Технология устройства фальцевой кровли

Дляфальцевых кровель используется листовая и рулонная оцинкованная сталь (как с полимерным покрытием, так и без него), а также цветные металлы: специальные сплавы на основе алюминия, титано-цинковые сплавы и медь.

Фальцевые кровли - это металлические кровли, в которых соединения отдельных элементов покрытия (картин) выполнены с помощью фальцев. Картина - элемент кровельного покрытия из рулона или нескольких листов, у которого кромки подготовлены для фальцевого соединения.

Фальц (фальцевое соединение) - вид шва, образующегося при соединении листов металлической кровли. Различают фальцевые соединения лежачие и стоячие, одинарные и двойные. Наиболее герметичным и влагонепроницаемым является двойной стоячий фальц - это продольное относительно уклона кровли соединение, выступающее над плоскостью кровли между двумя прилегающими кровельными I картинами, кромки которых имеют двойной загиб (рис. 3.1).

 

Длинные боковые края полос стали, идущие вдоль ската, соединяют стоячими фальцами, а горизонтальные - лежачими. Фальцы выполняются (закатываются), либо вручную специальным инструментом, либо современным способом - специальными электромеханическими закаточными устройствами.

Фальцевые кровли можно устраивать либо по обрешетке, которая выполняется из брусков (обычно, 50 x 50 мм) с определенным шагом (обычно, 25 см), либо по сплошному основанию. При несоблюдении требуемого (расчетного) шага может возникнуть прогиб стальных листов, что приведет к ослаблению и возможной деформации швов между листами металла. Это, впоследствии, нередко становится причиной протечек и коррозии металла, особенно в местах соединений «картин». Сплошное основание необходимо устраивать в местах примыкания, карнизных свесов, желобов и т.д., и, если кровля сложная, оно займет большую часть ее площади. Рекомендуемый уклон кровли при использовании фальцевой технологий - более 14°. При меньших уклонах кровли (от 7° до 14°) обязательным является устройство сплошного основания, а также применение двойного фальца, уплотненного специальным герметиком.

Для любых стальных, в том числе и фальцевых кровель очень важно соблюдение нормального температурно-влажностного режима в подкровельном пространстве. Нарушение требуемых параметров приводит к образованию конденсата на внутренней стороне листов, что также может служить причиной преждевременной коррозии. В качестве дополнительной защиты от конденсата используют, выпускаемые сегодня за рубежом, специальные антиконденсатные подкровельные пленки.

Используемые соединительные детали, такие как гвозди, болты, проволока, кляммеры, должны быть обязательно выполнены из оцинкованной стали, либо из цветных металлов. Это делается для того, чтобы они имели срок службы не меньший, чем кровельное покрытие.

На сегодняшний день традиционная технология устройства фальцевых кровель из металлических листов (с использованием деревянных молотков) используются на многих объектах, т.к. не требуют специального инструмента. Но она постоянно вытесняется новой, современной технологией устройства кровли из рулонного металла с применением электроинструмента.

Такая технология повышает качество швов и существенно увеличивает производительность труда кровельщиков. Рассмотрим эти две технологии поподробнее.

Традиционная технология, устройства кровли из листовой стали, требует высокой квалификации кровельщиков. Работы выполняются в несколько этапов.

Первый этап: изготовление «картин» для рядового покрытия скатов крыши, а также карнизных свесов, настенных желобов.

Для заготовки картин вначале прямо на стройплощадке делаются заготовки необходимых форм и размеров (по чертежам будущей кровли). Стальные листы размечают на детали. Затем стальные листы, в зависимости от толщины, разрезают различными видами ножниц и соединяют лежачими фальцами в картины, длиной в скат. Боковые кромки картин загибают, т.е. делают заготовки для выполнения стоячих фальцев.

Второй этап: картины поднимают на крышу и соединяют их боковые стороны друг с другом стоячим фальцем (чаще всего одинарным). Затем картины крепят к обрешетке узкими стальными полосками - кляммерами, которые одним концом заводят в стоячие фальцы при их изгибе, а другим крепят к брусу обрешетки. Таким образом, получается качественное кровельное покрытие, без каких-либо технологических отверстий. Отверстия у дымовых и газовых труб, в том числе и вентиляционные, закрывают фартуками из оцинкованной стали. Оцинкованную кровлю нельзя окрашивать обычными эмалями, нитро- и масляными красками. Для этой цели существуют специальные краски, правда, они весьма дорогостоящие. В последние годы кровельную оцинкованную сталь покрывают в условиях завода защитными полимерными покрытиями. Чаще так поступают с рулонными кровельными материалами.

Рулонная технология называется так потому, что кровельные «картины» изготавливаются непосредственно на строительных площадках из металла, доставленного в рулонах, и могут иметь длину равную длине ската кровли. Именно это позволяет избежать поперечных (лежачих) фальцев. Соединение кровельных картин осуществляется, как правило, в двойной стоячий фальц. Для обеспечения полной непроницаемости соединений фальц может быть уплотнен специальными герметиками.

Преимуществами рулонной технологии по сравнению с традиционной является:

· возможность использования не только обычной оцинкованной стали, но и стали с полимерным покрытием, которая по сравнению с традиционной более коррозионно- и

износоустойчива, а значит, и более долговечна;

· обеспечение высокой степени герметичности покрытия (за счет закатки в стоячий двойной фальц продольных швов смежных кровельных листов и, как правило, полного отсутствия горизонтальных лежащих фальцев);

· высокая технологичность и сниженная трудоемкость работ;

· практическая бесшумность, что крайне важно при работе в густонаселенных районах;

· возможность применения для кровель с любым уклоном, любой даже сложной конфигурации и любого размера;

· мобильность оборудования, которое позволяет выполнять все работы не только прямо на стройплощадке, но и непосредственно на рабочем месте кровельщика.

Существует еще одна современная разновидность фальцевой кровли: из специальных стальных панелей с самозащелкивающимися фальцами. Такие фальцы соединяют друг с другом, не применяя специальный инструмент. Ниже приведены краткие указания по технологии устройства кровли из панелей с самозащелкивающимися фальцами:

1. Для отвода конденсата уложить гидроизоляционный слой поверх стропил. Фиксировать стропила для обеспечения необходимой вентиляции подкровельного пространства.

2. Монтаж обрешетки производить с помощью досок 25x100 с шагом 500 мм. Сплошную обрешетку уложить у карниза, конька и вдоль ендовы, по 60 см с одной и другой стороны.

3. Перед началом монтажа панелей учитывать строгое направление и порядок укладки.

4. Установить карнизный лист, сливную ендову до монтажа панелей.

5. Демонтаж панелей производить путем отжатия и приподнимания замкового соединения.

6. Уложить лист ендовы. Закрепить кровельные панели к ендове с помощью кровельных саморезов 4,6x28 с резиновыми уплотнителями, по 2 на каждую панель.

7. Обрезать и уложить первую и последнюю панели.

8. Подогнуть обрезанные края панелей перед установкой фронтона.

9. Для обеспечения наилучшего внешнего вида выравнивать панели и отступать от края кровли на 40 мм.

10.При необходимости подогнуть нижний край панели и зацепитьза карниз. Фиксировать кровельные панели у конька и карниза кровельными саморезами 4,6x28,по2на каждый конец. Для лучшей надежности соединения установить заклепки на замковое соединение вначале и конце фальца.

11. Крепление фронтона производить тем же саморезом, что и концы кровельных панелей.

12.Фиксация конька с помощью кровельных саморезов, по одному на каждый фальц.

13.Фиксацию трапов, снегозадержания, антенных Держателей выполнять непосредственно за фальц, без повреждения кровельного покрытия.

14.Сборку длинных панелей из более коротких выполнять с перехлестом на 20-40 мм. Перед окончательным защелкиванием немного расплющить самый нижний фальц. Для обеспечения большей надежности в местах перехлеста нужно использовать дополнительные саморезы с уплотняющими прокладками.

Монтаж кровли производится по любому основанию с помощью специальных алюминиевых кляммеров.