Абстрактный конкретный (наблюдаемый)
ЯЗЫК РЕЧЬ
Общая характеристика языка как системы знаков
Системно-структурная организация языка.
Путь развития любой науки – от наблюдаемых фактов к систематизации и обобщению, выведению общего суждения о множестве фактов. Во всех языках – соотношение наблюдаемого уровня объектов и представляемого. На наблюдаемом уровне – варианты, на абстрактном – инварианты. Системный подход означает переход от фрагментарного и разрозненного представления о мире (наблюдаемое) к целостному представлению. Целое есть системно-структурная организация элементов. Набор эл-тов и определенные типы отношений.
Язык – феномен, который дан нам в чувственном опыте: восприятие, использование. Говоря, мы видим и используем лишь его фрагмент. Однако сам факт использования языка говорит о том, что в нашем сознании мы обладаем целостностью языковой системы. Наша речь – это реализация некоторого мыслительного целого. Системность языка и речи – теория Ф.де Соссюра. Язык относится к понятийной сфере. Это комплекс знаков для обозначения понятий. Системность речи не вызывает сомнений. Предполагаем, что и язык системен.
Понятия системы и структуры.
Характеристики системы: целостность, членимость, наличие типа отношений, или способа объединения эл-тов.
Система описывается с различных точек зрения:
· инвентарь эл-тов (состав, дескриптивное описание характеристик эл-тов – таксономия).
· функциональные особенности системы.
· структурное описание. Иерархическое расслоение системы.
Система языка незамкнутая, открытая, динамичная. Развитие языка во времени и пространстве (отдельного человека, народа, территории). Взаимовлияние языков.
- Уровневая организация
Уровни – автономные образования в системе, подсистемы. Язык – иерархически организованная система уровней. Каждый имеет свою единицу.
единицы- инварианты единицы-варианты
фонема → звук, аллофон
↓ отношения вхождения (а обратно – разложения)
морфема → морф
↓
Слово → слово (речевое значение)
↓
Схема словосочетания → Словосочетание
↓
схема предложения → Высказывание
↓
структура текста → Текст
Отношения репрезентации, реализации
На каждом уровне мы видим обобщение единиц в классы. Единица уровня – называет класс однородных элементов.
Функции единиц языка.
Фонема – различение оболочек слов.
Морфема – строительный материал + носитель грам.значений.
Словосочетание – строительный материал для предложения.
Предложение – коммуникативная функция.
- Принцип «двойного членения» системы.
Знаки(слова, предложения), субзнаки(морфемы)и не-знаки(фонемы)в системе языка.
- Каждый из уровней - сам системно-структурное образование. На уровне слов – синонимо-антонимические группы, объединения слов с точки зрения времени, общности употребления.
- Парадигматика и синтагматика как два типа общих отношений в языке
В системе отношения между уровнями и внутри уровня.
Отношения иерархии, вхождения – отношения парадигматические. Парадигма как группа однородных, обладающих общим признаком эл-тов, которые могут заменяться в определенной позиции. Принцип «или/или». Система форм одного слова: free (англ.) – свободный, не закрепленный; способный что-то делать; не работающий нигде; free ticket – льготный билет.
Система звуков в разных позициях.
Синтагматика – отношения присоединения: а+в. Построение слов из частей, предложений из слов и словосочетаний.
- Существование системы в синхронии и диахронии. Системно-структурная организация языка, наличие в нем обязательных отношений синтагм. и парадигматики – это универсальные положения, постулаты для всех языков. Другие постулаты. Порождение языком речи. Постулат о синхронии / диахронии. Каждый элемент языка может быть рассмотрен в состоянии данной минуты и как часть видоизменений в истории. Синхрония – современное состояние языка. Диахронический аспект – исторический.
↓ - ось одноврéменности
→ - ось времени
Относительность противопоставления.
Раздел 2. Фонетика и фонология