Формирование средневековой философии: синтез античной мысли и христианского вероучения. Специфика и основные этапы развития.

Тема 6. Философия европейского средневековья: теоцентризм

Вопросы:

1. Формирование средневековой философии: синтез античной мысли и христианского вероучения. Специфика и основные этапы развития.

2. Особенности патристики. Философия Аврелия Августина.

3. Рационализм средневековой схоластики. Философия Фомы Аквинского.

 

Средневековая христианская философия охватывает период с I в. н.э. до XIV в. Основные периоды:

1. формирование христианства, апологетика и учение отцов церкви – патристика (I–VIII вв. н.э.);

2. ранняя схоластика (IX–XII вв.), (Иоанн Скотт Эриугена, Ансельм Кентерберийский, Пьер Абеляр, Росцелин);

3. расцвет схоластики (XIII в.), (Фома Аквинский, Роджер Бэкон, Дунс Скот);

4. поздняя схоластика (XIV-XV вв.), (Уильям Оккам, Марсилий Падуанский)

 

Европейской средневековой философией называют философию христианского учения. Христианство возникает в I веке нашей эры в Палестине, территория которой входила в состав Римской империи. Первые христиане – это представители низших слоев общества, они преследовались и наказывались римскими властями, поскольку не признавали римских языческих богов. Только в IV в. их уравняли в правах с другими, а в 325 году император Константин провозгласил христианство государственной религией Римской империи.

На формирование христианской философии существенно повлияла античная философия, особенно – стоицизм и неоплатонизм. В первые века нашей эры происходит синтез античной философии и христианского вероучения. Стоики (Зенон из Китиона, Хрисипп, Сенека, римский император Марк Аврелий и др.) утверждали, что пассивный материальный мир организует всепроникающий Логос (Бог), все подчиняется высшему Закону, Судьбе. Стоики призывали объединяться в общины, чтобы перенести все тяготы судьбы. Идеалом стоиков был мудрец, который добровольно следует судьбе, добродетелям и бесстрастию. Они утверждали, что счастье достигается, когда человеческая жизнь согласуется с Логосом (Богом). Такая философия помогала первым христианам перенести преследования и обрести добродетели. Ещё большее влияние на формирование христианской философии оказало учение Платона и неоплатоников. Первыми христианскими философскими учениями можно назвать гностицизм, апологетику и патристику. Большое влияние на христианскую философию оказал Филон Александрийский (I в. н.э.), который трактовал логосы как силы божественной природы, высшая из которых – это Сын Божий или Божественное Слово. Душа человека имеет божественную природу и бессмертна (как у Платона), является источником движения и восхождения человека к добродетелям. Учение Филона повлияло на философию Оригена (II-III вв. н. э.), оказавшую большое влияние на патристику, однако его учение было подвергнуто критике со стороны церкви. Ересью в учении Оригена назывались идеи о возможности спасения всех душ, о существовании множества физических миров, о понимании Христа как сотворенного духа, а не второй ипостаси Бога (как утверждала официальная церковь).

Во II-V вв. христианская философия представлена в апологетике (учении-оправдании христианских ценностей в период гонений на христиан). Главным вопросом апологетики становится отношение между верой и разумом. Если Тертуллиан утверждал, что греческая философия вредна для христианства, то Ориген, Августин подчеркивали необходимость изучения философии, поскольку она способствует пониманию глубоких смыслов веры.