Постановка исследовательской проблемы

Логическая последовательность действий при разработке программы

 
 


 

Проблема — это форма вопросительных высказываний, выражающих неопределенность, которая подлежит научно-практическому решению. Ее постановка является начальным звеном всякого социологического исследования, так как сама проблема — это социальная задача, которая нуждается в непосредственном решении. В свою очередь, поставленная проблема подчиняет своему решению все познавательные действия исследователя и определяет состав познавательных действий.

 

 
 

 


Классификация проблем:

- гносеологические (недостатки познавательной информации)

- предметные (реальные социальные противоречия)

- по носителю (стратификационные, демогра­фические, семейные и т. д.)

- по масштабам (глобальные, региональные) — по времени (кратко-, средне-, дальнесрочные)

- по глубине (одноплановые, комплексные, системные).

Проблемы порождаются социальной действительностью или развивающимся знанием и сознательно формулируются социологом в форме ясных вопросов, на решение которых направлена вся познавательная деятельность в социологическом исследовании. В процессе постановки проблемы можно выделять две основные процедуры: осмысление проблемной ситуации и формулировку (разработку) проблемы.