ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ВАЛЮТНЫЕ МЕТОДЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ

(экономические, в отличие от контрольных) методывключают в себя:

1. Валютный курс — один из важных инструментов регулирова­ния ВТД. Девальвация российского рубля почти в четыре раза резко усилила позиции российских экспортеров и одно­временно отрицательно сказалась на импорте, от чего выиг­рали российские производители.

2. Обязательная продажа экспортерами 50% валютной выруч­ки — существенный фактор функционирования валютного рынка, выступающего составным элементом рыночного ме­ханизма ВТД.

1. Санкции, предусматривающие возврат в доход государства незаконно переведенных за границу валютных средств при проведении импортных операций (например, импортер обя­зан зачислять на счет в своем уполномоченном банке рубле­вый эквивалент платежей по импорту).

 

СТИМУЛИРОВАНИЕ ЭКСПОРТА предполагает :

- со­здание системы кредитования и страхования экспорта

- предос­тавление государственных гарантий

- одновременном возобнов­лении государственного кредитования экспортных производств и проектов.

Прямое финансирование экспортеров. Осуществляется в ви­де доплат фирмам и компаниям дотаций из бюджета для устране­ния разницы между себестоимостью продукции и экспортными ценами для получения прибылей. Чаще всего государство выделя­ет до 30 % средств, необходимых для проведения научных, иссле­довательских, конструкторских работ с целью исследования и внедрения новых товаров в экспортном производстве. Государст­венное финансирование направлено на поддержку не только крупных компаний в странах с рыночной экономикой, но также средних и малых фирм, способных в короткие сроки модернизи­ровать и перестраивать экспортное производство в соответствии с требованиями мирового рынка.

Косвенное финансирование экспортеров. Производится че­рез сеть частных банков, которым государство выдает специаль­ные дотации на уменьшение кредитных ставок экспортерам. Кос­венным финансированием следует считать возврат экспортерам пошлин, выплаченных при ввозе сырья, а также передачу экспор­терам правительственных, в том числе и военных, заказов по ста­бильным и, как правило, высоким ценам.

Снижение налогов с экспортеров. Наиболее распространено прямое снижение налогов с фирм, компаний в зависимости от до­ли экспорта в их производстве. Часто применяется разрешение фирмам- экспортерам осуществлять отчисления в резервные фон­ды развития экспортного производства с необлагаемой налогом части прибыли.

Кредитование экспортера. Кредитование может быть внут­ренним и внешним.

Внутреннее кредитование осуществляется через государственные банки предоставлением кредитов средне­срочных (до 5 лет) и долгосрочных (до 20-30 лет) на развитие экс­портного производства в национальной и свободно конвертируе­мой валюте. При этом предоставление кредитов осуществляется на благоприятных условиях по стабильным ставкам.

Внешнее кредитование направлено на выделение креди­тов импортерам в форме финансовых и товарных кредитов по­ставщиков экспортной продукции. Государство производит суб­сидирование из бюджета как фирменных, так и банковских креди­тов, которые являются целевыми, и, следовательно, должны быть использованы иностранными получателями только для закупки товаров у фирмы или страны кредитора.

Страхование экспорта. Оно имеет два направления- внутреннее и внешнее.

Внутреннее страхование осуществляет­ся государством, помогающим за счет бюджетных средств пере­крывать часть рисков при крупных капиталовложениях в экс­портное производство.

Осуществляя внешнее страхование, государство за счет бюджета берет на себя часть политических и коммерческих рисков по экспорту. К политическим рискам относятся войны, правитель­ственные перевороты, резкие изменения политической обстанов­ки, забастовки. Все эти факторы либо затрудняют, либо вообще срывают исполнение контрактов. К коммерческим рискам отно­сятся колебания валютных курсов, банкротства, изменения в та­моженной и налоговой системах. Благодаря страхованию экспор­тер возмещает почти все потери от рисков.

Страхование экспортных операций в странах с рыночной экономикой осуществляют государственные организации, а также фирмы и корпорации, получающие дотации из бюджета. Страхо­вые государственные организации, как правило, обеспечивают 80-90 % суммы сделки по ставкам значительно более низким, чем частные страховые фирмы.

Таким образом, стимулирование экспорта предполагает :

- со­здание системы кредитования и страхования экспорта

- предос­тавление государственных гарантий

- возобнов­ление государственного кредитования экспортных производств и проектов.

Для осуществления этого в нашей стране были проведены определенные организационные ме­роприятия: созданы Российский экспортно-импортный банк, Межведомственная Комиссия по стимулированию экспорта и др.

Однако, к сожалению, реализация этих мер в настоящее время затруднена из-за отсутствия необходимых финансовых средств.

 

 

Таможенное оформление товаров, перемещаемых морским (речным) транспортом.
Прибытие на таможенную территорию РФ и убытие с этой территории товаров, перемещаемых морским (речным) транспортом, осуществляется в пунктах пропуска через Государственную границу РФ, открытых для международного сообщения.
При международной перевозке морским (речным) транспортом перевозчик сообщает таможенному органу следующие сведения:
- о регистрации судна и его национальной принадлежности;
- наименование и описание судна;
- фамилию капитана;
- фамилию и адрес судового агента;
- о количестве пассажиров на судне, их фамилии, имена, гражданство (подданство), даты и места рождения, порт посадки и высадки;
- о количестве и составе членов экипажа;
- наименование порта отправления и порта захода судна;
- наименование, общее количество и описание товаров;
- о количестве грузовых мест, об их маркировке и о видах упаковок товаров;
- наименование порта погрузки и порта выгрузки товаров;
- номера коносаментов или иных документов, подтверждающих наличие и содержание договора морской (речной) перевозки, на товары, подлежащие выгрузке в данном порту;
- наименование портов выгрузки остающихся на борту товаров;
- наименование первоначальных портов отправления товаров;
- наименование судовых припасов, имеющихся на судне, и указание их количества;
- описание размещения товаров на судне;
- о наличии (об отсутствии) на борту судна международных почтовых отправлений;
- о наличии (об отсутствии) на борту судна товаров, ввоз которых на таможенную территорию РФ запрещен или ограничен, включая валюту РФ и валютные ценности, которые находятся у членов экипажа, лекарственные средства, в составе которых содержатся наркотические, сильнодействующие средства, психотропные и ядовитые вещества;
- о наличии (об отсутствии) на борту судна опасных товаров, включая оружие, боеприпасы.
Данные сведения сообщаются путем представления таможенному органу следующих документов:
- общей декларации;
- декларации о грузе;
- декларации о судовых припасах;
- декларации о личных вещах экипажа судна;
- судовой роли;
- списка пассажиров;
- документа, предписываемого Всемирной почтовой конвенцией;
- коносаментов или иных документов, подтверждающих наличие и содержание договора морской (речной) перевозки.

 

 


Герчикова И.Н. Международное коммерческое дело: учебник для вузов. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1996.

Унифицированные правила по инкассо редакция 1978 (перевод с английского) / Публикация МТП № 322 / Справочно-правовая система «Гарант»

[3] Конвенция ООН о международном переводном векселе и международном простом векселе, 1988 г. // www.sklad-zakonov.ru

[4] ФЗ РФ «Об экспортном контроле» № 183-ФЗ от 18.07.99 (ред. 30.12.2001)