Функции каналов товародвижения
Многоканальная система сбыта
Горизонтальная система сбыта
Горизонтальная система сбыта (рис. 4.15) представляет собой объединение сбытовых систем двух или более фирм в совместном освоении открывающихся маркетинговых возможностей на конкретном рынке, например при недостаточности средств, знаний, мощностей и др. для организации всей маркетинговой работы или слишком большом риске освоения нового рынка и т.д.
Рис. 4.15. Типы построения сбытовых систем:
р – рынок, свободные рыночные отношения; д – договор, соглашение
Многоканальная система сбыта (рис. 4.16) предполагает использование как прямых, так и косвенных методов сбыта, т.е. торговля организуется через собственную сбытовую сеть, а также через независимых посредников.
Комбинированная система сбыта (рис. 4.17) предполагает использование различных типов построения сбытовой сети, включая ряд или все из вышеперечисленных.
Рис. 4.16. Многоканальная система сбыта:
р – рынок, свободные рыночные отношения
Рис. 4.17. Комбинированная система:
р – рынок, свободные рыночные отношения; д – договор, соглашение
4.3.2. Факторы формирования сбытовой сети
В системе маркетинга сбытовые фирмы или сбытовые отделы компаний, выполняя функции каналов товародвижения, решают разнообразные задачи:
· распределение и сбыт произведенной продукции;
· закупка требуемых для производственного процесса сырья и материалов;
· установление непосредственных контактов с потребителями и конечными покупателями товаров, проведение переговоров;
· подготовка и заключение контрактов купли-продажи и контроль за их качественным исполнением;
· осуществление стимулирующей политики продвижения товара к потребителю, рекламных мероприятий, распродаж, выставочной работы и т.д.;
· участие и помощь в планировании товарного ассортимента;
· доведение товара до необходимого уровня требований потребителей конкретного рынка;
· финансирование издержек по функционированию каналов товародвижения, сбытовых операций и др.
Такой широкий спектр выполняемых сбытовыми фирмами функций обеспечивает сбыт товаров через них в большинстве случаев более эффективно и с меньшими затратами на единицу продукции, чем при прямом методе сбыта.
Использование услуг посредников иногда оказывается единственно возможным методом сбыта в силу установившихся на данном рынке обычаев и традиций, например на аукционах и товарных биржах, а также когда по политическим или правовым нормам прямой контакт с потребителями невозможен. Например, лес в Англии можно продавать только через местные посреднические фирмы.