Меры административной ответственности.

Административно-присекательные меры.

Административно-присекательные меры – это способы и средства принудительного воздействия, применяемые в целях прекращения противоправного деяния и предотвращения наступления вредных последствий.

Виды:

ü Проверка документов у граждан, совершающих административное правонарушение

ü Доставление правонарушителя в правоохранительный орган

ü Требование сотрудника правоохранительного органа прекратить противоправные действия

ü Применение сотрудником правоохранительного органа физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.

ü Административное задержание правонарушителя

3. Мера административно-процессуального обеспечения– это одна из разновидностей методов административного принуждения, применяемая в целях пресечения административного правонарушения, установление личности правонарушителя, составление протокола административного правонарушения, обеспечение своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении и исполнение принятого по делу решения (постановления).

Виды:

ü Доставление

ü Административное задержание

ü Личный досмотр, досмотре вещей, ТС, находящегося при физическом лице, осмотр принадлежащих юридическому лицу помещения, территорий, находящихся там вещей и документов.

ü Изъятие вещей и документов – в целях своевременного выполнения решения, документы изымаются в момент совершения правонарушения.

ü Отстранение от управления ТС соответствующего вида

ü Освидетельствование на состояние алкогольного опьянения

ü Медицинское освидетельствование на состояние опьянения

ü Задержание ТС, запрещение его эксплуатации

ü Арест товаров, ТС, иных вещей

ü Привод нарушителя в ОВД

ü Временный запрет деятельности – только в отношении юридических лиц либо ИП, либо должностных лиц, срок – не превышает 90 суток, устанавливается только судом

Выражается в административных правонарушениях, за совершение их устанавливается вид административного наказания.

Административное наказание – это установленная государством мера ответственности за совершение административного правонарушения и применяемое в целях предупреждение совершения новых правонарушений как самим правонарушителем так и другими лицами (частная и общая превенция).

ü Предупреждение

ü Административный штраф

ü Конфискация орудий совершения или предмета административного правонарушения

ü Лишение специального права, предоставленного физическому лицу

ü Административный арест – только судом, сроком до 15 суток

ü Административное выдворение за пределы РФ иностранного гражданина либо лица без гражданства. Путают с депортацией – отличие в том что, административное выдворение – это вид административного наказания, депортация – мера пресечения либо принуждения, например у которого истекли основания на пребывание в РФ.

ü Дисквалификация – только судом к особым субъектам – должностные лица

ü Административное приостановление деятельности.

 

Административное правонарушение

1. понятие, признаки, состав административного правонарушения.

Административное правонарушение – это противоправное виновное действие или бездействие физического или юридического лица, за которое КоАПом или законами субъектов РФ об адм. правонарушениях установлена административная ответственность.

Признаки АП:

ü Деяние – стоит из действия или бездействия. Действие – это активная форма поведения правонарушителя, непосредственно связанная с нарушением предписания нормы права, невыполнением обязанностей и законных требований, нарушением запрета. Бездействие – это пассивная форма поведения правонарушителя, непосредственно связанная с невыполнением обязанности соблюдать норму права, а также иных обязанностей и законных требований.

ü Вредность – признак административного правонарушения, который по социальной значимости выражается в деяниях, причиняющих вред законным интересам граждан, обществу и государству.

ü Противоправность – это совершение деяния, нарушающего нормы административного и иных отраслей права - земельное, налоговое, трудовое право и т.д., которое охраняется мерами административной ответственности.

ü Виновность – административное правонарушение признается совершенным в том случае, если имеется вина лица, совершившего данное правонарушение, т.е. содеянное было совершено умышлено либо по неосторожности.

ü Наказуемость – административным правонарушения признается только то деяние, за которое предусмотрена административная ответственность.

 

Состав АП – это совокупность признаков (элементов) – при наличии которых противоправное деяние может повлечь административную ответственность.

ü Объект - это общественные отношения, возникающие в сфере государственного управления, регулируемые нормами АП и охраняемые мерами административной ответственности (то, на что направлено противоправное посягательство) – общий объект.

Виды объектов:

- общий объект – КоАП и законы

- родовой объект – совокупность общественных отношений, группа однородных общественных отношений управленческого характера, на которые посягает правонарушитель (отношения в с/х, промышленности, на транспорте).

- непосредственный (видовой) объект – конкретный объект посягательства, к которому относятся права человека

ü Объективная сторона – это деяние (действие/бездействие), выраженное в нарушение установленных административно-правовыми нормами правил.

Признаки:

- действие/бездействие

- время

- место

- способ

- характер совершенного деяния

- наступившие вредные последствия

- причинная связь между деянием и наступившими вредными последствиями.

Факультативные признаки:

-повторность – это совершение одним и тем же лицом в течение года одного и того же правонарушения, за которое оно подвергалось административному наказанию.

- неоднократность – это совершение более 2х однородных правонарушений, предусмотренных конкретной статье в течение года.

- злостность – это упорство, четко выраженное нежелание правонарушителя подчиниться неоднократно-предъявляемым законным требованиям либо предупреждениям компетентного лица.

-систематичность – это более 3х нарушений в год одним правонарушителем в одной сфере.

- продолжительность – это совершение одним и тем же лицом нескольких сходных правонарушений, за каждый их которых он должен привлекаться к административной ответственности

- длящееся правонарушение – длительное невыполнение требований правовой нормы в виде действия или бездействия.

ü Субъект

Субъектом административного правонарушения признается лицо, совершившее общественно опасное деяние и способное нести административную ответственность (обладающее административной деликтоспособностью).

По действующему законодательству субъектами административных правонарушений признаются индивидуальные субъекты и юридические лица.

Индивидуальные субъекты – физические лица, достигшие 16-летнего возраста и обладающие вменяемостью.

Вменяемость – способность физического лица, достигшего 16-летнего возраста, осознавать фактический характер своего деяния, его общественную опасность и руководить им.

Индивидуальные субъекты административных правонарушений делятся на общие (достигшие 16-летнего возраста, вменяемые) и специальные (отражающие особенности трудового, служебного положения; прошлое противоправное поведение, иные особенности правового статуса граждан).

Одним из специальных субъектов выступают должностные лица. В соответствии с примечанием к ст. 2.4 КоАП под должностным лицом следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, т. е. наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации. Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций, а также лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица, если законом не установлено иное.

Законодательством установлены особенности ответственности для отдельных видов субъектов. Так, за исключением отдельных правонарушений военнослужащие, граждане, призванные на военные сборы, и имеющие специальные звания сотрудники органов внутренних дел, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, регламентирующими прохождение военной службы (службы) указанными лицами и их статус, несут дисциплинарную ответственность. Исключение составляют административные правонарушения, предусмотренные ст. 5.1 – 5.26, 5.45 – 5.52, 5.56, 6.3, главой 8, ст. 11.16 (в части нарушения правил пожарной безопасности вне места военной службы (службы) или прохождения военных сборов), главами 12, 15 и 16, ст. 17.7, ст. 18.1 – 18.4 и ст. 20.4 (в части нарушения требований пожарной безопасности вне места военной службы (службы) или прохождения военных сборов) КоАП.

Особые условия привлечения к административной ответственности должностных лиц, выполняющих определенные государственные функции (депутатов, судей, прокуроров и иных лиц), устанавливаются Конституцией и федеральными законами.

Юридические лица – организации, которые имеют в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечают по своим обязательствам этим имуществом, могут от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, обязанности, быть истцом или ответчиком в суде.

Юридические лица подлежат административной ответственности за совершение административных правонарушений в случаях, предусмотренных статьями раздела II КоАП или законами субъектов РФ об административных правонарушениях. В случае если в статьях разделов I, III, IV, V КоАП не указано, что установленные данными статьями нормы применяются только к физическому лицу или только к юридическому лицу, данные нормы в равной мере действуют в отношении и физического, и юридического лица, за исключением случаев, когда по смыслу данные нормы относятся и могут быть применены только к физическому лицу. При слиянии нескольких юридических лиц к административной ответственности за совершение административного правонарушения привлекается вновь возникшее юридическое лицо. При присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к административной ответственности за совершение административного правонарушения привлекается присоединившее юридическое лицо. При разделении юридического лица или при выделении из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц к административной ответственности за совершение административного правонарушения привлекается то юридическое лицо, к которому согласно разделительному балансу перешли права и обязанности по заключенным сделкам или имуществу, в связи с которыми было совершено административное правонарушение. При преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида к административной ответственности за совершение административного правонарушения привлекается вновь возникшее юридическое лицо. В случаях, указанных в ч. 3 – 6 ст. 2.10 КоАП, административная ответственность за совершение административного правонарушения наступает независимо оттого, было ли известно привлекаемому к административной ответственности юридическому лицу о факте административного правонарушения до завершения реорганизации. Административные наказания, назначенные в соответствии с пп. 2 – 4 ч. 1 ст. 3.2 КоАП юридическому лицу за совершение административного правонарушения до завершения реорганизации юридического лица, применяются с учетом положений ч. 3 – 6 ст. 2.10 КоАП.

ü Субъективная сторона

Субъективная сторона административного правонарушения это психическая сфера деятельности лица, совершившего административное правонарушение в связи с совершением им общественно опасного деяния.

Элементы субъективной стороны административного правонарушения могут быть обязательными (вина) или факультативными (мотив, цель).

Вина – это сознательное, волевое отношение субъекта к совершенному им общественно опасному деянию и к наступившим последствиям, выраженное в форме умысла или неосторожности.

Деление вины на умышленную и неосторожную в административном праве применяется только в отношении юридических лиц.

Умышленная вина (лицо, совершившее административное правонарушение, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично).

Неосторожная вина (лицо, совершившее административное правонарушение, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть).

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо.

Цель – предполагаемый результат, к которому стремится виновный; желаемые последствия, которые должны наступить в результате совершения административных правонарушений.

Мотив – осознаваемая причина, побуждающая виновного к совершению правонарушения, связанная с удовлетворением его потребностей.

Цели и мотивы могут выступать в качестве обязательного признака основного состава правонарушения, квалифицированного признака отдельных составов правонарушений, обязательств, отягчающих или смягчающих административную ответственность.

Цели и мотивы правонарушений подлежат:

• доказыванию по делу об административном правонарушении;

• учету при определении меры и вида административной ответственности;

• анализу при изучении причин совершения правонарушения.

 

 

2. виды административных правонарушений, основания классификаций.

В зависимости от сферы совершения:

ü совершенные в экономической сфере,

ü совершенные в административно-политической сфере,

ü совершенные в социально-культурной сфере.

В зависимости от родового объекта посягательства:

ü посягающие на государственный порядок,

ü на общественный порядок,

ü на общественную безопасность,

ü на права граждан и здоровье населения,

ü на собственность,

ü на установленный порядок управления, на другие объекты.

В зависимости от характера деяния:

ü совершенные в форме действия

ü совершенные в форме бездействия.

В зависимости от субъекта правонарушения:

ü совершаемые индивидуальным субъектом,

ü юридическими лицами, как индивидуальным субъектом,

ü юридическими лицами.

В зависимости от формы вины:

ü совершенные умышленно

ü по неосторожности.

В зависимости от состояния физического лица, совершившего правонарушение:

ü в состоянии опьянения,

ü с психическими отклонениями.