Построение гипотез
Предварительное описание предмета исследования
Предварительное системно-комплексное описание предмета исследования есть целостное его воспроизведение в реальном пространстве — времени, охватывающее и факторы, влияющие на его функцию, направление и развитие. В результате происходит отбор эмпирического материала, который не может не быть изучен в данном исследовании.
Системный анализ позволяет рассмотреть составляющие (элементы) предмета исследования, внутренние и внешние связи.
Функциональный анализ позволяет выявить механизмы воздействия на изучаемые явления со стороны внешних связей и условий,
Комплексный анализ позволяет осуществить междисциплинарный подход и объемно представить «образ» исследуемого социального явления.
«Художник Тернер однажды рисовал вид Плимутской гавани, где стояли корабли, освещенные сзади. Он показал рисунок морскому офицеру и тот с удивлением и негодованием заметил, что у кораблей не было пушечных портов...
— Да, — ответил Тернер, — конечно, их тут нет. Если Вы увидите на фоне заката, то не различите пушечных портов.
— Но все-таки, — кипятился офицер, — вы ведь знаете, что они там есть.
— Да, отвечал Тернер, — я это прекрасно знаю, но я рисую то, что вижу, а не то, что знаю». Это закон всякой хорошей работы. В конечном итоге, описанием конкретного состояния предмета исследования создается образ исследуемого объекта и информационная база, т.е. такое концептуальное расчленение и детализация, которые необходимы для построения гипотетических предложений и решения поставленной проблемы.
Исходное теоретическое знание о проблеме исследования формируется как априорное, гипотетическое, когда желаемые результаты, выраженные в целях и задачах, устанавливаются предположительно, до проведения эмпирического исследования.
Гипотеза является формой предположения или допущения, в котором содержащееся знание носит вероятностный характер, но пригодный для рассуждения о непонятном, неясном, ставшим предметом исследования.
1. Это вероятностное знание.
2. Это достаточно обоснованное знание (но не истинное).
3. Это знание предполагает разрешение противоречия, лежавшего в основе проблемы.
4. Это знание содержит качественно новые моменты, по сравнению с имеющимися.
5. Это принципиально проверяемое знание, с указанием на способ проверки.
Гипотеза — предварительный «проект» решения поставленной проблемы, истинность которого предстоит проверить.
Классификация гипотез:
1. По задачам исследования:
- основные
- неосновные
2. По степени общности:
- основания
- следствия
3.По последовательности выдвижения:
- первичные
- вторичные
4. По содержанию:
а) описательные (о существенных свойствах объекта):
- структурные
- функциональные
б) объяснительные (предложения о значении факторов).
5. Прогнозные — о тенденциях.
Варианты:
а) Гипотеза объяснительная. «Можно предположить, что потенциальным покупателем газеты является такой человек, которому газета в целом нравится меньше, чем потенциальному подписчику. Это значит, что распределение читателей на подписчиков и покупателей объясняется различной степенью) интереса к газете».
б) Гипотеза описательная.
«В условиях радикальных перемен, расширения демократии и гласности резко возросло количество публикаций по исторической проблематике, которые во многом опровергают устоявшиеся взгляды на те или иные исторические события, явления, факты. В связи с этим массовое историческое сознание является пестрым, мозаичным и противоречивым, в котором, с одной стороны, господствуют сложившиеся ранее взгляды, мнения; с другой — пробивают дорогу новые оценки на общепринятые явления»;
в) Гипотезы - следствия:
«Успешность деятельности индивида во многом зависит не только от внешних условий, но и от комбинации его личностных особенностей (агрессивность, некоммуникабельность, предрасположенность к алкоголю и т. п.). Исходя из этого, можно предположить в рамках семейных отношений следствия, акцентирующие внимание на зависимости успешности брака от личностных характеристик супругов:
1) чем агрессивнее супруг или супруга, тем выше вероятность развода; 2) чем ригиднее привычки супругов, тем менее устойчив брак и др.»
Основные процедуры построения гипотез:
- выдвижение гипотез;
- формулировка (разработка) гипотез;
- проверка гипотез.