Бетонирование обыкновенных массивов.

Массивы бетонируют в сборно-разборных инвентарных формах. Каждая из форм состоит из четырех щитов, образующих в собранном состоянии открытый сверху и снизу ящик. Ящик устанавливают на месте бетонирования в парке изготовления массивов.

Формы должны быть жесткими и прочными, такими, чтобы под давлением бетонной смеси и вибрации при уплотнении не могли изменить форму и размеры массива. Внутренняя поверхность форм должна быть гладкой, не иметь шероховатостей и впадин. Конструкция щитов должна обеспечивать быструю сборку и разборку форм, обеспечивать их высокую оборачиваемость и гладкую поверхность массивов. По материалу формы могут быть деревянными, металлическими и комбинированными (Рис. 42).

Рис. 42 Комбинированные щиты - формы для изготовления обыкновенных массивов

 

 

1.- соединительные болты; 2.- деревянная опалубка; 3.-вертикальные стальные уголки; 4.- петли для подъема щитов; 5.-шпренгели из стали двутаврового профиля; 6.- стальная подставка; 7.- стальная стойка двутаврового профиля.

 

Формы из комбинированных щитов имеют высокую оборачиваемость (до 50 циклов), обеспечивают требуемую точность в размерах и гладкость поверхностей массивов. Щиты в формах соединяются в углах болтами. Формы с бандажным креплением щитов применяются для бетонирования массивов массой до 35 т. Оборачиваемость форм с бандажным креплением щитов составляет не менее 35 циклов.

Для изготовления массивов любого веса используются металлические щиты. Металлические щиты лучше деревянных обеспечивают размеры и гладкие поверхности массивов, могут быть использованы неограниченное число раз, их легко собирать и разбирать. Недостатками металлических щитов являются: высокая стоимость, малая коррозионная стойкость к морской воде и неспособность поглощать избыточную влагу из наружных слоев бетона при его твердении.

Подъем массивов краном осуществляется при помощи специальных ключей, заводимых в ключевые шахты (отверстия) массивов (Рис. 43).

Рис. 43. Ключевое устройство для подъема массивов

а- ключевое отверстие в массивах; б- пробки для устройства ключевых отверстий.

Для образования ключевых отверстий в собранную форму перед бетонированием массива устанавливают опалубку ключевых отверстий (пробку), состоящую из опалубки собственно шахты 2 и нижнего ящика, образующего уширение 1 внизу шахты для разворота бородки 3 и ключа 4.

Пробки делают составными из досок, плотно соединенных между собой для предотвращения попадания цементного раствора во внутреннюю полость шахты.

Опалубку пробок устанавливают в форму массива строго вертикально и в плане точно по чертежу. Во избежание смещения пробки во время бетонирования массива их раскрепляют.

Для предохранения бетона верхней плоскости ключевого уширения от разрушения при подъеме массива в плоскости бородок закладывают два обрезка рельсов 5 головкой вниз.

Для изготовления массивов применяют гидротехнический бетон класса не ниже В15, удовлетворяющий проектным требованиям по морозостойкости и коррозионной стойкости при работе в условиях агрессивного воздействия морской воды.

Подачу бетонной смеси в формы осуществляют кранами в бадьях емкостью 1÷1,5 м3 , ковшевыми автопогрузчиками, бетононасосами по трубам, опрокидными вагонеткам, доставляемыми электрокарами по эстакадам, ленточными конвейерами. Выбор способа транспортирования зависит от дальности перемещения бетонной смеси, объема бетонирования, компоновки парка и других местных условий. Окончательное решение принимают после его технико-экономического обоснования.

До начала бетонирования внутренние поверхности форм и пробок тщательно очищают, промывают, и покрывают густым известковым, меловым или трепельным раствором для облегчения распалубки изготавливаемого массива.

Бетонирование массива ведут с соблюдением тех же требований, что и при бетонировании блоков бетонных сооружений.

Каждый массив бетонируют в один прием. Уплотнение производят глубинными вибраторами, а верхний слой – дополнительно поверхностными вибраторами. Поверхность верхнего слоя заглаживают под рейку в уровень с краями формы. По истечении 7÷10 часов пробки ключевых отверстий приподнимают на 3÷5 см, отрывая их от бетона для свободного их извлечения в последующем.

По окончании бетонирования массивов их маркируют, выдавливая на верхней поверхности свежеуложенного бетона порядковый номер, дату изготовления и тип массива. После распалубки маркировочные надписи наносят несмываемой краской на боковые поверхности.

Подъем, перемещение и опускание массивов береговыми или плавучими кранами осуществляют при помощи специальных приспособлений и устройств. Для массивов массой до 100т, укладываемых в правильную кладку, подъемным приспособлением служит стальная сварная или клепаная траверса с двумя стальными ключами (Рис. 44).

 

Рис. 44. Устройство для подъема и опускания массива на

транспортные средства.

 

А, б – ключи для подъема массивов; в- береговой перегружатель массива

Траверсу подвешивают к крюку крана 1. На концах траверсы подвешены на серьгах 3 ключи 5. Верхний конец каждого ключа, оканчивающийся гайкой, вращается вокруг своей оси во втулке 7, свободно подвешенной на серьге 3. Внизу ключ снабжен бородкой 6, которая вращением рукоятки 4 может быть установлена вдоль и поперек траверсы.

Для подъема массива ключи устанавливают над ключевыми отверстиями, разворачивают бородки вдоль массива, опускают ключи в нижние уширения ключевых отверстий, и поворачивают при помощи рукояток на 90⁰, устанавливая, таким образом, бородки в положение для подъема массива. При подъеме траверсы бородки захватывают массив, как показано на рис. 44. Освобождение массива производится повторением этой операции в обратном направлении. Размеры ключевых отверстий принимают по проекту.

Помимо ключей для выполнения операций с массивами применяют полуавтоматические самораскрывающиеся под водой захваты системы Н.В. Красова (Рис.45а) и клиновой системы С.Р. Гринберга и К.П. Цветаева (Рис.45б).

Рис. 45. Полуавтоматические самораскрывающиеся под водой захваты

 

 

Для пользования захватами Н.В. Красова в массивах при бетонировании устраивают пазы. Подъем массива осуществляют заводкой грузоудеривающих балок 1 в пазы 3. После установки массива на место тросы ослабляют, и захваты под действием пружин 2 выходят из пазов, освобождаясь от массива. Съемный кондуктор 4 крепят к захвату для без водолазной установки массивов в стенку.

Подъем и опускание массивов клиновым захватом осуществляется в следующем порядке: захват (положение 1) через такелажную скобу 6 закрепляют к оголовнику 5, и подвешивают на основной крюк крана. Тросик, выходящий через отверстие в оголовнике, закрепляют на вспомогательном гаке (при этом кулачки 11 утоплены в пазы корпуса 8 захвата) и захват вводится в цилиндрическое отверстие массива 9, отформованное при его изготовлении.

Затем вспомогательный гак опускают, тросик ослабляется. Кулачки 11 выдвигаются из пазов и под действием амортизатора 10 упираются в бетонную поверхность массива. При перемещении тяги 7 вверх кулачки вдавливаются в тело бетона до тех пор, пока массив можно будет поднимать, транспортировать и укладывать на место. После установки грузовой трос ослабляют и подтягивают тросик. Вследствие этого механизм, расположенные внутри корпуса, срабатывает и выталкивает клин, а вместе с ним и тягу 7 вниз; кулачки входят из тела бетона и входят в пазы захвата, после чего он выходит из отверстия массива (положение II). Количество цилиндрических отверстий в массиве, их размеры и расположение зависят от массы и размеров массива и грузоподъемности захвата.

Транспортирование массивов для укладки в сооружение производят сухопутным или водным транспортом, или тем и другим совместно. Если парки изготовления и хранения, а так же возводимое сооружение связаны между собой железнодорожными путями, а укладку массивов в сооружение производят при помощи береговых кранов, то все перевозки выполняют сухопутным транспортом. При расположении парков изготовления и хранения в радиусе действия плавучего крана и укладке массивов в сооружение плавучим краном, перевозку массивов осуществляют водным транспортом.

Чтобы не отвлекать плавучий кран от работы непосредственно на сооружении, при значительных объемах перегрузочных работ, целесообразно оборудовать место перегрузки массивов на воду береговым перегружателем (Рис. 4,в), который представляет собой эстакаду 11 с уложенными по верху подкрановыми балками 9, выступающими в море консолями. По подкрановым балкам перемещается мостовой кран 8.Мостовым краном массивы разгружают с железнодорожных платформ 12, перемещают на консоль и грузят в отшвартованные под ней суда 10.

При сравнительно небольшой производительности парка и небольшом расстоянии перемещения массивов для их погрузки в суда может быть использован травеллер, обслуживающий парк. Для этого на береговом откосе строят эстакаду свайного или гравитационного типа, заканчивающуюся широким пролетом, перекрытым мощными балками, в который можно ввести судно и травеллером загрузить его массивами.