ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ВАЛЮТНЫЕ МЕТОДЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ
(экономические, в отличие от контрольных) методывключают в себя:
1. Валютный курс — один из важных инструментов регулирования ВТД. Девальвация российского рубля почти в четыре раза резко усилила позиции российских экспортеров и одновременно отрицательно сказалась на импорте, от чего выиграли российские производители.
2. Обязательная продажа экспортерами 50% валютной выручки — существенный фактор функционирования валютного рынка, выступающего составным элементом рыночного механизма ВТД.
1. Санкции, предусматривающие возврат в доход государства незаконно переведенных за границу валютных средств при проведении импортных операций (например, импортер обязан зачислять на счет в своем уполномоченном банке рублевый эквивалент платежей по импорту).
СТИМУЛИРОВАНИЕ ЭКСПОРТА предполагает :
- создание системы кредитования и страхования экспорта
- предоставление государственных гарантий
- одновременном возобновлении государственного кредитования экспортных производств и проектов.
Прямое финансирование экспортеров. Осуществляется в виде доплат фирмам и компаниям дотаций из бюджета для устранения разницы между себестоимостью продукции и экспортными ценами для получения прибылей. Чаще всего государство выделяет до 30 % средств, необходимых для проведения научных, исследовательских, конструкторских работ с целью исследования и внедрения новых товаров в экспортном производстве. Государственное финансирование направлено на поддержку не только крупных компаний в странах с рыночной экономикой, но также средних и малых фирм, способных в короткие сроки модернизировать и перестраивать экспортное производство в соответствии с требованиями мирового рынка.
Косвенное финансирование экспортеров. Производится через сеть частных банков, которым государство выдает специальные дотации на уменьшение кредитных ставок экспортерам. Косвенным финансированием следует считать возврат экспортерам пошлин, выплаченных при ввозе сырья, а также передачу экспортерам правительственных, в том числе и военных, заказов по стабильным и, как правило, высоким ценам.
Снижение налогов с экспортеров. Наиболее распространено прямое снижение налогов с фирм, компаний в зависимости от доли экспорта в их производстве. Часто применяется разрешение фирмам- экспортерам осуществлять отчисления в резервные фонды развития экспортного производства с необлагаемой налогом части прибыли.
Кредитование экспортера. Кредитование может быть внутренним и внешним.
Внутреннее кредитование осуществляется через государственные банки предоставлением кредитов среднесрочных (до 5 лет) и долгосрочных (до 20-30 лет) на развитие экспортного производства в национальной и свободно конвертируемой валюте. При этом предоставление кредитов осуществляется на благоприятных условиях по стабильным ставкам.
Внешнее кредитование направлено на выделение кредитов импортерам в форме финансовых и товарных кредитов поставщиков экспортной продукции. Государство производит субсидирование из бюджета как фирменных, так и банковских кредитов, которые являются целевыми, и, следовательно, должны быть использованы иностранными получателями только для закупки товаров у фирмы или страны кредитора.
Страхование экспорта. Оно имеет два направления- внутреннее и внешнее.
Внутреннее страхование осуществляется государством, помогающим за счет бюджетных средств перекрывать часть рисков при крупных капиталовложениях в экспортное производство.
Осуществляя внешнее страхование, государство за счет бюджета берет на себя часть политических и коммерческих рисков по экспорту. К политическим рискам относятся войны, правительственные перевороты, резкие изменения политической обстановки, забастовки. Все эти факторы либо затрудняют, либо вообще срывают исполнение контрактов. К коммерческим рискам относятся колебания валютных курсов, банкротства, изменения в таможенной и налоговой системах. Благодаря страхованию экспортер возмещает почти все потери от рисков.
Страхование экспортных операций в странах с рыночной экономикой осуществляют государственные организации, а также фирмы и корпорации, получающие дотации из бюджета. Страховые государственные организации, как правило, обеспечивают 80-90 % суммы сделки по ставкам значительно более низким, чем частные страховые фирмы.
Таким образом, стимулирование экспорта предполагает :
- создание системы кредитования и страхования экспорта
- предоставление государственных гарантий
- возобновление государственного кредитования экспортных производств и проектов.
Для осуществления этого в нашей стране были проведены определенные организационные мероприятия: созданы Российский экспортно-импортный банк, Межведомственная Комиссия по стимулированию экспорта и др.
Однако, к сожалению, реализация этих мер в настоящее время затруднена из-за отсутствия необходимых финансовых средств.
Таможенное оформление товаров, перемещаемых морским (речным) транспортом.
Прибытие на таможенную территорию РФ и убытие с этой территории товаров, перемещаемых морским (речным) транспортом, осуществляется в пунктах пропуска через Государственную границу РФ, открытых для международного сообщения.
При международной перевозке морским (речным) транспортом перевозчик сообщает таможенному органу следующие сведения:
- о регистрации судна и его национальной принадлежности;
- наименование и описание судна;
- фамилию капитана;
- фамилию и адрес судового агента;
- о количестве пассажиров на судне, их фамилии, имена, гражданство (подданство), даты и места рождения, порт посадки и высадки;
- о количестве и составе членов экипажа;
- наименование порта отправления и порта захода судна;
- наименование, общее количество и описание товаров;
- о количестве грузовых мест, об их маркировке и о видах упаковок товаров;
- наименование порта погрузки и порта выгрузки товаров;
- номера коносаментов или иных документов, подтверждающих наличие и содержание договора морской (речной) перевозки, на товары, подлежащие выгрузке в данном порту;
- наименование портов выгрузки остающихся на борту товаров;
- наименование первоначальных портов отправления товаров;
- наименование судовых припасов, имеющихся на судне, и указание их количества;
- описание размещения товаров на судне;
- о наличии (об отсутствии) на борту судна международных почтовых отправлений;
- о наличии (об отсутствии) на борту судна товаров, ввоз которых на таможенную территорию РФ запрещен или ограничен, включая валюту РФ и валютные ценности, которые находятся у членов экипажа, лекарственные средства, в составе которых содержатся наркотические, сильнодействующие средства, психотропные и ядовитые вещества;
- о наличии (об отсутствии) на борту судна опасных товаров, включая оружие, боеприпасы.
Данные сведения сообщаются путем представления таможенному органу следующих документов:
- общей декларации;
- декларации о грузе;
- декларации о судовых припасах;
- декларации о личных вещах экипажа судна;
- судовой роли;
- списка пассажиров;
- документа, предписываемого Всемирной почтовой конвенцией;
- коносаментов или иных документов, подтверждающих наличие и содержание договора морской (речной) перевозки.
Герчикова И.Н. Международное коммерческое дело: учебник для вузов. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1996.
Унифицированные правила по инкассо редакция 1978 (перевод с английского) / Публикация МТП № 322 / Справочно-правовая система «Гарант»
[3] Конвенция ООН о международном переводном векселе и международном простом векселе, 1988 г. // www.sklad-zakonov.ru
[4] ФЗ РФ «Об экспортном контроле» № 183-ФЗ от 18.07.99 (ред. 30.12.2001)