Власть как социальное явление. Основные концепции власти.
Функции политической власти. Легитимность власти.
Виды власти. Структура и особенности политической власти.
Власть как социальное явление. Основные концепции власти.
План
Лекция
Тема: Политическая власть.
Власть – это сложное и разнообразное явление в жизни общества. Она выступает как отношение двух сторон, одна из которых имеет определяющее влияние на другую, и может организовать ее поведение в желаемом для себя направлении. В качестве сторон властных отношений могут выступать различные части общества – индивиды, группы, организации и т. д.
Специфической особенностью власти как общественного отношения выступает доминирование властной воли, что характеризуется возможностью одних людей навязывать свою волю другим.
Как волевое отношение власть существует в реальной и потенциальной (т.е. непроявленной) формах. Потенциальная власть может оказывать не менее сильное дисциплинирующее и организующее влияние, чем власть реально действующая.
Среди множества подходов к анализу природы власти, можно выделить два направления – нормативное и эмпирическое.
К нормативным концепциям власти относятся: легитимизм, системные и реляционистские концепции.
Легитимизм характеризуется абсолютизацией правовых основ власти и представлений о законе, в которых закон выступает как правовое и моральное правило, имеющее юридическую силу.
Данная концепция возникает уже в 4 – 3 в.в. до н. э., широкое распространение получает при абсолютизме.
В дальнейшем легитимизм получает статус учения про независимость закона от общественных структур. Согласно этому учению, в государстве все равны перед законом, кроме верховного правителя, который является творцом законов и главным источником власти.
В Новое время легитимисты отстаивали идеи государственного регулирования экономики, четкой должностной организации власти и личной ответственности за ее использование.
Системные концепции рассматривают власть в качестве неотъемлемого признака общественной системы, обеспечивающего целостность ее элементов.
К системным концепциям, прежде всего, относятся: мобилизационно-целевая концепция (Т. Парсонс), коммуникативная концепция (Н. Луман), структурно-функциональная концепция (М. Крозье, Д. Истон).
Согласно мобилизационно-целевой концепции, поскольку перед обществом возникают определенные цели, должен существовать механизм, позволяющий мобилизовать необходимые ресурсы для достижения этих целей. Именно такую функцию выполняет власть, опираясь на издание законов и контролирование их выполнения.
Коммуникативная концепция рассматривает власть как общение между управляющими и подчиненными, целью которого является:
· координация действий различных субъектов общественных отношений,
· урегулирование общественных конфликтов,
· направление действий субъектов таким образом, чтобы общественные интересы преобладали над частными.
В рамках структурно-функциональной концепции власть понимается, как особое свойство общества сохранять целостность, благодаря чему разнообразные его подсистемы способны действовать согласованно, не вступая в противоречие друг с другом.
Реляционистские концепции рассматривают власть как взаимодействие субъекта и объекта, которое выражается в том, что субъект контролирует объект с помощью определенных средств. При этом отношения, возникающие между субъектом и объектом, являются конфликтными.
Существует три основных вида реляционистских концепций власти: волевая концепция (К. Маркс, М. Вебер), концепция "обмена ресурсами" (П. Блау), концепция "зон влияния" (Д.Ронг).
Согласно волевой концепции, власть – это способность одних людей или их объединений навязывать свою волю другим людям, невзирая на возможное сопротивление с их стороны.
Концепция "обмена ресурсами" исходит из понимания власти как следствия неравного распределения ресурсов между участниками социальных отношений. Неравенство в распределении ресурсов порождает:
- острую потребность в ресурсах у тех, кто их лишен,
- у тех, кто располагает данными ресурсами возможность их предоставлять в обмен на требуемое поведение.
В рамках концепции "зон влияния" вводится понятие "зоны влияния" – сферы социальных отношений, в которой субъект имеет власть благодаря тому, что он располагает соответствующими ресурсами. За пределами этой сферы субъект утрачивает власть, т.е. перестает быть управляющим и становится подчиненным.
Эмпирическое направление представлено бихевиористской (поведенческой) концепцией власти и другими психологическими концепциями. Главной особенностью этих концепций является попытка объяснить властные отношения психологическими мотивами их участников.
С позиций бихевиористской концепции стремление к власти провозглашается доминирующей чертой человеческой психики. Утверждается, что в стремлении к власти важную роль играют те блага и привилегии, которыми обладают люди наделенные властью. Т. е. с приобретением власти связано получение материальных благ, престижа, свободы и т. п.
В рамках бихевиористской концепции выделяют три основные моделитрактовки власти: силовую, рыночную и игровую.
Силовая модель исходит из того, что главным мотивом политического поведения людей является их стремление к власти, которая, в свою очередь, становится средством достижения иных благ. Поскольку властные устремления людей разнонаправлены, то задача политической власти заключается, прежде всего, в том, чтобы обеспечить необходимый баланс властных сил в обществе.
Рыночная модель базируется на понимании власти как своего рода товара, на который распространяются отношения спроса и предложения. В результате образуется своеобразный рынок власти со своими покупателями, продавцами и посредниками – менеджерами. При этом государственная власть выступает в роли силы, контролирующей нормальное функционирование этого рынка.
Игровая модель рассматривает властные отношения, борьбу за получение власти как своеобразную игру, которая происходит в соответствии с определенными правилами.
В ряде других психологических концепций под основными мотивами властных устремлений понимают: желание человека компенсировать свои физические или духовные изъяны, необходимость сублимации неосознанных сексуальных побуждений и т. п. Утверждается также, что в психике человека есть структуры, способствующие тому, что он подсознательно будет стремиться к рабству как возможности избежать ответственности и достичь чувства безопасности.
Все рассмотренные концепции акцентируют внимание на тех или иных особенностях и сторонах власти как феномена человеческих отношений.