Оценочные центры
Недостатки управления методом оценки эффективности
Преимущества
Введение
УПРАВЛЕНИЕ МЕТОДОМ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ
Управление методом оценки эффективности (УМОЭ) — это система, которая направлена на повышение эффективности деятельности компании и мотивацию, оценку и обучение работников путем интегрирования их личных целей с задачами и целями компании.
(а) Работники вынуждены серьезно обдумать свою роль и задачи, причину необходимости решения этих задач и наилучшие пути их решения.
(б) Уточняются цели и выявляются критически важные элементы работы.
(в) Работники и их руководители вынуждены сотрудничать, тем самым осуществляется координация деятельности разных уровней руководства, подразделений и происходит согласование долгосрочных и краткосрочных целей компании.
(а) Практически невозможно выразить в количественных показателях эффективность выполнения некоторых видов деятельности, которые по природе своей не имеют количественного выражения (например, обязанности по консультированию, работа портье).
(б) Внимание и усилия сосредоточиваются на краткосрочных поддающихся измерению задачах, при этом игнорируются не гораздо более важные, а менее точные с количественной точки зрения долгосрочные цели.
(в) Трудности, возникающие вследствие того, что перед подчиненными ставят цели, но не предоставляют ни ресурсов, ни информации и ни полномочий, необходимых для их достижения.
Оценочный центр представляет собой особую форму аттестации, цель которой — выявить потенциал работника для продвижения его по карьерной лестнице. Центр представляет собой серию упражнений, таких, как групповое обсуждение без лидера, ролевые игры, деловые игры и подготовка десятиминутных речей.
Преимущества оценочных центров заключаются в следующем.
(а) Они позволяют получить о кандидатах гораздо больше информации, нежели при собеседовании.
(б) Оценочные центры создают подходящую обстановку для оценки навыков кандидатов в межличностном общении, например, силы убеждения, настойчивости, способности противостоять стрессам, коммуникационных способностей и т.д.
(в) У кандидатов имеется достаточно времени, чтобы освоиться, «войти» в процесс оценки и тем самым избавиться от нервозности, которая в противном случае могла бы помешать им проявить свои лучшие качества.
(г) Само по себе участие в работе оценочного центра может быть весьма полезным и интересным познавательным опытом для кандидатов.
Проблемы, связанные с оценочными центрами, можно свести к следующему.
(а) Это достаточно дорогостоящий метод, поскольку для того, чтобы он эффективно работал, все должно быть очень тщательно и профессионально подготовлено; кроме того, следует учитывать специфические требования компании. В дополнение к этому большое количество менеджеров, являющихся оценщиками, прерывают основную работу и тем самым растрачивают драгоценное управленческое время.
(б) Утверждается, что личностные характеристики, исследуемые на примере выполнения заданий оценочного центра (многие из которых составлены в психологическом отношении профессионально) не могут быть точно измерены даже за три-четыре дня.
(в) Оценщики могут не быть полностью знакомы с деталями работы, которые должны будут выполнить успешные кандидаты. Отсюда — вероятность неверной оценки или оценки не тех качеств, которые больше всего необходимы в контексте данной работы.
(г) Оценка личности кандидата и прочих его характеристик должна неизбежно нести на себе отпечаток некоторой субъективности оценщика, в частности, системы ценностей, которой он руководствуется, принимая решения и оценивая.