Бюджетного финансирования сферы образования в России

Основные проблемы, направления и перспективы совершенствования

Современное состояние бюджетного финансирования образования принято характеризовать в терминах исключительно недостатка выделяемых средств для нормального функционирования учебных заведений. Приоритеты при финансировании конкретных статей расходов определяются следующим образом:

• оплата труда;

• стипендия;

• трансферты;

• оплата коммунальных услуг;

• остальные виды расходов.

Такая оценка распределения значимости обеспечения расходов связана с тем, что действующее законодательство установило достаточно большую (если можно так выразиться) зону ответственности государства за обеспечение определенного уровня финансирования образования:

• выделение на нужды развития образования не менее 10% национального дохода, в том числе на высшее профессиональное образование — не менее 3% расходной части федерального бюджета;

• определение уровня оплаты труда работников образования в зависимости от уровня оплаты труда в промышленности;

• установление доплат, надбавок, присущих только работникам образования.

Выполнение всех обязательств, взятых на себя государством8, требует увеличения ассигнований на образование только из федерального бюджета по разным оценкам в 2—4 раза, что, очевидно, невыполнимо. Таким образом, бюджет применительно к сфере образования находится в состоянии «перенапряжения».

Установленный Бюджетным кодексом Российской Федерации порядок финансирования образования имеет некоторые противоречия с действующим законодательством об образовании. Это снижает эффективность использования бюджетных средств, приводит к значительным трансакционным издержкам (т.е. расходам, связанным с обеспечением движения бюджетных средств «по инстанциям» бюджетного процесса — содержанием органов казначейства, оформлением документов, снижением скорости перемещения денег, расходам на контроль соблюдения бюджетных назначений и т.п.) Нормативно-методическая база бюджетного финансирова-

ния образования в основном опирается на документы и материалы, разработанные для условий планово-директивной экономики и отсутствия выраженного дефицита бюджетных средств. Недофинансирование образования в целом заменяется несколько иным понятием «отсутствия финансирования по отдельным статьям». Создается «лукавая ситуация», когда деньги на образование вроде бы и выделяются, а вот каким образом

удается сохранять устойчивость системы, учредителя вроде бы и не интересует. В законодательной базе, определяющей механизм бюджетного финансирования образования, отсутствует механизм, позволяющий с единых позиций решать возникающие частные вопросы (проблемы) финансирования, руководствуясь единственным критерием — целями, на достижение которых направляются бюджетные средства. Целевой характер расходования бюджетных средств основан исключительно на соблюдении установленных сметных назначений в рамках экономической бюджетной классификации, что не способствует экономичности и, следовательно, повышению эффективности использования бюджетных средств. Сэкономленные по одним статьям средства можно направить на другие цели, но оформление этого «можно» требует дополнительных затрат как времени, так и самих средств. Можно представить себе ситуацию, когда экономия в 1000 руб. на Дальнем Востоке требует переутверждения сметы в Москве и доставки подлинника (!) утвержденной сметы на Дальний Восток. Во что это обойдется учебному заведению? Возможности маневрирования ресурсами, предусмотренные законодательством об образовании и развитием принципа

автономии учебных заведений, ограничены установленными бюджетными процедурами. Все это позволяет предположить (да чего уж там, сделать вывод), что бюджетная политика государства, точнее — финансовых органов, направлена в первую очередь на решение проблем учета и контроля использования бюджетных средств, а не на решение проблем обеспечения деятельности (не говоря уж о развитии) сферы образования. Решение этих и других конкретных проблем бюджетного финансирования видится по двум основным направлениям:

• совершенствование нормативно-методической базы бюджетного финансирования образования;

• дальнейшее развитие и совершенствование организационно-экономического механизма функционирования системы образования.

В рамках первого направления необходимо упорядочить бюджетное законодательство, предусмотрев:

• передачу права утверждения сводной сметы доходов и расходов образовательного учреждения руководителю этого учреждения (порядок согласования расходов внутри учреждения устанавливается уставом, решением ученого совета и т.п. открытой процедурой);

• включение бюджетополучателей в процедуру разработки проекта бюджета.

Это обусловлено тем, что и действующий порядок распределения бюджетных средств, и установленное законодательством требование перехода к нормативам финансирования должны предусматривать объективно сложившиеся особенности отдельных образовательных учреждений, связанных с их профилем, материальной базой, территориальным расположением и другими факторами, которые не могут быть в полной мере учтены главными распорядителями бюджетных средств, составляющих проект бюджета;

• доведение уведомлений о бюджетных обязательствах и лимитов бюджетных ассигнований одной строкой;

• предоставление права бюджетополучателям осуществлять расходование средств бюджета в пределах общей суммы финансирования, самостоятельно определяя их распределение по статьям экономической классификации;

• сохранение за бюджетным учреждением остатка средств, обоснованно образовавшегося по состоянию на 31 декабря текущего года на счете бюджетного учреждения.

Сейчас трудно определить направления дальнейшего совершенствования организационно-финансовых механизмов в системе образования. Слишком многими факторами они определяются и слишком неопределенными могут быть и последствия изменений такого рода. Ясно одно, необходимо отказаться от практики централизованного планирования структурных и организационных преобразований в сфере образования, сделав основной упор на постепенный запуск механизмов саморегулирования (практика показывает, что введение новых финансовых механизмов, например нормативного финансирования, порождает процессы рационализации сети учебных заведений и их единичных размеров, интеграционные процессы).