Построение гипотез

Предварительное описание предмета исследования

Предварительное системно-комплексное описание предмета исследования есть целостное его воспроизведение в реальном пространстве — времени, охватывающее и факторы, влияющие на его функцию, направление и развитие. В результате происходит отбор эмпирического материала, который не может не быть изучен в данном исследовании.

Системный анализ позволяет рассмотреть составляющие (элементы) предмета исследования, внутренние и внешние связи.

Функциональный анализ позволяет выявить механизмы воздействия на изучаемые явления со стороны внешних связей и условий,

Комплексный анализ позволяет осуществить междисциплинарный подход и объемно представить «образ» исследуемого социального явления.

«Художник Тернер однажды рисовал вид Плимутской гавани, где стояли корабли, освещенные сзади. Он показал рисунок морскому офицеру и тот с удивлением и негодованием заметил, что у кораблей не было пушечных портов...

— Да, — ответил Тернер, — конечно, их тут нет. Если Вы увидите на фоне заката, то не различите пушечных портов.

— Но все-таки, — кипятился офицер, — вы ведь знаете, что они там есть.

— Да, отвечал Тернер, — я это прекрасно знаю, но я рисую то, что вижу, а не то, что знаю». Это закон всякой хорошей работы. В конечном итоге, описанием конкретного состояния предмета исследования создается образ исследуемого объекта и информационная база, т.е. такое концептуальное расчленение и детали­зация, которые необходимы для построения гипотетических предложений и решения поставленной проблемы.

Исходное теоретическое знание о проблеме исследования формируется как априорное, гипотетическое, когда желаемые результаты, выраженные в целях и задачах, устанавливаются предположительно, до проведения эмпирического исследования.

Гипотеза является формой предположения или допущения, в котором содержащееся знание носит вероятностный характер, но пригодный для рассуждения о непонятном, неясном, ставшим предметом исследования.

1. Это вероятностное знание.

2. Это достаточно обоснованное знание (но не истинное).

3. Это знание предполагает разрешение противоречия, лежавшего в основе проблемы.

4. Это знание содержит качественно новые моменты, по сравнению с имеющимися.

5. Это принципиально проверяемое знание, с указанием на способ проверки.

Гипотеза — предварительный «проект» решения поставленной проблемы, истинность которого предстоит проверить.

Классификация гипотез:

1. По задачам исследования:

- основные

- неосновные

2. По степени общности:

- основания

- следствия

3.По последовательности выдвижения:

- первичные

- вторичные

4. По содержанию:

а) описательные (о существенных свойствах объекта):

- структурные

- функциональные

б) объяснительные (предложения о значении факторов).

5. Прогнозные — о тенденциях.

Варианты:

а) Гипотеза объяснительная. «Можно предположить, что потенциальным покупателем газеты является такой человек, которому газета в целом нравится меньше, чем потенциальному подписчику. Это значит, что распределение читателей на подписчиков и покупателей объясняется различной степенью) интереса к газете».

б) Гипотеза описательная.

«В условиях радикальных перемен, расширения демократии и гласности резко возросло количество публикаций по исторической проблематике, которые во многом опровергают устоявшиеся взгляды на те или иные исторические события, явления, факты. В связи с этим массовое историческое сознание является пестрым, мозаичным и противоречивым, в котором, с одной стороны, господствуют сложившиеся ранее взгляды, мнения; с другой — пробивают дорогу новые оценки на общепринятые явления»;

в) Гипотезы - следствия:

«Успешность деятельности индивида во многом зависит не только от внешних условий, но и от комбинации его личностных особенностей (агрессивность, некоммуникабельность, предрасположенность к алкоголю и т. п.). Исходя из этого, можно предположить в рамках семейных отношений следствия, акцентирующие внимание на зависимости успешности брака от личностных характеристик супругов:

1) чем агрессивнее супруг или супруга, тем выше вероятность развода; 2) чем ригиднее привычки супругов, тем менее устойчив брак и др.»

Основные процедуры построения гипотез:

- выдвижение гипотез;

- формулировка (разработка) гипотез;

- проверка гипотез.