ПЕРВЫЕ ИТОГИ РАБОТЫ ОБЪЕДИНЕНИЯ СМП

В УСЛОВИЯХ АСУ - «СКОРАЯ ПОМОЩЬ»***

Необходимость внедрения АСУ – скорая помощь в Екатеринбурге была продиктована:

1.Несовершенством традиционных методов управления скорой помощью в большом промышленном городе, неудовлетворительной системой приема вызовов, отсутствием единой системы показателей деятельности СМП.

2.Неудовлетворительными результатами деятельности станции скорой помощи по таким показателям как своевременность выезда и доезда бри­гад, нагрузка, среднее время нахождения на вызове и т.д.

В связи с этим, наше внимание привлекла система «совершенствования функциональной и информационной структур управления станции скорой медицинской помощи», (АСУ – «Скорая помощь»), разработанная проф. В.М. Тавровским (1983) и внедренная к 1987 г. на СМП в ряде городов (Новокузнецк, Новосибирск, Улан-Уде, Пермь, Тюмень, Барнаул).

Примечание. Впервые автору «Тактической медицины» удалось позна­комиться с системой В.М. Тавровского на СМП в г. Новокузнецке (гл. врач А.З. Виноградов), во время целевой командировки в 1983 г. С самим проф. В.М. Тавровским – первая встреча состоялась в г. Тюмени, 1986 г.

 

 

В основе новой системы лежит принцип алгоритмизации действий дис­петчера отдела 03 (который приобретает приоритетное значение), эвакуа­тора, выездного врача, а также кодифицированный сбор и автоматическая обработка информации.

Введение алгоритмов позволило снизить субъективный компонент, кото­рый сказывался особенно отрицательно на работе отдела «03» и оперотде-ла. Врачам же это дало возможность применения научно-обоснованных ме­тодов оказания помощи. В отличие от традиционных способов управления деятельностью медицинского персонала выездных бригад СМП коренным образом менялась сущность анализа их работы: выборочность контроля, анализ работы по отклонениям, выявление ресурсов и причин их потери на основе –экспертной оценки карт вызова..

Информация выдавалась в виде суточных, месячных, квартальных и других сводок. Поскольку мо­дель системы была разработана для СМП относительно небольших горо­дов (с населением не более 500 тыс. человек) с несколькими подстанциями и рассредоточенными на них специализированными бригадами, в ней явно не были учтены особенности организации службы СМП в 1,5 миллионом городе: Объем обращаемости более 300000 вызовов в год, большее число подстанций (12), превалирование основного массива вызовов в 5 районах города (из 7), меньшая «засоренность» непрофильными вызовами (по сравнению с теми городами, где была уже внедрена АСУ и т.д.)

По понятным причинам, г. Екатеринбург не мог полностью вписаться в рамки системы: во-первых, целесообразно было рассредоточение не всех специализированных бригад, а ограничиться БИТ; во-вторых, нереаль­ным оказалось перекладывание всего объема круглосуточного рабочего контроля (РК) за бригадами (при наличии 12 заведующих подстанциями) полностью на плечи 2-х старших врачей диспетчерской. Члены «группы внедрения» в процессе введения АСУ, уже на первых этапах проводили также коррекцию алгоритмов действий диспетчеров «03» с учетом местных условий (ситуация 66-К, детские ситуации), а также алгоритмов эвакуа­торов (алгоритмы «посыла» бригад), без чего невозможно было наладить эффективное функционирование АСУ.

Первые результаты не замедлили сказаться. Из 13 проанализированных показателей деятельности СМП в 10 были достигнуты положительные ре­зультаты за сравнительно короткий срок – 1,5 года.

Особенно, заслуживает внимания улучшение своевременности выезда бригады – на 4,3%, сокращение времени ожидания бригады – до 18.7 мин., что меньше нашего прежнего результата на 2,4 мин. и меньше Пермского на 3,1, Новосибирского на 6,9%. На этот показатель влияет, и сокращение необоснованного времени пребывания на вызове, в среднем на 4 мин.

Алгоритмизация работы диспетчерской привела к повышению «точности предположения повода» вызова и совпадения его с окончательным диагно­зом врача до 81,3% (в 1986 году от 40 до 68%). Это позволило по-новому использовать спецбригады и направлять их первично по вызову населения, что значительно ускорило и расширило возможности оказания квалифици­рованной помощи. Резко сократилось количество жалоб на диспетчерскую: с 19 в 1986 г. до 2-х (!) в 1989 г. В результате более рационального исполь­зования бригад появилась возможность сократить до 20 линейных бригад (без ухудшения качества оказания помощи). Экономический эффект соста­вил 480000 руб. при минимальных затратах на внедрение АСУ.

В процессе эксплуатации выявлен ряд недостатков системы В.М. Тавровс-кого. Кроме указанных выше, – еще и статичность, недостаточная оператив­ность в выдаче результатов деятельности СМП не ранее, чем через 1 сутки, громоздкость процесса подготовки закодированных карт вызова к автоматичес­кой обработке и их задержка на ВЦ, приводящая к помехам в своевременном проведении анализа дефектов медперсонала зав. подстанциями и к отсрочке принятия необходимых решений руководством СМП. Таким образом, исчер­павшая себя к 1990 году, система В.М. Тавровского и появившиеся матери­альные возможности создания собственного отдела АСУ и приобретения компьютерной техники, – привели к необходимости поиска более совершенных вариантов АСУ – «Скорая помощь». Новый тип АСУ – «Скорая помощь», внедрение которой осуществляется в настоящее время (с февраля – марта 1991 года), разработан во Всесоюзном научно-исследовательском институте непромышленной сферы (ВНИИНС, г. Москва). При разработке и внедрении новой АСУ (получившей название АDIS – автоматизированная диспетчерс­кая) учтен накопленный опыт работы с предыдущей системой с сохранением некоторых ее принципов: алгоритмизация диспетчерской (с изменением ситу­ации и алгоритмов диспетчера отделов – «03» и эвакуаторов), приоритетность отдела 03 в определении профиля вызова и направляемой бригады СМП и др. Существенными отличиями новой системы являются:

- компьютеризация диспетчерской службы, исключающая необходимость ведения лишней документации в диспетчерской;

- использование в качестве первичного документа для сбора информа­ции карты регистрации вызова (фишки);

- упрощение и унификация перечня показателей работы диспетчерской, выездных бригад и всей СМП в целом;

- обеспечение в оперативном режиме максимальной информативности на экране дисплея для диспетчера: характер вызова, его повторность (инфор­мация хранится в памяти ЭВМ до 3-х суток) и выдача решения по профи­лю бригады с учетом предполагаемого диагноза, расстояния до вызова, а так же – времени пребывания бригады в адресе;

- исключение направления 2-х бригад в один адрес;

- обеспечение выдачи оперативной информации по основным показате­лям деятельности СМП в течение 30 минут после окончания работы смены; – для эвакуатора и старшего врача обеспечение возможности получения информации о «состоянии» бригады в данный конкретный момент – на вызове у больного, в пути, госпитализация больного или окончание обслу­живания вызова (в том числе обед, ремонт и т.д.);

- выявление «непрофильных» больных, часто обращающихся на СМП;

- получение в автоматическом режиме статических данных и другой ин­формации, необходимой для анализа – лечебно-диагностической деятель­ности выездных бригад (выборочно или в полном объеме суточных, ежеме­сячных и других сводок);

- включение справочного бюро и отдела госпитализации в единую авто­матическую систему получения, обработки и выдачи информации.

При опытной эксплуатации АСУ ВНИИНС – новая система показала свои преимущества не только как более оперативная система управления службой СМП, но и как метод, позволяющий повысить эффективность оказания экстренной помощи больным на необходимый уровень на догос­питальном этапе.

Таким образом, первый опыт работы СМП в условиях АСУ, приобре­тенный в последние годы, начиная с внедрения системы В.М. Тавровского, сыграл свою положительную роль, как в приобретении руководителями СМП навыков управления нетрадиционными методами, так и в психоло­гической адаптации коллектива к работе в новых условиях.

Примечание. При дальнейшем совершенствовании системы АDJS в базу данных для оперативного и отсроченного анализа не только старших врачей диспетчерской, но зав. подстанциями, старших специалистов спецбри­гад – были включены: – % летальных случаев в присутствии линейной бригады, специализированной бригады, программа «Поисковый вызов».Эти и другие данные (в том числе об отклонениях от лечебных и тактичес­ких установок) старший врач получает каждые 3 часа и имеет возможность оперативно принимать важные решения.

2.2.3.ДОГОСПИТАЛЬНЫЙ И ГОСПИТАЛЬНЫЙ ЭТАПЫ ЭКСТРЕННОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ: ПРЕОДОЛЕНИЕ “ДОМИНАНТНОГО СИНДРОМА”*

(К ИСТОРИИ ВОПРОСА)