Общая методика балльно-рейтинговой системы для бакалавриата первого курса дневного по курсу «История».
В конце каждого аудиторного занятия проводятся экспресс-вопросы, по результатам которых студент может по максимуму получить до 50% баллов. Экспресс-вопрос представляет собой 5–7 минутную контрольную работу, выполненную на отдельном листе в письменной форме. Баллы, полученные студентом по результатам опроса, выставляются в журнал в течение недели. Количество баллов устанавливается в диапазоне от 0 до 3.
*0 баллов выставляется при отсутствии студента на семинаре без уважительной причины. Студент, отсутствовавший на занятии по уважительной причине, имеет право на индивидуальное выполнение заданий экспресс-вопроса в сроки, согласованные преподавателем;
*1 балл выставляется в случае выполнения студентом от 21% до 50% учебных заданий, включенных в материал экспресс-опроса;
*2 балла – при выполнении студентом от 51% до 80% учебных заданий;
*3 балла – от 81% до 100% заданий
Кроме того, учебно-исследовательская активность студентоввыражается в выполнении следующих видов деятельности:
*учебно-научный доклад продолжительностью до 10 мин. по отдельной логически завершенной теме на семинарском занятии – до 15 баллов в зависимости от качества выступления;
*выполнение локального учебно-исследовательского проекта – до 15 баллов;
*индивидуальное устное сообщение продолжительностью 5–7мин. по отдельной логически завершенной теме – до 10 баллов;
*участие в учебной дискуссии (устное рецензирование ответов сокурсников и другие формы фрагментарного участия на занятии – до 5 баллов в зависимости от степени активности и качества участия в учебной дискуссии;
*развернутый логически завершенный ответ на вопрос при устном опросе –до 5 баллов;
*решение практических задач – до 5 баллов в зависимости от количества и качества решенных задач.
Количество баллов, необходимых для получения итоговой отметки по предмету смотреть в Приложении.
Задания экспресс-опросов
Тема 1. Введение. История как наука. Современное развитие историографии.
Вариант 1
1. Определите предмет исторической науки
2. Какую социокультурную роль выполняет знание истории?
3. Что такое «исторический источник»?
4. На основе какого критерия происходит выделение типов исторических источников?
5. Раскройте понятие «методология исторической науки»
Вариант 2
1. В чем заключаются отличия исторического познания от существующего в других науках?
2. Какие типы исторических источников выделяются в науке?
3. Что такое «критика источника»?
4. Какие методологические подходы пользуются наибольшей популярностью в современной отечественной исторической науке?
5. В чем заключаются особенности взгляда на историю, характерные для «теорий модернизации»?
Вариант 3
1. В каких формах историческое знание присутствует в обществе?
2. Назовите основные виды письменных исторических источников
3. В чем заключаются главные достоинства и недостатки формационного подхода?
4. В чем заключаются особенности взгляда на историю, характерные для «цивилизационного подхода»?
5. Раскройте понятие «историография»
Тема 3. Становление древнерусского государства Киевской Руси в IX-XI вв.
Вариант 1
1. Перечислите предпосылки образования государства у восточных славян
2. Назовите историков, являющихся основателями норманизма
3. С каким событием Нестор-летописец связывает возникновение русского государства?
4. Какую роль современная историческая наука приписывает варягам в деле создания древнерусской государственности?
5. В каком году по данным «Повести временных лет» произошло объединение северной и южной Руси?
Вариант 2
1. Откуда произошло название «Русь» согласно «Повести временных лет»?
2. Кто такие «варяги»?
3. Какой историк основал антинорманистское направление в исторической науке?
4. Перечислите известные походы русских князей на Константинополь
5. Дайте определение «уроков»
Вариант 3
1. Как объяснял возникновение этнонима «рось-русь» Б.А. Рыбаков?
2. С какой целью русские князья совершали походы на Константинополь?
3. Дайте определение «полюдья»
4. Определите период правления династии Рюриковичей
5. Назовите племенной союз, вошедший в конфликт с киевскими князьями во второй четверти X в.
Тема 8. Образование единого Русского государства.
Вариант 1
1. В каком году скончался московский князь Даниил?
2. Какое крупное восточноевропейское государство выступило в XIV в. в роли союзника тверских князей?
3. Назовите деятелей Русской церкви, оказавших в XIV в. поддержку Московскому княжеству.
4. С какими событиями связано понятие «Великая замятня»?
5. С каким княжеским домом породнился Дмитрий Иванович Донской?
Вариант 2
1. С какими событиями, по московскому преданию, связано строительство первого каменного сооружения при Иване I?
2. Назовите природное бедствие, нанесшее в середине XIV в. крупный урон русским землям.
3. Перечислите крупные военные столкновения с ордынцами во второй половине XIV в.
4. Назовите годы княжения Дмитрия Донского.
5. Как современной исторической наукой оценивается численность противников в Куликовском сражении?
Вариант 3
1. В каких годах в Московском княжестве шла феодальная война?
2. Смерть какого князя завершила феодальную войну в Московском княжестве?
3. Назовите предпосылки создания общерусского «Судебника»
4. Какие события считаются концом ордынского ига?
5. Какие события дали возможность московским князьям рассматривать себя в качестве преемников византийских императоров?
Тема 9. Русская культура в XIV–XV вв.
Вариант 1
1. Перечислите основные черты средневековой культуры.
2. Какие художественные произведения связаны с именем Андрея Рублева?
3. Что включает в себя «символизм» как черта средневековой культуры?
4. Какие новые черты проявились в летописании XV?
5. Какие основные жанры существовали в русской средневековой литературе?
Вариант 2
1. Почему XIV-XV вв. рассматриваются как период Предвозрождения в русской культуре?
2. Перечислите особенности литературного стиля «плетения словес».
3.Какие проторенессансные черты появились в русской культуре XIV-XV вв.?
4. Кто из деятелей русской церкви XIV в. оказал наиболее сильное влияние на художественный процесс?
5. Что являлось предметом полемики между иосифлянами и нестяжателями?
Вариант 3.
1. Назовете примеры воинских повестей в русской средневековой литературе
2. Что представлял собой жанр «хождения»?
3. Какие изменения в русской культуре вызвало монгольское нашествие и ордынское иго?
4. Назовите основные виды символов, использовавшихся в русской средневековой культуре.
5. Почему в период позднего средневековья усилилось влияние Византии и южных славян на русскую культуру?
Тема 10. Российское государство в XVI в.
Вариант 1.
1. Дайте определение понятию «вотчина».
2. Когда в России праздновался т.н. «Юрьев день»?
3. Назовите крупное русское княжество, последним потерявшее независимость в XVI в.
4. Когда в России был проведен первый Земский собор?
5. Перечислите состав «Избранной рады».
Вариант 2.
1.Перечислите знатные роды, боровшиеся за власть в годы малолетства Ивана Грозного.
2. Какие русские земли были уступлены Москве Литвой в XVI в.?
3. Назовите основные решения «Стоглава».
4. Когда и в связи с каким событием Россия обрела полный контроль над Волжским торговым путем?
5. Представительница какого боярского рода стала первой женой Ивана Грозного?
Вариант 3.
1. Что представляло собой «стрелецкое войско», созданное Иваном Грозным?
2. Какие функции в середине XVI в. выполнял «излюбленный голова»?
3. В каком году при Иване Грозном произошло издание нового «Судебника»?
4. Какие внешне- и внутриполитические задачи были решены присоединением территории Казанского ханства?
5. Назовите особенности развития России, которые определяли актуальность задачи выхода к морям в середине XVI в.
Тема 16. Россия на рубеже XVII – первой половине XVIII в.
Вариант 1
1. Сформулируйте причины относительного отставания России от Западной Европы к началу XVIII в.
2. Назовите европейских политических философов, чьи идеи повлияли на Петра I.
3. Как в современной исторической науке оценивается число мануфактур, созданных в ходе петровской модернизации?
4. В чем выразилась милитаризация экономики при Петре I?
5. Назовите мероприятия, позволившие Петру I решить проблему финансирования его реформ.
Вариант 2
1. Назовите годы царствования Петра I.
2. В каком году был произведен первый рекрутский набор?
3. Что представляли собой «монополии» в торговой политике России начала XVIII в.?
4. Перечислите основные особенности петровской промышленности.
5. Что заставило Петра I в конце XVII в. отказаться от продолжения борьбы с Турцией?
Вариант 3.
1. В каких годах Петром I было осуществлено «Великое посольство» в Европу?
2.Назовите районы строительства металлургических предприятий при Петре I?
3. Каким образом в ходе петровской индустриализации преодолевался недостаток рабочей силы?
4. Перечислите достоинства «северного варианта» решения проблемы выхода к морям.
5. Какие государства являлись союзниками России в Северной войне?
Тема 18. Россия во второй половине XVIII в.
Вариант 1
1. Дайте определение понятию «просветительства»
2. Назовите крупнейших иностранных идеологов просветительства
3. Какие причины заставили Елизавету Петровну объявить наследником будущего Петра III?
4. Когда был издан Манифест о вольности дворянства?
5. Охарактеризуйте направленность таможенной политики Петра III
Вариант 2
1. Раскройте содержание понятия «просвещенный абсолютизм»
2. Назовите известных сторонников просветительской идеологии в России
3. Раскройте содержание манифеста о вольности дворянства
4. Перечислите союзников России в Семилетней войне
5. Назовите годы царствования Екатерины II
Вариант 3
1. Приведите примеры европейских «просвещенных монархов»
2. Назовите крупнейший литературный проект просветительства
3. Кто и когда впервые провел в России секуляризацию церковных земель?
4. Назовите главную причину роста недовольства Петром III в среде русского дворянства
5. Какое основанное Екатериной II учреждение обсуждало в 1765 г. вопрос отмены крепостного права?
Тема 20. Россия в первой половине XIX в.: общая характеристика.
Вариант 1
1. Как назывался орган по разработке реформ, созданный в 1801 г. Александром I и его «молодыми друзьями»?
2. Как повлиял на ход реформ начала XIX в. проигрыш Россией войны с Францией в 1805 г.
3. Какое число крестьян воспользовалось «Указом о вольных хлебопашцах» до 1861 г.?
4. Перечислите черты, которые должны были появиться в системе власти и управления России по планам М.М. Сперанского
5. Назовите политика, которому после завершения наполеоновских войн было поручено написание текста российской Конституции
Вариант 2
1. Каковы должны были быть функции императора в органов системе власти, разработанной Сперанским
2. Кто входил в круг «молодых друзей» императора?
3. Назовите прерогативу, полученную сенатом в результате реформы Александра I
4. Как отразилось на внутриполитическом положении Александра I подписание Тильзитского мира?
5. Какой орган по планам Сперанского, должен был возглавить законодательную ветвь власти?
Вариант 3
1. Какие социальные слои представляли М.М. Сперанский и А.А. Аракчеев?
2. С какой целью в России вводились военные поселения?
3. Какой орган по планам Сперанского должен был возглавить исполнительную ветвь власти?
4. Какой иноземный правитель покровительствовал М.М. Сперанскому?
5. С чем связано прозвище «якобинская шайка», которое императрица Мария Федоровна дала членам «Негласного комитета»?
Тема 21. Внутренняя политика царизма в первой половине XIX в.
Вариант1
1. С чем была связана отставка М.М. Сперанского?
2. Охарактеризуйте направленность политики Александра I в области образования после завершения Наполеоновских войн
3. Перечислите отличия министерств от коллегий
4. Какой орган по планам Сперанского должен был возглавить судебную ветвь власти?
5. Перечислите регионы, получившие при Александре I право самоуправления.
Вариант 2
1. Какие черты быта в военных поселениях вызывали наибольшее недовольство солдат?
2. Как назывался русский парламент в в проекте русской конституции?
3. Как должно было быть устроено местное управление в России по планам Сперанского?
4. Когда был создан Государственный совет?
5. Какие функции возлагались на Государственный совет?
Вариант 3
1. Какие губернии вошли в «наместничество Балашова»?
2. Когда состоялось открытие Польского сейма?
3. Какой титул в Финляндии имел русский император?
4. Какое отделение императорской канцелярии при Николае I занималось реформами законодательства?
5. В какие годы П.Д. Киселев осуществил реформу государственной деревни?
Тема 23. Общественно-политическая мысль и общественное движение первой половины XIX в.
Вариант 1
1. Дайте определение общественной мысли
2. Какой вклад внес К. Маркс в понимание феномена идеологии?
3. Назовите идеологические направления в общественной мысли России первой половины XIX в.
4. Назовите классиков раннего либерализма
5. Каким образом классики либерализма объясняли право народа на восстание?
Вариант 2
1. Дайте определение общественного движения
2. Назовите главные особенности развития общественной мысли и общественного движения в России в первой половине XIX в.
3. Какой вклад внес Ф. Ницше в понимание феномена идеологии?
4. Дайте определение «естественному состоянию» в классическом либерализме
5. Какие изменение претерпел либерализм в начале XIX в.?
Вариант 3
1. Дайте определение понятию «идеология»
2. В каких целях, согласно классикам либерализма, заключается общественный договор?
3. Какой мыслитель считается создателем классического консерватизма?
4. Назовите общественный слой, являющийся базой либерализма
5. Какие изменения претерпел социализм в первой половине XIX в.?
Тема 24. Россия на пути буржуазной модернизации
во второй половине XIX в.
Занятие 1 (лекционное)
Вариант 1
1. Какие внешнеполитические события повлияли на начало буржуазных реформ в России?
2. Какой государственный орган первоначально разрабатывал проект освобождения крестьян?
3. Что являлось особенностью помещичьих проектов освобождения крестьян, составленных в черноземной полосе?
4. Как назывались площади, на которые уменьшался размер крестьянского надела при превышении верхней нормы?
5. Чему равнялся максимальный размер денежного оброка в России по условиям проведения крестьянской реформы?
Вариант 2
1. Назовите зарубежного монарха, оказавшего поддержку планам Александра II по освобождению крестьян
2. Когда Александром II впервые публично была озвучена идея освобождения крестьян?
3. Какой государственный орган утвердил окончательный вариант крестьянской реформы?
4. Что являлось особенностью помещичьих проектов освобождения крестьян, составленных в нечерноземной полосе?
5. Как назывались площади, на которые увеличивался размер крестьянского надела при недостижении нижней нормы?
Вариант 3
1. Что являлось особенностью помещичьих проектов освобождения крестьян, составленных в степной полосе?
2. Назовите регион России, для которого не устанавливались верхняя и нижняя нормы крестьянского надела
3. Какая операция лежала в основе определения суммы крестьянского выкупа?
4. Как назывались крестьяне, обязанные нести феодальные повинности до приведения в действие выкупной сделки?
5. Назовите дату издания манифеста об освобождении крестьян
Тема 25. Социально-экономическое развитие России
во второй половине XIX в.
Вариант 1
1. Как буржуазные реформы в России содействовали развитию капитализма?
2. Назовите исследователей, которые являются создателями мир-экономической теории
3. Назовите причины распространения крестьянской аренды земли в пореформенной России
4. На какой основе осуществляется развитие капитализма в сельском хозяйстве по «прусскому пути»?
5. В каких регионах России была распространена «американская модель» развития капитализма в сельском хозяйстве?
Вариант 2
1. Кто является автором труда «Развитие капитализма в России»?
2. Что представляет собой «ядро» в экономической системе капитализма?
3. На какой основе осуществляется развитие капитализма в сельском хозяйстве по «американскому пути»?
4. Что представляла собой капиталистическая система ведения помещичьего хозяйства?
5. В каком году в России был зафиксирован крупнейший до 1917 г. случай голода?
Вариант 3
1. Как оценивало степень зрелости российского капитализма «новое направление» в советской исторической науке?
2. Что представляет собой «периферия» в экономической системе капитализма?
3.В каких регионах России была распространена «прусская модель» развития капитализма в сельском хозяйстве?
4. Что представляла собой отработочная система ведения помещичьего хозяйства?
5. Назовите причину распространения капиталистической системы ведения помещичьего хозяйства в конце XIX в.
Тема 27. Внешняя политика России во второй половине XIX в.
Вариант 1
1. Назовите главное направление усилий русской дипломатии во второй половине 1850-х – 1860-х гг.
2. Как повлияла на внешнеполитическое положение России франко прусская война?
3. Какие страны оформили «Союз трех императоров»?
4. Назовите цели проникновения России в Среднюю Азию
5. Какой международный акт закрепил положения «циркуляра Горчакова»?
Вариант 2
1.Какое государство рассматривалось до начала 1860-х гг. в качестве потенциального партнера России?
2. Назовите годы польского восстания в царствование Александра II
3. Раскройте содержание «циркуляра Горчакова»
4. Назовите среднеазиатские государства, которые признали вассальную зависимость от Российской империи
5. Какой среднеазиатский народ последним вошел в состав Российской империи?
Вариант 3
1. Назовите среднеазиатское государство, чья независимость была ликвидирована в 1876 г.
2. Назовите административно-территориальное образование, созданное на территории Средней Азии
3. Перечислите дальневосточные территории, вошедшие в восстав Российской империи во второй половине XIX в.
4. Чьим владением после 1875 г. стали Курильские острова?
5. Раскройте основную причину продажи Аляски Соединенным Штатам Америки
Тема 30. Первая революция в России 1905– 1907 гг.
Вариант 1
1. Какое название получили события 9 января 1905 г., давшие начало революционному движению?
2. Раскройте содержание царского манифеста от 17 октября 1905 г.
3. Какой политический вопрос стал главным в повестке работы Первой и Второй государственных дум?
4. Какие задачи должна была решить переселенческая политика П.А. Столыпина?
5. Назовите город, в котором противники роспуска Первой думы подготовили свое воззвание населению
Вариант 2
1.Назовите броненосец Черноморского флота, восстание на котором является ярким примером революционного движения среди военнослужащих
2. Что явилось причиной неприятия т.н. «булыгинской думы» русской общественностью?
3. Какое событие непосредственно повлияло на издание манифеста 17 октября 1905 г.?
4. Назовите российские либеральные партии, созданные в период революции 1905-1907 гг.
5. Какая партия в годы революции 1905-1907 гг. активно осуществляла политику революционного террора?
Вариант 3
1. Назовите российские консервативные партии, созданные в период 1905-1907 гг.
2. Какой момент считается высшей точкой революции 1905-1907 гг.?
3. В каких регионах Российской империи отмечалось активное национальное движение?
4. Определите направленность политики П.А. Столыпина по отношению к сельской общине
5. Какой момент условно считается окончанием революции 1905-1907 гг.?
Тема 33. Революция 1917 г.: от Февраля к Октябрю.
Вариант 1
1. В день какого революционного праздника в 1917 г. в Петрограде начались крупномасштабные антиправительственные выступления?
2. Какое явление получило название «двоевластия»?
3. Какие структуры власти были созданы Временным правительством в провинции?
4. Назовите основные идеи, выраженные Лениным в «Апрельских тезисах»
5. Раскройте содержание «приказа № 1»
Вариант 2
1. Назовите дату отречения от престола императора Николая II?
2. Назовите орган, на который Временное правительство возлагало в будущем решение аграрного вопроса
3. Перечислите причины провала корниловского мятежа
4. Расшифруйте аббревиатуру «ВРК»
5. Раскройте содержание «Декрета о мире»
Вариант 3
1. Кто из политических деятелей стал первым председателем Временного правительства?
2. С какими событиями был связан «апрельский кризис» Временного правительства?
3. Когда и в связи с чем Временное правительство развернуло преследования руководства большевистской партии?
4. Расшифруйте аббревиатуру «СНК»
5. Раскройте содержание «Декрета о земле»
Тема 41. СССР в первое послевоенное десятилетие
Вариант 1
1. Какое явление называется «холодной войной»?
2. Перечислите обвинения, предъявленные «ленинградской группе» партийно-государственных руководителей.
3. В каком году в СССР прошло успешное испытание ядерного оружия?
4. В каком году СССР вышел на довоенный уровень промышленного производства?
5. Назовите общее число лиц, осужденных к моменту смерти ИВ. Сталина по 58-й статье УК
Вариант 2
1. Назовите условную дату начала «Холодной войны»
2. Какое явление называлось «космополитизмом» в поздний период сталинского правления?
3. Когда в СССР состоялась отмена карточной системы?
4. Какие писатели были затронуты постановлением ЦК ВКП (б) о журналах «Звезда» и «Ленинград»?
5. Раскройте содержание внешнеполитического заявления Г.М. Маленкова, использованного для его оттеснения от власти
Вариант 3
1. В чем выразилось участие СССР в Корейской войне?
2. Назовите страну, руководство компартии которой с 1948 г. вступило на путь конфронтации с СССР
3. Назовите дату смерти И.В. Сталина
4. Назовите причины отстранения от власти и казни Л.П. Берия
5. Перечислите государства, вошедшие в ОВД
Тема 44. СССР в период перестройки (1985 – 1991 гг.).
Вариант 1.
1. Когда советским партийно-государственным руководством был выдвинут лозунг «Ускорения»?
2. Назовите позитивные последствия антиалкогольной кампании в СССР
3. На каких условиях было достигнуто соглашение о ликвидации ракет средней дальности в Европе?
4. Что подразумевало внедрение принципа «гласности»?
5. Назовите важнейшее политическое событие 1989 г.
Вариант 2
1. Назовите советского руководителя, ставшего в 1985 г. Председателем Президиума Верховного совета СССР
2. Перечислите места проведения важнейших советско-американских встреч периода перестройки на высшем уровне
3. Перечислите основные оппозиционные движения и организации, созданные в СССР в конце 1980-х гг.
4. О чем гласила 6-я статья Конституции СССР?
5. Назовите членов ГКЧП
Вариант 3
1. Перечислите партийных руководителей, выдвинувшихся в период 1985-86 гг.
2. Когда М.С. Горбачевым был выдвинут лозунг «демократизации»?
3. Назовите регионы крупных межнациональных конфликтов в конце 1980-х – начале 1990х гг.
4. Перечислите важнейшие законы, реформировавшие в период перестройки экономическую систему СССР
5. Какое явление получило название «парад суверенитетов»?
Оценка ответа студента на экзамене
Отметка «отлично» выставляется за ответ на каждый:
· основной вопрос при условии качества ответа, соответствующего 9–10 баллам (по десятибалльной системе);
· дополнительный вопрос при условии качества ответа, соответствующего 5 баллам (максимальное количество).
Качество ответа, соответствующего 5 баллам, зависит от:
· умений формулировать четкие определения, делать необходимые выводы, давать оценки различным историческим процессам, явлениям, личностям в соответствии с современными методологическими подходами;
· освоения содержания рекомендованных учебных пособий для вузов;
· изучения научных, методологических работ, перечисленных в списке дополнительной литературы.
Отметка «хорошо» выставляется за ответ на каждый:
· основной вопрос при условии качества ответа, соответствующего 7-8 баллам (по десятибалльной системе);
· дополнительный вопрос при условии качества ответа, соответствующего 4 баллам (максимальное количество).
Качество ответа, соответствующего 4 баллам, зависит от:
· умений формулировать четкие определения, делать необходимые выводы, давать оценки различным историческим процессам, явлениям, личностям в соответствии с современными методологическими подходами;
· освоения содержания рекомендованных учебных пособий для вузов;
· изучения одной-двух научных работ, перечисленных в списке дополнительной литературы.
Отметка «удовлетворительно» выставляется за ответ на каждый:
· основной вопрос при условии качества ответа, соответствующего 5– 6 баллам (по десятибалльной системе);
· дополнительный вопрос при условии качества ответа, соответствующего 3 баллам (максимальное количество).
Качество ответа, соответствующего 3 баллам, зависит от:
· освоения содержания рекомендованных учебных пособий для вузов.
Отметка «неудовлетворительно» выставляется за ответ на каждый:
· основной вопрос при условии качества ответа, соответствующего 0–4 баллам (по десятибалльной системе);
· дополнительный вопрос при условии качества ответа, соответствующего 0–2 баллам (максимальное количество).
Качество ответа, соответствующего 2 баллам, зависит от:
· неполного освоения содержания одного учебного пособия.
Студент, набравший 91 % от максимального количества баллов по результатам экспресс-опросов и учебно-исследовательской активности, не имея при этом ни одного пропуска аудиторных занятий без уважительной причины и не более 5 % однобалльных оценок, освобождается от сдачи экзамена с получением отметки «отлично».
Для получения итоговой отметки «хорошо» студент, набравший от 71% до 90%, должен ответить на 2 основных и от 0 до 4 дополнительных вопросов. Оценки за ответы соответствуют 7–10 баллам за каждый основной вопрос и 4-5 баллам за каждый дополнительный вопрос. Важно, что перед началом экзамена студент самостоятельно определяет количество дополнительных вопросов с учетом того, что суммарное количество баллов, полученных при экспресс-опросах, оценке учебно-исследовательской активности, и баллов, полученных на экзамене, должно быть не менее 71 % от их максимального количества.
Для получения итоговой отметки «удовлетворительно» студент, набравший от 41% до 70%, должен ответить на 2 основных и от 0 до 4 дополнительных вопросов. Оценки за ответы соответствуют 5–10 баллам за каждый основной вопрос и 3–5 баллам за каждый дополнительный вопрос. Важно, что перед началом экзамена студент самостоятельно определяет количество дополнительных вопросов с учетом того, что суммарное количество баллов, полученных при экспресс-опросах, оценке учебно-исследовательской активности, и баллов, полученных на экзамене, должно быть не менее 41 % от их максимального количества.
Отметка «неудовлетворительно» выставляется в том случае, если суммарное количество баллов по результатам экспресс-опросов, оценки учебно-исследовательской активности, и баллов, полученных на экзамене, меньше 41 % от максимального количества баллов.
Количество баллов, необходимых для получения
итоговой отметки по предмету
Число пар аудиторных занятий | Максимальное число баллов по результатам: | Максимальное число баллов, полученных при оценке текущей успеваемости | Для допуска к итоговой аттестации необходимо | Количество баллов | ||||
экспресс-опросов | оценки учебно-исследовательской деятельности студентов | «5» «автомат» | «4» | «3» | «2» | |||
99 (100 %) | 89-99 | 69-88 | 38-68 | <41 |