IV. Формы существования языка.

Каждый национальный язык существует как совокупность языковых форм, которые функционируют в разных сферах коммуникации и обладают структурно-лингвистической спецификой. В разных национальных языках наблюдается варьирование форм их существования.

Высшей формой существования языка является литературный язык. Некоторые языки имели литературную форму и в донациональный период их развития. Например, в Древней Греции и Римской империи литературные языки возникли в условиях рабовладельческого общества, древнерусский и старофранцузский литературные языки образовались в феодальный период.

Для литературной формы языка характерны следующие признаки: обработанность, нормированность, стабильность, обязательность для всех членов общества, стилистическая дифференцированность, универсальность для всех сфер общения, наличие устной и письменной разновидностей.

Буквально литературный язык означает язык письменный, от лат. littera – ‘буква’. Это закреплено, н-р, в одном из терминов для обозначения немецкого литературного языка – ‘Schriftsprache’, потому что высшей формой существования немецкого языка признается именно письменный литературный язык, а устная его разновидность рассматривается как обиходно-разговорный язык образованных людей и занимает следующую ступень в иерархии форм существования немецкого языка. Обычно, однако, в социолингвистике признается существование двух форм литературного языка – письменной и устной.

Старейшей формой существования языка является диалект. Основные признаки диалекта: территориальная ограниченность, ограниченность выполняемых социальных функций, закрепленность за сферой местного социального взаимодействия и бытовой сферой общения, отсутствие регламентации языковых средств, структурная подчиненность более высоким формам существования языка.

Общеизвестно многообразие диалектов в немецком языке, которое является следствием длительного периода феодальной раздробленности Германии. Русские территориальные диалекты существуют в виде говоров, которые были и остаются очень близкими друг другу. Все говоры русского языка объединяются в два наречия – северорусское (с характерным оканьем) и южнорусское (с характерным аканьем и фрикативным произнесением звука [г]).

Между литературным языком и диалектами находится промежуточная форма существования языка, сложившаяся в результате их взаимодействия и являющаяся, как правило, гетерогенным образованием, которое обозначается собирательным названием ‘обиходно-разговорный язык’. В социолингвистике часто используется также термин койне (от греч. ‘общий’). Койне определяется как средство междиалектного общения, возникающее первоначально в торговых, военных или культурных целях на базе одного из группы близких диалектов. Социальной предпосылкой появления наддиалектного койне служит смешанный состав населения в определенном регионе страны. Исторически койне нередко предшествует возникновению литературного языка и служит его основой. Например, лондонское койне послужило базой английского литературного языка, пекинское – китайского литературного языка. Длительное взаимодействие северорусских и южнорусских говоров в Москве и Подмосковье сформировало среднерусское койне, послужившее основой русского литературного языка.

Одной из промежуточных форм в ряде языков признается нелитературная форма обиходно-разговорного языка, называемая просторечием. В русском языке просторечие отличается ненормированностью, стилистической недифференцированностью, бесписьменностью и факультативностью употребления.

Следует отметить, что носители конкретного языка обычно владеют несколькими формами его существования, поскольку одновременно принадлежат разным социальным и речевым коллективам. Это приводит к тесной взаимной обусловленности всех форм существования языка.

Таким образом, основные формы существования языка образуют своеобразную иерархию, которую обычно представляют в виде пирамиды. Её основу образует множество местных территориальных диалектов, в которых языковые расхождения наиболее значительны. На среднем уровне – в формах обиходно-разговорного языка, койне, просторечии – пирамида сужается. Следующий уровень пирамиды образует устная форма литературного языка, а в точке схождения находится единая для всех письменная форма литературного языка.