Новые информационные технологии (НИТ) в образовательной сфере
Повсюду в мире отмечается тенденция к увеличению потока данных. Цифровая технология произвела своего рода революцию, она позволяет объединить в цифровой форме текст, графическое и видео изображение, речевое и музыкальное сопровождение; на основе этой технологии создаются мощные новые средства представления и передачи знаний, а также средства обучения. Относительно низкая стоимость и большая мощность таких устройств способствуют их широкому распространению, в том числе для целей образования.
Vl Международный конгресс ЮНЕСКО "Образование и информатика", Москва 1-5 июля 1996 г. // Политика в области образования и новые технологии: Осн. раб. док. - С.1.
Интернет позволяет обеспечить передачу технологий и знаний на всех уровнях образования. На всех ступенях образования принимаются меры к тому, чтобы как можно больше преподавателей имели возможность окончить компьютерные курсы. Неуклонный процесс распространения компьютеров, причем в сфере как формального, так и неформального образования — способствует росту понимания потенциала стратегий компьютеризации в качестве экономически выгодного решения целого ряда проблем, связанных с обучением.
Новая информационная технология в образовании позволила:
· учащимся, проживающим в удаленных районах мира, получить доступ к информационным ресурсам и специальным знаниям, которые отсутствуют на местном уровне;
· создать новые средства для когнитивного обучения и интеллектуального сотрудничества. Исследования в области когнитивного обучения позволяют по-новому осмыслить и раз работать стратегии обучения и реализовать эффективные способы использования технологических средств и информационных ресурсов в целях обучения;
· детям из разных регионов мира общаться и выходить на новый уровень культурного осмысления и понимания. В ряде стран, например в Великобритании, в законе об образовании гарантируется право учащихся с 6 лет пользоваться новыми ин формационными технологиями в учебном процессе;
· открыть новые перспективы для образования инвалидов;
· взрослым пройти переподготовку на рабочем месте, при этом новые технологии дистанционного обучения открывают не используемые ранее возможности для профессионально го развития;
· кроме того, технологии мультимедиа служат уникальным и мощным средством распространения сложных и абстрактных концепций.
В результате применения информационных и коммуникационных технологий учащийся не ограничен теперь пространственными и временными рамками.
В программном документе ЮНЕСКО "Реформа и развитие высшего образования" высшим учебным заведениям настоятельно рекомендуется шире использовать возможности коммуникационных технологий. Прогресс в этой области привел к созданию, в качестве альтернативных систем передачи знаний, крупномасштабных "мегауниверситетов" и к стиранию различий между традиционными и "дистанционными" университетами. В публикациях по проблемам современного образования практически постоянно, в любом контексте, присутствует термин "открытый университет".
Во всем мире в настоящее время насчитывается примерно 600 млн. студентов, из них 30 млн. (каждый двадцатый) обучаются в рамках системы удаленного доступа, или, иначе говоря, дистанционного образования.
Под дистанционным обучением понимается совокупность передачи учебной информации студенту, стимулирование его учебной деятельности и, если необходимо, принятие корректировочных мер, т.е. речь идет об индивидуализированном обучении[169].
Прогресс в области информационных и телекоммуникационных технологий во многих отношениях ставит перед обществом в целом и перед его системой образования в частности новые задачи, но его влияние на отдельных членов общества различно.
Универсальные методологии "информационного общества" отсутствуют, а "супермагистрали", обеспечивающие доступ к ин формации и обмен ею, открыты не для всех. Увеличивается разрыв между развитыми и развивающимися странами в плане доступа к технологии и ее использования. Несомненно, такое не равенство в доступе к информационным технологиям существует не только между странами, но и внутри отдельных стран.
Уже сегодня должна идти речь об установлении минимально необходимых квот участия в информационно-технологических процессах для бедных слоев населения2.
По мнению Международной комиссии по образованию XX века, существует реальная опасность того, что укоренятся два типа обществ — динамичных и отстающих, причем это будет существенным образом зависеть от доступа отдельных лиц к технологиям.
Герман К. Политические перепутья при движении к глобальному информационному обществу// Социс. — 1998. — № 2. — С. 76.
Системы образования на базе современных телекоммуникационных технологий призваны сыграть решающую роль в формировании человеческого потенциала.
Системы, базирующиеся на знаниях, накопленных в различных предметных областях (базы знаний), в частности в образовательной сфере, сегодня пользуются огромным спросом в мире.
Среди основных тем обсуждения на Конгрессе ЮНЕСКО, касающихся применения новых информационных технологий (НИТ) в сфере образования и подготовки кадров, были две темы, которые продолжают оставаться актуальными и на которых представляется важным остановиться.