Процессный, системный и ситуационный подходы в управлении

 

Процессный подход интенсивно разрабатывался в 50 - 70 годы, широко применяется и в настоящее время. Особенностью является повышенное внимание управленцев к самоуправлению. Такие действия получили название управленческих функций. Слово “функция” латинского происхождения и означает выполнение, деятельность, обязанность. Этот подход был впервые предложен основоположниками школы административного управления, которые пытались описать функции управления. Однако в то время (1920 - 1950) эти функции рассматривались как независимые друг от друга.

Эту концепцию первоначально разработал А. Файоль, выделив исходные функции. По его мнению, “Управлять - означает предсказывать, планировать, организовывать, распоряжаться, координировать и контролировать”. Другие авторы разработали иные перечни функции.

В противоположность этому, процессный подход рассматривает функции управления как взаимосвязанные.

Управление рассматривается как процесс, так как работа по достижению целей с помощью других является не единовременным действием, а серией непрерывно связанных действий. Их называют управленческими функциями, каждая из которых тоже представляет собой процесс.

Процесс управления состоит из функций планирования, организации, мотивации и контроля. Эти четыре первичных функции управления объединены связующими процессами коммуникации и принятия решения.

 

Системный подход в настоящее время является одним из наиболее широко используемых. Впервые он был применен в точных науках и технике, а с конца 50-х годов стал использоваться и в практике менеджмента. Он связан с применением общей теории систем для решения управленческих задач. Эта теория дала возможность интегрировать вклады всех школ теории и практики управления.

Системный подходрассматривает организацию как многоплановое явление, связывающее в единое целое цели, ресурсы и процессы, протекающие в организации и вне ее.

Системный подход можно считать универсальной методологией менеджмента, суть которой – формирование образа мышления, рассматривающего в единстве все явления внешней и внутренней среды. Он предполагает мысленный охват всех явлений как единого целого, их объективную оценку, обеспечение развития всей системы с учетом внутренних переменных, предвидение положительных и отрицательных последствий принимаемых управленческих решений.

 

Система – совокупность взаимосвязанных элементов, взаимодействующих между собой и внешней средой в процессе достижения поставленных целей.

Характеристики системы:

1. Целостность – система выступает как целостный объект, в большей или меньшей степени отделенный от внешней среды.

2. Взаимосвязанность – все элементы системы прямо или косвенно связаны друг с другом и изменение их состава изменяет взаимосвязи остальных элементов.

3. Синергизм – все элементы системы в совокупности обеспечивают большую эффективность, чем суммарная эффективность отдельно взятых частей.

4. Адаптивность – способность системы адекватно реагировать на изменения внешней среды и приспосабливаться к ним.

5. Гомеостатичность – поддержание существенно важных для системы параметров в допустимых пределах.

Подсистема – это часть системы, которая в свою очередь, может состоять из более меньших подсистем. Поскольку все они взаимозависимы, неправильное функционирование даже наименьшей из них может влиять на систему в целом. Распределение организации на отделы, службы, звенья позволяет руководству создавать подсистемы разного уровня управления. При этом достигается эффективное выполнение функций управления благодаря четкому разделению труда и делегированию полномочий.

Существуют открытые и закрытые системы.

Закрытая система имеет жесткие, фиксированные границы, ее действия являются относительно независимыми от среды, окружающей систему. Например: часы – закрытая механичная система, не зависящая от внешней среды, пока у него имеется источник накопленной энергии.

Открытые системы характеризуются взаимодействием с внешней средой. Все организации являются открытыми системами. Такие системы не самообеспечиваемые – они зависят от энергии, информации и материалов, которые поступают извне.

 

Ситуационный подход был предложен в конце 60-х годов в Гарвардской школе бизнеса (США), однако еще в 20-е годы М.П.Фоллет говорила о «законе ситуации», что «различные ситуации требуют различные типы знаний». В 1948 г. Ральф Стогдилл (университет штата Огайо), проведя исследование характерных качеств лидеров, также пришел к выводу, что именно ситуация по большей части определяет, какие черты и навыки нужны лидеру. Данный подход составил одну из основ активно разрабатываемой в настоящее время концепции стратегического управления (Игорь Ансофф).

Ситуационный подход предполагает, что формы, методы, системы, стили управления должны существенно варьироваться в зависимости от сложившейся ситуации.

Например: все организации должны создавать структуры управления, чтобы достигнуть своих целей. Однако существует множество способов построения структур, к тому же структуры могут отличаться звенностью, уровнем централизации, типом организационного построения и др. Руководство должно решить, каким именно способом целесообразно достигнуть своих целей, какая именно структура управления подходит к данной ситуации. Более того, поскольку ситуация может изменяться, руководство должно учитывать и быть готовым своевременно изменить структуру (для сохранения эффективности организации). Таким образом, ситуационный подход связывает конкретные приемы и концепции с определенными конкретными ситуациями, чтобы эффективно достичь целей организации.

Основные положения ситуационного подхода в управлении разработаны американскими теоретиками в сфере управления Питером Друкером, Игорем Ансоффым, Майклом Портером.

 

Ситуация – это конкретный набор обстоятельств, которые сильно влияют на организацию в данное конкретное время.

Методология ситуационного подхода включает следующие основные положения:

· руководитель должен знать средства управления, которые на правктике показали свою эффективность в определенной ситуации;

· каждая управленческая концепция имеет свои сильные и слабые стороны в конкретной ситуации. Руководитель должен уметь предвидеть положительные и отрицательные последствия от применения данной концепции;

· руководитель должен уметь правильно интерпретировать ситуацию и увязать с ней конкретные методы работы для эффективного достижения цели.

Ситуационный подход пытается увязать конкретные приемы и концепции с определенными конкретным ситуациями для того, чтобы достичь целей организации наиболее эффективно. Если не правильно определены факторы, влияющие на ситуацию, то нельзя полностью оценить и приспособить метод управления к решению ситуации.

Установление конкретных ситуационных переменных, в особенности в области лидерства, поведения организационных структур и количественных оценок явилось наиболее важным вкладом ситуационного подхода в управление.