Некоторые ученые придерживаются концепции врожденных способностей (С. Берт, Г. Айзенк и др.).
Способности - индивидуальные особенности личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определенного рода деятельности.
Задатки обеспечивают предрасположенность к той или иной деятельности.
Задатки - это анатомо-физиологические особенности организма, являющиеся предпосылками развития способностей.
Установлено, что наследуются только задатки.
Различают задатки двух видов:
1) общечеловеческие (строение мозга, центральной нервной системы, рецепторов);
2) индивидуальные(типологические свойства нервной системы, от которых зависит скорость образования временных связей, их прочность, сила сосредоточенного внимания, умственная работоспособность; индивидуальные особенности строения анализаторов, отдельных областей коры головного мозга, органов и др.).
Способности не сводятся к знаниям, умениям и навыкам. Они обнаруживаются в быстроте, глубине и прочности овладения способами и приемами деятельности. Высокий уровень развития способностей - талант, гениальность.
Большинство отечественных специалистов - физиологов, психологов, педагогов - рассматривают способности как прижизненные образования, формирующиеся в процессе деятельности и в результате воспитания. Наследуются не способности, а только задатки. Унаследованные человеком задатки могут быть или реализованными, или нет. Будучи индивидуально-природной основой способностей, задатки являются важным, но недостаточным условием их развития. При отсутствии соответствующих внешних условий и адекватной деятельности способности могут не развиться даже при наличии благоприятных задатков. Отсутствие ранних достижений может свидетельствовать не об отсутствии способностей, а скорее о неадекватной имеющимся задаткам организации деятельности и воспитания.