могли бы на внутриевропейском, внутриеэсовском уровне решать военные конфликты в Европе. Во многом эта логика привела к формированию второй опоры в Маастрихтском договоре. Но вплоть до 1999 года вторая опора работала не слишком эффективно. По большому счету вторая опора в первое десятилетие существования была лишь инструментом дипломатического согласования позиций между МИДами различных стран-членов Евросоюза. У ЕС не было никаких собственных ресурсов: воинского контингента, военного планирования, военный штаб и т.д. Таким образом заявить о том, что в 1995 году ЕС возьмет на себя мандат на урегулирование кризиса в Югославии вместо НАТО было невозможно, поскольку для этого у ЕС не было необходимых структур.

Проблема отсутствия в рамках ЕС такого рода военных механизмов усугубилась в связи с тем, что в ЕС входят не только члены НАТО, но также и нейтральные государства. Особенно сильно представительство нейтральных стран в ЕС расширилось после расширения ЕС 1995 года, когда в ЕС вошли Швеция и Финляндия. Таким образом, сформировался достаточно значимый блок нейтральных стран. Хотя на них очень давили, говорили, что нейтральность – это рудимент холодной войны. Но нейтральные страны достаточно долго блокировали активное развитие собственной военной составляющей, второй опоры, в ЕС.

Исходя из невозможности создать что-то быстро и эффективно в рамках самого Европейского союза, вспомнили о другой структуре, о Западноевропейском союзе. В 1954 году этот союз трансформировался из Западного союза и весь период холодной войны находился в полуспящем режиме. Тем не менее ЗЕС существовала. ЗЕС – это организация, выстроенная по той же схеме, что и НАТО. Там также была 5-я статья, которая вводила принцип коллективной обороны и ответственности все друг за друга.

В 1992 году еэсовцы решили использовать механизмы ЗЕС для создания собственных антикризисных миротворческих сил. В 1992 в ЗЕС был разработан новый механизм антикризисного реагирования, который получил название Петерсбергские задачи. Они наделяли Западноевропейский союз правом и полномочиями вмешиваться в межрегиональные и в межэтнические конфликты и проводить миротворчество и антикризисное реагирование. В силу этих Петерсбергских задач ЗЕС провел какие-то вспомогательные военные операции в Югославии. В частности они осуществляли морское патрулирование вдоль берегов Югославии, чтобы обеспечить ооновскую резолюцию об эмбарго на поставки вооружения, занимались гуманитарными конвоями, делали важные, нужные, но вспомогательные вещи.

В 1995 году именно в рамках ЗЕС возникло первое решение создать более серьезные наднациональные механизмы, наднациональный военный контингент, который бы действовал на постоянной основе. Там было заявлено о планах создания сухопутных межнациональных сил, а также военно-морских сил.

Создали, провозгласили, но большого успеха не было, поскольку структура носила очень вспомогательный характер. ЗЕС был важен тем, что при этой организации была своя парламентская ассамблея, которая в 1990-е годы стала очень важным и интересным форумом, достаточно открытым, по обсуждению различных сценариев, различных форм по миротворчеству. Таким образом, ЗЕС стимулировал политический диалог.

Третья линия – линия, которую предлагала Россия. Помимо Югославии распался СССР. Межэтнические конфликты возникли и в регионах бывшего СССР. В ряде случаев, в частности в Приднестровье, они приобрели очень острый и кровопролитный характер. Для России ключевым было миротворчество и урегулирование ситуации на постсоветском пространстве. В середине-второй половине 1992 года Россия ввела собственные миротворческие силы в четыре зоны конфликта на территории бывшего СССР - Это Приднестровье (там действовала самая известная фигура российского миротворчества – генерал Лебедь), Южная Осетия, Абхазия, Таджикистан.

Министром иностранных дел России тогда был Андрей Козырев, с 1992 по 1996 год, который достаточно активно проводил линию на союз России с западными странами.

Во многом крах СССР, социализма объективно толкал на определенное сближение со Штатами.

Тогда доминировал прозападный вектор в российской политике.

Применительно к Югославии он выражался в том, что в июне 1992 года СОВБЕЗ ООН ввел санкции против Союзной республики Югославии. Россия проголосовала за эти санкции. Это вызвало достаточно сильную волну неприятия в России. Это время совпало с началом православного возрождением. Сербы тоже православные, воспринимались как «славянские братья». Говорили, что, в крайнем случае, можно было воздержаться, но никак не голосовать «за».

Линия в целом прозападная.

До 1995 года, до ввода натовских миротворцев, действовала так называемая международная контактная группа по бывшей Югославии. В нее входили министры иностранных дел США, России и ключевых западноевропейских стран, которая периодически собиралась и давала общие рекомендации по дипломатическому урегулированию.

Затем постепенно российский подход начал меняться. Во-первых, в связи с наметившимся внутриведомственным противостоянием внутри самой России, поскольку тогда министерству иностранных дел, которое возглавлял Козырев и была прозападная линия, начала достаточно активно оппонировать вновь созданная служба внешней разведки, которую тогда возглавлял Евгений Примаков. Служба внешней разведки перенимала практику западных разведслужб и в течение 1992-94 годов опубликовала несколько открытых докладов, посвященных тем или иным аспектам ключевых вопросов международной безопасности.

Примаков стал главным оппонентом Козырева и СВР стал главным институциональным оппонентом МИДа по вектору российской политики в отношении Югославии.

Примерно с 1993-94 года политика России стала более сдержанной и менее прозападной. Когда все шло к тому, что натовские войска войдут в Боснию и заменят ООН, Россия начала продвигать альтернативу, того что миротворчество в Югославии должно осуществляться на внеблоковой основе.

Что это значит?

СБСЕ (первые Хельсенские совещания 1975 год, важное Парижское совещание 1991 год, когда был принят договор ДОВСЕ). В 1994 году СБСЕ институционализировался в ОБСЕ – Организацию по безопасности и сотрудничеству в Европе. Туда входили все страны Европы – и члены НАТО и страны, входившие в бывшую организацию стран Варшавского договора и большинство вновь образованных государств Европы, созданных в результате распада СССР, Югославии и Чехословакии.

Позиция России тогда была в том, что миротворчество в Боснии и Герцеговине должно осуществляться не под флагом НАТО, а под флагом ОБСЕ – поскольку эта единственная общеевропейская структура, которая объединяет все страны.

Это, во-первых, натолкнулось на нежелание американцев использовать площадку ОБСЕ (США – тоже члены ОБСЕ), во-вторых это натолкнулось на то, что у ОБСЕ тоже нет своего военного механизма. ОБСЕ – это тоже дипломатический клуб, площадка для согласования дипломатических инициатив. Но нет своего военного штаба, военного планирования и прочего. Поэтому эта попытка использовать ОБСЕ вместо НАТО была не слишком продуктивной и в целом, не помешала введению натовских войск в Югославию в 1995 году. Россия при этом как член контактной группы не очень активно возражала против этого.

Итоги первой половины 1990-х годов и первой фазы югославского кризиса:

Главный конфликт – в Боснии, также был конфликт в Хорватии.

Конфликт в бывшей Югославии был полусиловым натовским миротворчеством. Он привел к созданию очень важного правового прецедента, связанного с созданием международного военного трибунала по бывшей Югославии.

К началу 1996 года все эти зоны конфликта были замерены, открытая война прекратилась. Произошло окончание первого этапа этого кризиса.

Вторая половина 1990-х

Этот период не менее важный, поскольку начались институализироваться военная политика Европейского Союза, а также, поскольку начались процессы расширения НАТО. В этот период разразился новый конфликт на территории бывшей Югославии – в Косово. Он также был не менее острым и кровопролитным и привел к серьезным военным последствиям.

Расширение НАТО

Линия Козырева на сближение с Западом привела к установлению достаточно тесного диалога России и НАТО в течение первой половины 1990-х годов. Это вылилось и в то, что российские миротворцы принимали активное участие в военных операциях в Боснии в составе натовского контингента в 1995 году.

Для этого была придумана хитрая формула (хитрый механизм), когда один из российских генералов – генерал-полковник Леонтий Шевцов был назначен на разовой основе (де-факто) на пост одного из заместителей начальника главного штаба НАТО в Европе. Когда главный штаб НАТО в Европе планировал боснийскую операцию, они принимали согласованные решения, Шевцов принимал участие в этом военном планировании, а затем натовские генералы давали уже команды офицерам НАТО, а офицерам российского контингента давал приказы Леонтий Шевцов, то есть формально, российские офицеры получали команды от российского же генерала, но какое-то время генерал сидел внутри натовских военных служб.

То есть тактическое взаимодействие России по линии НАТО было налажено.

Поначалу после распада Варшавского договора, возник некий институциональный вакуум в Центральной Европе. Возник вопрос, куда идти Польше, Чехии, Венгрии и другим странам.

Россия пыталась достаточно активно пропагандировать принцип нейтральности. Затем начали раздаваться достаточно слабые голоса, что может быть нужно вступить в НАТО, стать частью общеевропейской безопасности, которая олицетворяется НАТО. О вступлении в ЕС не говорилось.

Большую роль сыграл Ельцин. Находясь в 1993 году с визитом в Польше у президента Леха Валенсы, после неформальной части переговоров на вопрос журналистов, не будет ли Россия против вступления Польши в НАТО, ответил: «Вступайте, куда хотите».

Далее начался процесс расширения НАТО, он вступил в решающую фазу в 1996 г., когда НАТО закончило военную операцию в Югославии.

Все увидели достаточно сильную военную мощь американцев. Страны Центральной Европы тоже поняли, что им тоже не плохо бы оказаться в американской военной зоне, поскольку действует 5-я статья о коллективной обороне. Нападение на Польшу в этом случае приравнивается к нападению на США.

Началась компания по проработке вступления в НАТО.

Изменилась и ситуация в России, поскольку Козырев в начале 1996 года ушел с поста министра иностранных дел и вместо Козырева министром иностранных дел был назначен Примаков. Примаков начал проводить более жесткую и менее прозападную политику, чем Козырев. Это тоже привело к достаточно серьезной настороженности в странах Центральной Европы. Они начали бояться возрождения неимпериалистических тенденций.

Поэтому 1996-97 годы – годы очень тяжелых переговоров России и США по расширению НАТО. Когда Примаков пытался это заблокировать – ничего не получалось, в конце концов, в 1997 году был подписан достаточно важный документ, который получил название «Основополагающий акт об отношениях России и НАТО». В нем Россия говорила «да» расширению НАТО, а НАТО брало на себя не правовое обязательство, а политическое обещание не размещать ядерное оружие на территории новых стран-членов и консультироваться с Россией по ключевым вопросам европейской безопасности. В результате чего был создан совместный постоянный совет Россия-НАТО.

Три страны, бывшие социалистические государства Польша, Чехия и Венгрия вступили в НАТО по итогам этих переговоров в 1999 году. (В 1997 году им было дано приглашение). Таким образом, пошел процесс расширения НАТО на восток.

 

 

Кризис в Косово

...

Косово – это небольшой регион.

Поскольку в Косово в 14-м веке на Косовом Поле состоялась очень масштабная битва между сербскими и османскими (совр. Турции) войсками, в которой один из сербских воинов убил турецкого султана в ходе битвы. Хотя сербы в целом битву проиграли, это был некий аналог Куликовской битвы, Бородинского сражения – очень исторически насыщенный.

Исторически сложилось, что Косово Поле было территорий, на которой активно развивалась сербская православная церковь. На территории Косово очень много сербских церквей, часть патриархии также находилась здесь.

Таким образом, территория имеет очень идеологически, религиозно и исторически насыщенное значение, как для сербов, так и для албанцев.

Когда она вошла в титовскую Югославию, там более или менее был этнический баланс между двумя группами населения, но затем, в течение 1950-60-х и до середины 70-х годов Косово было самой бедной частью Югославии.

Большинство сербов старалось чисто по экономическим причинам оттуда уехать, чтобы избавиться бедности в Косово. Поскольку Белграде, в остальной Югославии жить было значительно лучше.

Одновременно в Югославии сложился достаточно негативный и презрительный имидж албанцев. Они стали персонажами анекдотов, которых воспринимали как людей второго сорта и которые говорили по-сербски с выраженным акцентом и соответственно эта проблема тоже приводила к все большему замыканию албанской общины – помимо того, что они были этнически не славяне, политика неприязни, политика экономической неразвитости была ключевой.

Свою роль играл и демографический фактор. Поскольку традиционно в исламской семье был гораздо более высокий уровень рождаемости, чем христианского населения.

Из-за этих двух факторов – отъезда сербов и более высокой рождаемости в албанской общине этнический баланс начал нарушаться, и к концу 1980-х годов, к моменту распада единой Югославии число албанского населения составляло порядка 90 %.

В истории Косово, в социалистической Югославии был период 15-тилетнего процветания. Когда в 1974 году была принята новая конституция, которая давала Косову права фактически равные с союзными республиками, после этого началась достаточно массовая компания по оживлению экономики Косово. В Приштине и других крупных городах создавались промышленные предприятия, началось активное строительство. Приштина – стал модельным городом югославского социализма.

Этот период оживления закончился с приходом к власти Милошевеча. Это экономическое оживление позволило албанской общине почувствовать веру в себя, это стимулировало достаточно активную культурную политику. В Приштине после конституции 1974 годы был создан Албанский университет, соответственно начала формироваться и развиваться албанская интеллигенция, начала развиваться албанская литература, современная живопись. Таким образом, росла прослойка национальной интеллигенции, росло усиление национального чувства и национального самосознания.

Все это привело к тому, что в конце 1980-х годов, когда Югославия стала разваливаться, в Косово тоже начались движения албанского большинства за отделение от Сербии, от Югославии и за создание независимого Косово. Это привело к конфликтам, еще не военным, но бытовые межэтнические мордобои там имели место. Все это сделало ситуацию достаточно напряженной не в военном, но в полицейском смысле. Это привело к тому, что Слободан Милошевич в самом начале 1990-х приехал в Приштину и произнес яркую речь, в которой он произнес фразу, которая стала крылатой. Он обратился к косовским сербам и сказал: «Никто не имеет права вас бить, мы вас защитим». Соответственно в Косово были приведены массированные подразделения сербской полиции и началась милитаризация региона.

В этот период в 1991 году косовские албанцы провели не признанные никем выборы своего президента. Президентом избрали одного из лидеров интеллектуальной прослойки, писателя и профессора Ибрагима Ругова. То есть он был выбран президентом Косово, но его никто не признавал. Когда началась уже военная компания в Югославии, в Боснии и в Хорватии, то в Косово в этот период было в целом относительно спокойно и до открытых военных столкновений дело не дошло. Но это время первой половины 1990-х годов стало временем формирования и консолидации албанской мафии в Европе. Эмиграция из Косово была и в те годы, и она во многом усилилась, после того, когда Милошевич начал «закручивать гайки». Соответственно во многих странах Европы, главным образом в Германии сформировалось албанская мафия – из самой Албании и из Косово тоже, которая начала активно заниматься торговлей оружием, поставляя его боснякам в боснийском конфликте (формально было эмбарго). Албанцы покупали оружие через теневые каналы и поставляли его в Боснию.

Албанцы также взяли под свой контроль значительную часть наркотрафика в Германии и других странах Европы, главным образом героина (героин из Афганистана шел через Турцию, арабские страны Средиземного моря и оттуда уже растекался по Балканам. Албания и Косово стали своего рода перевалочным пунктом для дальнейшей транспортировки героина в Германию и другие страны Европы. Плюс общая мафиозность, общая криминальность.

Благодаря всем этим факторам в середине 1990-х сложилась ситуация, что все эти теневые сетевые каналы албанцев привели к тому, что в руках лидеров косовской общины сконцентрировались достаточно серьезные денежные средства и косовары смогли осуществлять масштабные закупки оружия и начали проводить боевую подготовку собственных партизанских отрядов. Все это привело к тому, что с начала 1998 года косовские албанцы перешли к активной партизанской гражданской войне на территории края с сербскими полицейскими формированиями. Этнические чистки тоже имели место. Эти разрозненные отряды очень быстро сформировались в единую структуру, которая получила название Армия освобождения Косова. Во главе ее стал полевой командир, который сейчас является премьер-министром Косова – Хашим Тачи.

Хашим Тачи начал эту радикальную компанию. В Косово началась война. Соответственно радикалы, Армия освобождения Косова, стали отодвигать в сторону старых интеллектуалов, президента Ругову и других политиков, которые не имели серьезных финансовых и военных ресурсов.

Резня была как со стороны албанцев, так и сербов. В Косово в течение 1998 года полыхала серьезная гражданская война. Это привело к тому, что на рубеже 1998-99 годов была сформирована новая контактная группа, в которую вошли США, ЕС и Россия. Эта группа пыталась примерить сербов и албанцев друг с другом. Но ничего не получилось, поскольку среди посредников не было нейтральности: Россия занимала просербскую позицию, американцы – проалбанскую. В результате переговоры были сорваны. В их срыве обвинили Милошевича.

В марте 1999 года НАТО приняло решение о вмешательстве в этот конфликт. Начались бомбардировки Югославии. Ситуация стала в какой-то степени поворотной и для всех судеб европейской безопасности, и для институционального развития ЕС, и для политики России.

Согласно уставу ООН внешнее вмешательство осуществляется либо в форме миротворчества, - ввода внешних сил, но по согласию конфликтующих сторон, либо, если нет согласия сторон конфликта, то, согласно уставу ООН, только Совет безопасности ООН может принять решение о введении международных войск в зону конфликта. На это предусмотрено две причины: 1) если Совбез ООН фиксирует факт агрессии одного государства против другого; 2) когда Совет безопасности ООН фиксирует, что военный конфликт «представляет собой угрозу миру».

В течение 1998 года Совбез ООН несколько раз собирался по косовской ситуации и принял ряд резолюций, в которых было записано следующее: конфликт в Косово развивается по опасному сценарию и «может представить собой угрозу мира».

Юридическая тонкость – было указано, что «может представить угрозу», а не «представляет».

Исходя из этого, Российская позиция состояла в том, что Совбез не санкционировал вмешательство в Косово.

Американская позиция состояла в том, что Совбез санкционировал вмешательство в Косово.

Начались бомбардировки, которые привели к серьезному ухудшению отношений России с Западом.

Март 1999 г., Примаков - премьер-министр, он летел на переговоры с американцами по экономической тематике и, узнав о бомбардировке, дал приказ развернуть свой самолет назад и вернуться в Россию. Это получило название «разворот над Атлантикой». После этого Примаков начал говорить, о том, что в отношениях России и Запада наступил «холодный мир».

Были прерваны все формальные отношения России и НАТО, постоянный представитель НАТО в России был объявлен персоной нонграта. Россия, по крайней мере, пока Примаков был премьер-министром, до мая 1999 года активно выступала против натовских бомбардировок, говорила, что это незаконно, никем не санкционировано.

Что делали Натовцы, главным образом европейские союзники по НАТО?

Европейцы понимали, что ситуация скользкая с правовой точки зрения, поэтому во многих европейских странах началась компания, главным образом юридическая компания по нахождению правовых аргументов тому, что происходит в Косово, по легализации вторжения. И в результате была выработана следующая формула: все признавали, что да, войска НАТО нарушили букву устава ООН – решения Совбеза, ясного не было, но войска НАТО четко следовали духу устава ООН. Дух устава ООН, зафиксированный в преамбуле устава ООН, говорит, что не должно быть никакого геноцида, никаких этнических чисток. Соответственно возникла коллизия между духом и буквой права или между правом и моралью. Начали говорить, что пусть это в строгом смысле слова не соответствует праву, но моральный долг Европы – вмешаться в этот конфликт и остановить кровопролитье. Таким образом, идея морального долга, которая противоречит праву.

Потом уже американцы начали говорить – вот видите – устав ООН устарел, ООН тоже устарело. Буш произнес одну из своих знаменитых фраз, что ООН, должна доказать свою уместность в 21-м веке.

Период бомбардировок, с марта по май 1999 года – это была первая бесконтактная война, когда натовцы не вводили военный контингент. Все решалось посредством авианалетов и ракетных бомбардировок. За исключением пары жертв из-за одного сбитого самолета, вся эта компания была проведена для натовцев без жертв. В результате этого американское