ВВЕДЕНИЕ

Потенциальные возможности развития основных сфер жизни общества и соответствующих компонентов обороноспособности определяются сос­тоянием информационных процессов. В настоящее время информация считается стратегическим национальным ресурсом – одним из основных богатств страны. Мировой объем производства информационной техники и информационных продуктов в конце 80-х годов превысил 500 млрд. долларов, а к 1995 году он достиг 1 трлн. долларов.

В развитых странах это производство занимает первое место как по объему, так и по числу занятых в нем людей. Под воздействием информатизации все сферы жизни общества (как и основная – экономическая) приобретают новые качества – гибкость, динамичность.

Однако одновременно возрастает и потенциальная уязвимость общественных процессов от информационного воздействия. Д. Паркер, меж­дународный эксперт по вопросам информатики считает, что на смену опас­ности возникновения ядерной катастрофы может прийти угроза развязывания войны, которая примет новые формы. Это будет борьба, направленная против стран, обладающих передовой технологией, в целях создания хаоса в информационных структурах и порождения экономической катастрофы.

Другие эксперты отмечают, что сбор экономической информации о конкурентах и защита собственных информационных ресурсов – главные задачи обеспечения безопасности экономики. Западные специалисты уверены, что в случае полного рассекречивания компьютерной информационной сети большая часть компаний будет разорена конкурентами за очень короткий промежуток времени.

Впервые в России понятие «информационная безопасность» было введено в 1990 г. в парламентской комиссии академика Ю.А. Рыжова, которая занималась разработкой концепции национальной безопасности страны. С тех пор созданы соответствующие структуры в Правительстве РФ, в Администрации Президента РФ, в Совете безопасности РФ, которые занимаются напрямую этими вопросами.

В 1996 г. создан парламентский подкомитет по информационной безопасности. Вопросы информационной безопасности заняли прочную строч­ку во всех посланиях Президента РФ, они вошли в Концепцию национальной безопасности, утвержденную 17 декабря 1997 г. и 10 января 2000 г.

Исходя из того, что информационная безопасность на рубеже третьего тысячелетия выходит на первое место в системе национальной безопасности, формирование и проведение единой государственной политики в этой сфере требует приоритетного рассмотрения.

Сегодня сложились две тенденции в органах государственной власти в определении понятия и структуры информационной безопасности. Предста­ви­тели гуманитарного направления связывают информационную безопасность только с институтом тайны.

Представители силовых структур предлагают распространить сферу информационной безопасности практически на все вопросы и отношения в информационной сфере, по сути, отождествляя информационную безопасность с информационной сферой. Истина, как всегда, лежит посредине.

Сегодня стал популярен афоризм «Кто владеет информацией, тот владеет миром».

Информационная безопасность общества, государства характеризуется степенью их защищенности и, следовательно, устойчивостью основных сфер жизнедеятельности (экономики, науки, техносферы, сферы управления, военного дела, общественного сознания и т. д.) по отношению к опасным, дестабилизирующим, инструктивным, ущемляющим интересы страны информационным воздействиям на уровне как внедрения, так и извлечения информации.

Информационная безопасность определяется способностью нейтрализовать такие воздействия.

Информационная безопасность личности характеризуется защищенностью психики и сознания от опасных информационных воздействий: мани­пулирования, дезинформирования, побуждения к самоубийству, оскорб­лений и т. п. Необходимо отметить, что информационные воздействия опасны (или полезны) не столько сами по себе, сколько тем, что «запускают» мощные вещественно-энергетические процессы, управляют ими.

Суть влияния информации как раз и заключается в ее способности «запускать» и контролировать вещественно-энергетические процессы, параметры которых на много порядков выше самой информации.

Системный подход к информационной безопасности требует определения ее субъектов, средств и объектов, принципов обеспечения, источников опасности, направленности опасных информационных потоков. Источники информационных опасностей могут быть естественными (объективными) и умышленными.

Первые возникают в результате непреднамеренных ошибок и неисправностей, случайных факторов, стихийных бедствий и др. Известно, нап­ример, что системы ПВО периодически выдают ложные сигналы тревоги из-за разнообразных технических сбоев, но по этим сигналам приводятся в высокую степень боеготовности стратегические ракеты, самолеты – носители ядерного оружия. Умышленные информационные воздействия осуществляются сознательно и целенаправленно. При этом часто используются средства массовой информации, радиоэлектронной борьбы (РЭБ), специальные программные средства для компьютеров. Они настолько эффективны, что их можно выделить как новый класс оружия – информационный.

Объектами опасного информационного воздействия и, следовательно, информационной безопасности могут быть: сознание, психика людей; информационно-технические системы различного масштаба и назначения. Если же говорить о социальных объектах информационной безопасности, то к ним можно отнести личность, коллектив, общество, государство, мировое сообщество.

Субъектами информационной безопасности следует считать те органы и структуры, которые занимаются ее обеспечением. Это могут быть органы не только исполнительной, но и законодательной, судебной власти.

Опасные информационные воздействия следует разделить на два вида. Первый связан с утратой ценной информации, что либо снижает эф­фективность собственной деятельности, либо повышает эффективность деятельности противника, конкурента. Если объектом такого воздействия является сознание людей, то речь идет о разглашении государственных тайн, вербовке агентов, специальных мерах и средствах для подслушивания, использовании детекторов лжи, медикаментозных, химических и других воздействиях на психику человека с целью заставить его развязать язык или забыть что-либо.

Безопасность от информационного воздействия данного вида обеспечивают органы цензуры, контрразведки и другие субъекты информационной безопасности. Если же источником информации служат технические системы, то речь идет уже о технической разведке, или шпионаже (перехват телефонных разговоров, радиограмм, сигналов других систем ком­му­никации), проникновении в компьютерные сети, банки данных. Деятельностью подобного рода занимается, например, агентство национальной безопасности США, затрачивая на это около 15 млрд. долларов в год. Противодействуют технической разведке органы контрразведки, а также структуры, ведающие теорией и практикой защиты компьютерных средств, систем связи.

Второй вид информационного воздействия связан с внедрением негативной информации, что может не только привести к опасным ошибочным решениям, но и заставить действовать во вред, даже подвести к самоубийству, а общество – к катастрофе. Информационную безопасность это­го вида должны обеспечивать специальные структуры информационно-технической борьбы. Они нейтрализуют акции дезинформации, пресекают манипулирование общественным мнением, противодействуют РЭБ, ликви­ди­руют последствия компьютерных атак.

Технические средства обеспечения информационной безопасности – это средства, с помощью которых осуществляются меры по защите систем управления, связи, компьютерных сетей, недопущению подслушивания, маскировке, предотвращению хищения информации.

К принципам обеспечения информационной безопасности можно отнести: законность, баланс интересов личности, общества и государства, комплексность, системность, интеграцию с международными системами безопасности, экономическую эффективность.

Рассмотрение информационной безопасности с позиций системного подхода позволяет увидеть отличие научного понимания этой проблемы от обыденного. В повседневной жизни информационная безопасность пони­мается лишь как необходимость борьбы с утечкой закрытой (секретной) информации, а также с распространением ложных и враждебных сведений.

Осмысления новых информационных опасностей, особенно технического плана, в обществе еще не произошло.

Роль и значение информационной безопасности в обществе возрастают. Отставание в информатике может привести в перспективе к уязвимости компьютерных сетей страны и в целом всей ее информационной, управленческой инфраструктуры.

Таким образом, по мере развития научно-технического прогресса роль информационной безопасности личности, общества, государства увеличивается, и ее обеспечение должно занять подобающее место в политике государства, в том числе и военной.

Информация стала фактором, способным привести к крупномасштабным авариям, военным конфликтам и поражению в них, дезорганизовать государственное управление, финансовую систему, работу научных центров. И чем выше уровень интеллектуализации и информатизации общества, тем надежнее его информационная безопасность.

 

1. ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Информационные технологии – бурно и динамично развивающаяся отрасль мирового хозяйства.

Серьезную опасность для России представляют стремления ряда стран к доминированию в мировом информационном пространстве, вытеснению России с внутреннего и внешнего рынка информационных услуг, разработка рядом государств концепций «информационных войн», предусматривающих создание средств воздействия на информационные сферы других стран мира, нарушение нормального функционирования информационных и телекоммуникационных систем, а также сохранности информационных ресурсов, получение несанкционированного доступа к ним.

Доктрина информационной безопасности закладывает основы информационной политики государства. http://www.credogarant.ru/

С учетом существующих угроз для защиты национальных интересов России государство планирует активно развивать отечественную индустрию средств информации, коммуникации и связи с последующим выходом продукции на мировой рынок, обеспечивать гарантии безопасности для национальных информационных и телекоммуникационных систем и защиту государственных секретов с помощью соответствующих технических средств.

Одновременно предусматривается повышать эффективность информационного обеспечения деятельности государства.

Принятие данного документа ставит в повестку дня и вопрос о необходимости совершенствования российского законодательства. К примеру, речь идет о принятии законов, касающихся пресечения компьютерной преступности.

Настоящая Доктрина развивает Концепцию национальной безопасности Российской Федерации применительно к информационной сфере.

Определение понятия «информационная безопасность»

Так, наряду с терминами «безопасность информации», «защита информации» в последнее время используется термин «информационная безопасность.

Задачи обеспечения национальной безопасности России в информационной сфере изложены в Концепции национальной безопасности РФ. http://www.inforeg.ru/norma/Rasp1244-04.html

Ими являются:

– установление необходимого баланса между потребностью в свободном обмене информацией и допустимыми ограничениями ее распространения;

– совершенствование информационной инфраструктуры, ускорение развития новых информационных технологий и их широкое распространение, унификация средств поиска, сбора, хранения, обработки и анализа информации с учетом вхождения России в глобальную информационную инфраструктуру;

– разработка соответствующей нормативной базы и координация деятельности федеральных органов государственной власти, решающих задачи обеспечения информационной безопасности;

– развитие отечественной индустрии телекоммуникационных и информационных средств, их приоритетное по сравнению с зарубежными аналогами распространение на внутреннем рынке;

– защита государственного информационного ресурса, и прежде всего в федеральных органах государственной власти и на предприятиях оборонного комплекса.

На рис. 1.1 показаны методы обеспечения информационной безопасности: теоретические методы; инженерно- технические методы; правовые и организационные методы; сервисы сетевой безопасности

 

 

Рис. 1.1. Основные методы обеспечения информационной безопасности

 

В связи с этим приведем перечень и содержание основных понятий, которые будут использоваться.

БЕЗОПАСНОСТЬ ИНФОРМАЦИИ – состояние защищенности информации, хранимой и обрабатываемой в автоматизированной системе, от негативного воздействия на нее с точки зрения нарушения ее физической и логической целостности (уничтожения, искажения) или несанкционированного использования.

УГРОЗЫ БЕЗОПАСНОСТИ ИНФОРМАЦИИ – события или действия, которые могут вызвать нарушение функционирования автоматизированной системы, связанное с уничтожением или несанкционированным использованием обрабатываемой в ней информации.

УЯЗВИМОСТЬ ИНФОРМАЦИИ – возможность возникновения на каком-либо этапе жизненного цикла автоматизированной системы такого ее состояния, при котором создаются условия для реализации угроз безопасности информации.

ЗАЩИЩЕННОСТЬ ИНФОРМАЦИИ – поддержание на заданном уровне тех параметров находящейся в автоматизированной системе информации, которые характеризуют установленный статус ее хранения, обработки и использования.

ЗАЩИТА ИНФОРМАЦИИ – процесс создания и использования в автоматизированных системах специальных механизмов, поддерживающих установленный статус ее защищенности.

КОМПЛЕКСНАЯ ЗАЩИТА ИНФОРМАЦИИ – целенаправленное регулярное применение в автоматизированных системах средств и методов, а также осуществление мероприятий с целью поддержания заданного уровня защищенности информации по всей совокупности показателей и условий, являющихся значимыми с точки зрения обеспечения безопасности информации.

АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ СИСТЕМА – организованная совокупность средств, методов и мероприятий, используемых для регулярной обработки информации в процессе решения определенного круга прикладных задач.

ИЗНАЧАЛЬНО ЗАЩИЩЕННАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ – информационная технология, которая, с одной стороны, является унифицированной в широком спектре функциональных приложений, а с другой – изначально содержит все необходимые механизмы для обеспечения требуемого уровня защиты как основного показателя качества информации.

КАЧЕСТВО ИНФОРМАЦИИ – совокупность свойств, буславливающих пригодность информации удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением.

Таким образом, при определении понятия «информационная безопасность» на первое место ставится защита информации от различных воздействий.

Поэтому под защитой информации понимается комплекс мероприятий, направленных на обеспечение информационной безопасности.

Согласно ГОСТу 350922-96 защита информации – это деятельность, направленная на предотвращение утечки защищаемой информации, несанкционированных и непреднамеренных воздействий на защищаемую информацию.

Решение проблемы информационной безопасности, как правило, начинается с выявления субъектов информационных отношений и интересов этих субъектов, связанных с использованием информационных систем.

Это обусловлено тем, что для разных категорий субъектов характер решаемых задач может существенно различаться. Например, задачи решаемые администратором локальной сети по обеспечению информационной безопасности, в значительной степени отличаются от задач, решаемых пользователем на домашнем компьютере, не связанном сетью.

Исходя из этого, отметим следующие важные выводы:

– задачи по обеспечению информационной безопасности для разных категорий субъектов могут существенно различаться;

– информационная безопасность не сводится исключительно к защите от несанкционированного доступа к информации.