Принципы организационного проектирования
· Единоначалие: у каждого работника может быть только один линейный руководитель.
· Соответствие звеньев управления функциям управления.
· Принцип четкого функционального разграничения — каждое звено должно иметь четко очерченные функции, не затрагивающие функций других подразделений
· Принцип объема контроля: ни один руководитель не может эффективно управлять числом работников, которое не соответствует его норме управляемости.
· Принцип минимизации ступеней управления: чем меньше ступеней в структуре, тем более гибко и оперативно будут приниматься меры на случай любых осложнений, а, следовательно, эффективнее будет работа предприятия в целом.
· Сосредоточение на каждой ступени всех необходимых функций управления.
· Принцип соответствия прав, обязанностей и ответственности каждого звена управления и должностного лица.
· Исключение работ: руководитель или специалист не должен выполнять такую работу, которую может выполнить младший по должности или специалист более низкой квалификации.
· Принцип вертикальной иерархии: все распоряжения “сверху вниз” и вся информация “снизу вверх” должны последовательно проходить по всем ступеням управления.
· Принцип согласования целей: частные цели подразделений и работников должны быть подчинены общим интересам всей организации.
· Принцип баланса полномочий: обязанности, права и ответственность подразделений и работников должны быть согласованы между собой как качественно, так и количественно.
· Принцип гибкости и экономичности — реагировать на изменения внешней и внутренней среды с наименьшими затратами.
· Принцип рационального сочетания централизации и децентрализации.
· Эмоциональная нейтральность: при выдаче заданий, прав, а, главное, при распределении ответственности руководитель не должен руководствоваться личностными предпочтениями.
Эти принципы в каждой конкретной ситуации они могут видоизменяться, например, они не полностью выполняются в матричных структурах.
Согласно классической теории организации, структура организации должна разрабатываться сверху вниз. Решение о выборе структуры организации в целом почти всегда принимается руководством высшего звена. Руководители низового и среднего звеньев лишь помогают ему, предоставляя необходимую информацию, а в более крупных организациях и предлагая структуру подчиненных им подразделений, соответствующую общей структуре организации, выбранной высшим руководством.
В широком смысле задача менеджеров при этом состоит в том, чтобы выбрать ту структуру, которая лучше всего отвечает целям и задачам организации, а также воздействующим на нее внутренним и внешним факторам. «Наилучшая» структурa – это та, которая наилучшим образом позволяет организации эффективно взаимодействовать с внешней средой, продуктивно и целесообразно распределять и направлять усилия своих сотрудников и, таким образом, удовлетворять потребности клиентов и достигать своих целей с высокой эффективностью.