Примеры психометрических тестов

Ситуационные тесты на определение индивидуальности

Внешнее впечатление

Отбирая персонал, многие полагаются на интуитивное восприятие претендента, на первое впечатление, которое складывается на осно­ве интерпретации телосложения, манеры одеваться и говорить, прически, а также под влиянием настроения в данный момент. Не­которые утверждают даже, что могут оценить человека мгновенно, как только он входит в помещение. Иногда такие суждения дейст­вительно оказываются удивительно точными, но чаще это не так. Для некоторых видов работы первое впечатление о человеке чрез­вычайно важно, например, если речь идет о торговом представите­ле, но для большинства видов работ внешний вид не так важен. В любом случае подготовка и тренинг могут значительно улучшить первое впечатление, производимое человеком.

В тестах этого типа индивидуальность претендента на вакансию оценивается не опосредованно, на основании его ответов или ин­терпретации его внешнего вида, а более непосредственно — путем наблюдения за его фактическим поведением в контролируемых об­стоятельствах.

Тестирование обычно проводится групповым методом. Группе кандидатов (обычно от пяти до десяти человек) предлагается для обсуждения какая-нибудь тема, представляющая общественный ин­терес, и в течение обычно 30—45 мин. происходит дискуссия без участия лидера или председательствующего, отсюда и название — «обсуждение в группе без лидера». За ходом дискуссии могут на­блюдать несколько экспертов, но они не вмешиваются в обсужде­ние, а только могут предложить новую тему для обсуждения или закрыть дискуссию.

Психометрическими тестами называются тесты, выявляющие такие стороны психологического портрета личности, как уровень развития интеллекта, личностные характеристики, мотивацию и проч. Как правило, тестируемые отвечают на вопросы, которые требуют выражения их отношения к различным проблемам и ситуациям.

Примеры психометрических тестов, наиболее часто используе­мых в Великобритании для тестирования кандидатов на вакансии, приводятся ниже.

(а) Тест 16 PF, в основе которого лежит предположение о нали­чии 16 кластеров поведения (факторов), касающихся таких личност­ных качеств, как возбудимость, настойчивость, сознательность, эмо­циональная стабильность, экстраверсия/интроверсия характера, жизне­радостность или унылость и т.д.

(б) Индикатор типа Майерс-Бриггс, который направлен на катего­ризацию тестируемых субъектов по четырем основным типам: пред­метный/интуитивный, логический/эмоциональный, ориентирован­ный на результат/ориентированный на процесс, интроверт/эк­страверт.

(в) DISC-mecm, направленный на выявление степени доминирова­ния, влияния (или силы побуждения), подчинения (или устойчи­вости) и уступчивости характера тестируемых субъектов. Результа­ты теста графически отражаются на звездообразной диаграмме, смысл которой — показать собственное мнение субъекта о своей личности, его фактическую индивидуальность и способность про­тивостоять давлению.

(г) Перечень личностных характеристик Айзенка, состоящий из набо­ра простых вопросов, требующих ответа «да» или «нет», направлен­ных на оценку таких свойств личности, как интроверсия/экстраверсия и стабильность/возбудимость. Каждое из этих свойств за­тем подразделяется на подкатегории. Например, «стабильный» субъект далее подразделяется на подкатегории «флегматик» и «сан­гвиник».