Постановка исследовательской проблемы
Логическая последовательность действий при разработке программы
Проблема — это форма вопросительных высказываний, выражающих неопределенность, которая подлежит научно-практическому решению. Ее постановка является начальным звеном всякого социологического исследования, так как сама проблема — это социальная задача, которая нуждается в непосредственном решении. В свою очередь, поставленная проблема подчиняет своему решению все познавательные действия исследователя и определяет состав познавательных действий.
Классификация проблем:
- гносеологические (недостатки познавательной информации)
- предметные (реальные социальные противоречия)
- по носителю (стратификационные, демографические, семейные и т. д.)
- по масштабам (глобальные, региональные) — по времени (кратко-, средне-, дальнесрочные)
- по глубине (одноплановые, комплексные, системные).
Проблемы порождаются социальной действительностью или развивающимся знанием и сознательно формулируются социологом в форме ясных вопросов, на решение которых направлена вся познавательная деятельность в социологическом исследовании. В процессе постановки проблемы можно выделять две основные процедуры: осмысление проблемной ситуации и формулировку (разработку) проблемы.