Альтернативные подходы в области информационной подготовки

 

По нашему мнению, введение этой специальности является достаточно ярким примером технократического подхода в сфере образования. Так, в разделе требований по общепрофессиональным дисциплинам есть характерное для этого подхода примечание'. Оно сформулировано так: "здесь и далее в связи с подготовкой специалиста-информатика в вузах различного профиля (технического, экономического, гуманитарного) вузам предоставляется право корректировки состава общепрофессиональных и специальных знаний и умений выпускника в предлагаемом диапазоне требований с учетом области применения (информатик-экономист, информатик-технолог, информатик-системотехник и т.п.)".

Государственный образовательный стандарт высшего образования. Государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки специалистов-информатиков по межотраслевой специальности 071900 — информационные системы (по областям применения). — М., 1995 — С. 11.

Таким образом, предлагается не насыщать предметную область информатикой, а с низким качеством в силу неглубокого знания предметных проблем корректировать общую информатику под различные предметные области, т.е. готовить не социологов-информатиков, а информатиков-социологов.

В заключение отметим, что в значительной степени проблемы становления социальной информатики как комплекса учебных дисциплин связаны с новизной этого направления, необходимостью более глубокого и четкого осмысления его предметного поля. Этому, на наш взгляд, должны способствовать научные, учебно-методические семинары и конференции Академии социологии и управления МГСУ и Ассоциации кафедр социальной информатики.

 

Вопросы для повторения к главе 2:

1) Каковы цель и задачи учебного курса "Социальная информатика"?

2) В чем заключаются особенности преподавания проблематики социальной информатики в МГСУ?

3) Назовите основные проблемы, изучаемые в курсе "Социальная информатика".

4) Охарактеризуйте основные социально-экономические проблемы информатизации, изучаемые в курсе "Социальная информатика".

5) Какова структура обучения по специализации "социолог- информатик"?

6) Определите место курса когнитивной социологии в структуре социологического образования.

7) В чем заключается специфика реализации специальности "Информатика" в МГСУ как классическом университете?

8) Какие новые возможности на рынке труда дает выпускникам МГСУ специализация "социологическая информатика" в рамках специальности "Информатика"?

9) В чем заключается различие содержания обучения информатике специалистов социального профиля?

10) В чем заключаются альтернативные подходы в области информационной подготовки в российской высшей школе?

 

Глава 3. Концепция специальности "Социальная информатика в профессиональном образовании социологов.

Логическим продолжением подготовки специалистов по направлению социальной информатики, на наш взгляд, является открытие новой специальности "Социальная информатика" со специализацией "социология информатизации", являющейся развитием сложившейся в МГСУ специализации "социолог-информатик", по которой уже осуществлен выпуск специалистов.