Проблемы метода шкалы оценок
Методы оценки
Существует множество различных схем аттестации, однако на практике они в основном представляют собой разные вариации следующих схем.
(а) Ранжирование, в рамках которого требуется расставить подчиненных по порядку в зависимости от их заслуг (достижений), причем, как правило, по их реальной способности выполнять работу, хотя иногда ранжирование проводится по нескольким выбранным характеристикам.
(б) Классификация, в рамках которой работников распределяют по нескольким заранее установленным категориям достижений (заслуг) на основании общей эффективности деятельности работников. Как правило, этих категорий пять.
(в) Шкала оценок - наиболее часто использующийся метод аттестации. Его основу составляет список личностных характеристик или факторов, против каждой из которых размещается шкала, состоящая, как правило, из пяти пунктов, и менеджер (руководитель) отмечает на шкале, в какой степени тот или иной фактор или характеристика присущи работнику.
(г) Метод открытой аттестации представляет собой инновацию сравнительно недавнего времени, которая была введена в связи с неудовлетворительностью схемы шкалы оценки.
(д) Шкала ожидаемых моделей поведения представляет собой небезынтересную разработку в области методов аттестации персонала. Этот подход, который иногда именуется техникой BARS (от англ. — Behaviourally Anchored Rating Scale — «Шкала оценок характерного поведения». Этот метод требует от руководителя выбора тех вариантов поведения подчиненного, которые аттестующий считает типичными для данного работника.
При использовании для аттестации метода шкалы оценок полученные результаты будут ненадежны в следующих случаях.
(а) Менеджеры часто стремятся избежать использования крайних пределов рейтинга.
(б) У каждого менеджера могут быть свои стандарты оценки, на которые иногда влияет их личное предубеждение против кого-либо из работников.
(в) Каждый менеджер может вкладывать разный смысл в названия факторов, например, такие, как сотрудничество и инициатива, если только каждый фактор не имеет четкого определения.
(г) Результаты такой аттестации скорее несут на себе сильнейший отпечаток недавнего поведения аттестуемых работников, чем отражают оценку их работы за целый период.
(д) На решения руководителя может сильнейшим образом влиять конкретное благоприятное или неблагоприятное качество работника, что и приведет к завышению или занижению оценки работника (явление ореола).
(е) Разработка шкалы оценок, подходящей для аттестации всех работников организации, представляется довольно сложной задачей, Например, шкала, показанная в приложении 2, является совершенно неподходящей для деловой оценки менеджеров.
Эти проблемы можно преодолеть, если профессионально определить факторы и содержание рейтинга, а также обучить менеджеров применению этой схемы аттестации.