Диаграмма методов моделирования сложных систем.

В предыдущем разделе отмечено, что основным практическим применением системного анализа является снятие «проблем практики», т.е. поиск системных решений, наделяющих некоторую систему новыми свойствами так, чтобы исчезли выявленные проблемы ее практического использования и при этом они не были бы заменены новыми проблемами. Там рассмотрены подходы, основанные на возможности построения формальной математической модели системы или ее частей. Однако часто большая сложность анализируемых систем не позволяет свести задачу снятия «проблем практики» к использованию только формальных математических методов. Поэтому в системном анализе широко применяются подходы, основанные на комбинации эвристических методов (методов поиска системных решений, базирующихся на особым образом систематизированном, прошлом опыте) с формальными математическими методами. На рис. приведены наиболее распространенные эвристические и формальные методы моделирования сложных систем и их взаимодействие между собой.

Рис. Методы моделирования сложных систем

 


22. Определение цели системы.

Одной из принципиальных особенностей системного анализа, отличающей его от других направлений системных исследований, является разработка и использование средств, облегчающих формирование и анализ целей и функций систем управления.

Анализ целей и функций - основа прогнозирования развития предприятий и организаций, любой деятельности, основа самоорганизации. Использование понятияцель в реальных условиях вызывает определенные трудности. На практике этот термин стремятся заменить более удобными терминами «план», «направление деятельности». Поэтому в данной главе излагаются основные сведения об исследованиях категории «цель», о развитии этого понятия, о закономерностях целеобразования, приведены виды и формы определения структур целей и рассмотрен пример формирования структуры целей и функций системы управления районом.

Понятиецель и связанные с ним понятия целесообразности, целенаправленности лежат в основе развитиясистемы. Изучению этих понятий большое внимание уделяется в философии, психологии, кибернетике.

В некоторых определениях цель как бы трансформируется, принимая различные оттенки в пределах условной«шкалы» - от идеальных устремлений к материальному воплощению.

Противоречие, заключенное в понятии «цель», необходимость быть побужденным к действию, «опережающим отражением» (термин введен П.К.Анохиным) или «опережающей идеей» и одновременно материальным воплощением этой идеи, т.е. быть достижимой, проявлялось с момента возникновения этого понятия. Так, древнеиндийское "артха" означало одновременно «мотив», «причину», «желание», «цель», и даже – «способ».

В русском языке вообще не было термина «цель». Этот термин заимствован из немецкого и имеет значение, близкое к понятию «мишень», «финиш», «точка попадания». В английском языке содержится несколько терминов, отражающих различные оттенки понятия цели, в пределах рассматриваемой «шкалы»: “purpose” (цель-намерение, целеустремленность, воля), “object” и “objective” (цель-направление действия, направление движения), “aim” (цель-стремление, прицел, указание), “goal” (цель-место назначения, задача), “target” (цель-мишень для стрельбы, задание, план), “end” (цель-финиш, конец, окончание, предел).

Глубина диалектической трактовки понятия цели раскрывается в теории познания, в которой показывается взаимосвязь понятий цели, оценки, средства, целостности (и ее «самодвижения»). Изучение взаимосвязи этих понятий показывает, что в принципеповедение одной и той жесистемы может быть описано и в терминах цели или целевых функционалов, связывающих цели со средствами их достижения (такое представление называют аксиологическим), и без упоминания понятия цели, в терминах непосредственного влияния одних элементов или описывающих их параметров на другие, терминах «пространства состояний» (или каузальн). Поэтому одна и та же ситуация в зависимости от склонности и предшествующего опыта исследователя может быть представлена тем или иным способом. В большинстве практических ситуаций лучше понять и описать состояние системы и ее будущее позволяет сочетание этих представлений.

Рис. Трансформация цели в пределах условной шкалы

 

Понимание цели очень важно при организации процессов коллективного принятия решений в системах управления. В реальных ситуациях необходимо оговаривать, в каком смысле на данном этапе рассмотрения системы используется понятие «цель», что в большей степени должно быть отражено в ее формулировке - идеальные устремления, которые помогутЛПР, увидеть перспективы или реальные возможности, обеспечивающие своевременность завершения очередного этапа на пути к желаемому будущему.

Приведенный анализ определений понятий «цель» и графическая интерпретация «размытости» философских трактовок цели (рис.4.1) явились важным шагом на пути к практической реализации процессов целеполагания.