Постановка проблемы

Методологическая часть

Процедурная часть

Методологическая часть

- Постановка проблемы

- Объект и предмет исследования

- Цели, задачи

- Методологические посылки и определение понятий

- Гипотезы (описательные и объяснительные)

- Обоснование выборки

- Содержание исследования

- Методы и процедуры исследования (опрос, контент-анализ, социологическое наблюдение, эксперимент)

- Организация, рабочий план исследования (кто проводит исследование, когда, какими силами и средствами, в каком виде выдаются результаты исследования).

Разберем подробно каждый из элементов программы на примере программы, которая была подготовлена для исследования аудитории «Литературной газеты», проведенного факультетом журналистики МГУ*. Хотя это исследование проведено в 70-х гг., однако оно в какой-то степени является эталонным и хорошо демонстрирует особенности и возможности проведения аудиторного исследования конкретного органа информации.

Всякое исследование (не только социологическое, но и журналистское) возникает потому, что в обществе или каком-то его секторе возникла практическая (предметная) проблема,то есть какое-тожизненное противоречиемежду тем, что должно быть, и тем, как это есть на самом деле, которое на конкретном объекте трансформируется в социальную ситуацию. Например, сейчас можно назвать несколько острых социальных проблем: бедность, безработица, наркомания, алкоголизм, пессимизация, неуверенность в завтрашнем дне и т. п. Все эти проблемы могут быть предметом исследования.

Предварительное изучение проблемы – очень важный этап социологического и журналистского исследования. Источники могут быть самые разные: данные уже проведенных социологических исследований на эту тему, интернет-источники, пресса, научная литература, беседы с экспертами и участниками событий и т. п.

В программе описывается проблема, которую предстоит исследовать, и формулируется не только предметная, но и научная (гносеологическая, познавательная) проблема, то есть описывается, какая информация известна и какую предстоит получить в результате исследования. Научная проблема формируется как наше знание о незнании, то есть мы осознаем, чего мы не знаем в выделенной нами проблемной области. Например, нам хорошо известен факт детской беспризорности, но мы не знаем всей совокупности факторов, которые к ней приводят. Если речь идет об исследовании аудитории, то, как правило, проблемой будет несоответствие между знаниями редакции о ее составе, интересах и реальными характеристиками информационного поведения аудитории. Следовательно, научная проблема в программе исследования аудитории будет сформулирована как необходимость выяснить факторы этого несоответствия.

В исследовании «Литературной газеты» социальный заказ ее коллектива факультету журналистики МГУ, который взялся за исследование аудитории «ЛГ», был вызван тем, что редакция оказалась перед необходимостью определить стратегию своего дальнейшего развития, уточнить, на какую аудиторию ей предстоит работать и чего хочет ее целевой читатель. Это была реальная (предметная) проблема. Изучение проблемной ситуации проводилось на основе опроса сотрудников редакции методом стандартизированного интервью и обзора содержания «ЛГ» за 1972–1973 гг., а также в результате знакомства с результатами проведенного в 1968 г. изучения аудитории «ЛГ».

«ЛГ» в 70-е годы была одной из самых популярных в высокообразованной части аудитории газет. Это было связано с тем, что она интересно, проблемно, дискуссионно и широко освещала не только внутренние проблемы литературного цеха, но и самые острые социальные проблемы, которые на страницах официальных изданий либо вовсе не поднимались, либо имели узкую интерпретацию, «заданную» статусом издания как органа партийного комитета. «ЛГ» была органом непартийной писательской организации, и ей позволялось многое. Партийные органы понимали, что нужен какой-то орган для «выпускания пара» оппозиционного общественного мнения, выразителем которого была интеллигенция.

Но благодаря такой концепции «ЛГ» в число ее читателей и почитателей стали постепенно вливаться более широкие слои. Редакция не была уверена, что хочет расширения своей аудитории. Это было связано и с тем, что часть постоянных читателей начинала терять интерес к «ЛГ», потому что существовала некоторая усталость от нереализованной действенности поднимаемых в газете проблем и некоторой «искусственности» проводимых ею дискуссий.

С другой стороны, для новых читателей уровень обсуждения проблем был не вполне доступен. Короче, произошел как бы конфликт интересов и способов освещения проблем для «старой» и «новой» аудиторий «ЛГ». А редакция не могла решить, по какому пути пойти: работать для своей традиционной интеллигентной и компетентной аудитории или перейти к новой концепции и считать своей аудиторией более широкие слои населения.

Вот это реальное противоречие и стало основной проблемой для редакции. Это продиктовало и научную, исследовательскую (гносеологическую, познавательную) проблему для исследователей, которые должны были выяснить, каков реальный читатель «ЛГ», каковы его интересы и ожидания от газеты с тем, чтобы наметить оптимальную стратегию газеты на будущее.

Все это определило объект, предмет исследования, его цели и задачи.