Исполнение бюджета

Рассмотрение и утверждение проекта бюджета

Правительство Российской Федерации с 15 июля до 15 августа года, предшествующего планируемому, рассматривает прогноз социально-экономического развития России, проекты федерального бюджета и бюджетов государственных целевых фондов, проекты сводного финансового баланса и материалы, характеризующие финансово-бюджетную политику на планируемый год.

1. После изучения этих документов и работы с ними Правительство вносит на рассмотрение Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации проект федерального закона о федеральном бюджете на планируемый год. Вместе с этим проектом Правительство РФ вносит в Государственную Думу проекты федеральных законов о бюджетах государственных федеральных внебюджетных фондов, о повышении минимального размера пенсии, о порядке индексации и перерасчета государственных пенсий, о повышении минимального размера оплаты труда, о приостановке или отмене федеральных законов, реализация которых требует осуществления расходов, но не предусмотрена в федеральном бюджете на планируемый год и др.

Центральный банк Российской Федерации до 1 октября текущего года представляет в Государственную Думу проект основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики на планируемый год, предварительно согласованный с Президентом РФ и Правительством РФ.

2. Получив указанные выше документы и материалы, Совет Государственной Думы Федерального Собрания РФ или в период парламентский каникул Председатель Государственной Думы федерального Собрания РФ направляет его в Комитет Государственной Думы по бюджету, налогам, банкам и финансам.

3. Затем проект федерального закона о федеральном бюджете в течение трех дней направляется Советом Государственной Думы Президенту Российской Федерации, в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, комитеты Государственной Думы, другим субъектам права законодательной инициативы для внесения замечаний и предложений, а также в Счетную палату Российской Федерации на заключение.

4. После рассмотрения проекта бюджета в комитетах он с замечаниями и предложениями депутатов выносится на обсуждение Государственной Думы, которая может обсуждать его в четырех чтениях.

В первом чтении (20 дней) Госдума обсуждает концепцию и прогноз социально-экономического развития РФ, основные направления налоговой и бюджетной политики, основные принципы и расчеты по взаимоотношениям федерального бюджета и бюджетов субъектов РЫ, проект программы государственных внешних заимствований РФ в части источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета, основные характеристики бюджета.

При отклонении проекта в 1 чтении Госдума может передать проект в согласительную комиссию, вернуть законопроект в Правительство РФ на доработку или поставить вопрос о доверии Правительству. (Доработка в течении 20 дней).

Во втором чтении (в течение 15 дней со дня принятия в 1 чтении) утверждаются расходы федерального бюджета по разделам функциональной классификации в пределах общего объема федерального бюджета, утвержденного в 1 чтении, и размер ФФПР субъектов РФ.

При отклонении проекта во 2 чтении Госдума может передать проект в согласительную комиссию.

В третьем чтении (в течение 15 дней со дня принятия во 2 чтении) утверждаются расходы федерального бюджета по подразделам функциональной классификации расходов бюджета РФ и главным распорядителям бюджетных средств ФБ рассматривается распределение средств федерального фонда финансовой поддержки целевых программ и т.д.

В четвертом чтении (в течение 15 дней со дня принятия в 3 чтении) внесение поправок не допускается. Законопроект голосуется в целом.

Принятый Государственной Думой Федеральный закон о федеральном бюджете в течение пяти дней со дня его принятия передается на рассмотрение Совета Федерации. После его рассмотрения и принятия Советом Федерации (в течении 14 дней) одобренный Советом Федерации Федеральный закон о федеральном бюджете на планируемый год в течение 5 дней передается на рассмотрение Президента РФ для подписания и обнародования. В случае отклонения отправляется в согласительную комиссию, которая вносит на повторное рассмотрение Госдумой закона в течение 10 дней в одном чтении.

Порядок рассмотрения и утверждения представительными органами территорий бюджетов субъектов федерации и местных бюджетов аналогичен рассмотренным выше процедурам.

В 2008 году планируется рассматривать проект бюджета в 3 чтениях, а не в 4-х.

 

Исполнение бюджета — это важнейший этап бюджетного процесса действия по мобилизации и использованию бюджетных средств, в процессе исполнения которых участвуют органы исполнительной власти, финансовые и налоговые органы, кредитные учреждения, юридические и физические лица-плательщики налогов в бюджет, получатели бюджетных средств.

В финансовом органе на основании показателей бюджета составляется бюджетная роспись доходов и расходов, которая утверждается исполнительным органом власти. Бюджетная роспись представляет собой документ, содержащий детальные показатели доходов, средств заимствований и расходов утвержденного бюджета в соответствии с действующей бюджетной классификацией по срокам бюджетного года в разрезе распорядителей и получателей бюджетных средств, и направляется для сведения в органы представительной власти и контрольно-счетные органы.

Исполнение бюджета по расходам означает обеспечение финансирования мероприятий, предусмотренных росписью расходов, и имеет ряд этапов.

1. Утверждение и доведение бюджетных ассигнований до распорядителей и получателей бюджетных средств.

2. Принятие бюджетных обязательств бюджетополучателями.

3. Подтверждение и выверка исполнения бюджетных обязательств.

4. Расходы и платежи по реализованным бюджетным обязательствам.

В Российской Федерации с 1992 г. введено казначейское исполнение федерального бюджета. Для его осуществления в составе Министерства финансов РФ образовано Федеральное казначейство. При казначейском исполнении федерального бюджета регистрация поступлений, регулирование объемов и сроков принятия бюджетных обязательств, выдача разрешений на право осуществления расходов в рамках выделенных ассигнований, осуществление платежей от имени бюджетополучателей возлагаются на Федеральное казначейство.

 

ТЕМА 3. Бюджетный процесс в Российской Федерации (НЕШИТОЙ)