Экономические цели предприятий индустрии туризма и гостеприимства

Предприятие не может функционировать без целевых ориен­тиров. Категория «цель» относится к фундаментальным понятиям менеджмента. Цель — опредмечиваемый мотив, побуждающий к действию. Целеполагание означает выбор ориентира, определяющего направление движения или на­правленность действий, детерминирующих их смысловую содер­жательность.

Значение целеполагания обусловливается следующими фак­торами: выявлением необходимых функций управления; обос­нованием состава и величины ресурсов; разработкой структуры предприятия и построением системы его управления; выработкой стратегии развития и составления текущих планов; проверкой исполнения, мотивирования и оценки персонала.

Различают следующие цели:

· по принадлежности к фазам жизненного цикла систем — создания, функционирования и развития предприятия;

· по масштабу или степени охвата деятельности — глобаль­ные, общие, локальные и частные;

· по рангу — главные (основные, приоритетные) и обеспечи­вающие (вспомогательные, побочные);

· по времени реализации — стратегические и тактические;

· по основным функциям управления — планирования, ре­гулирования, организовывания и контроля;

· по подсистемам предприятия — экономические, техниче­ские, социальные, организационные, производственные, коммерческие и т.п.;

· по субъектам или интересам — индивидуальные, группо­вые, фирменные, общественные, государственные;

· по степени осознанности — действительные и мнимые; » по достижимости — реальные и прожектерские;

· по объективности постановки — обоснованные (истинные) и надуманные (ложные).

Таким образом, в своей деятельности предприятия должны руководствоваться набором целей, различающихся как по содер­жанию, так и с точки зрения временной перспективы.

Целеполагание начинается с установления миссии предпри­ятия, исходя из сферы его бизнеса.

Миссия формулировка основного социально значимого функционального назначения предприятия в долгосрочном периоде. Это высшая цель, которая определяется ожиданиями дей­ствий, реакций или результатов деятельности данного субъекта со стороны его потребителей, партнеров, контрагентов.

Существует широкое и узкое понимание миссии. Широкое толкование миссии (кредо) отображает философию, предназначе­ние и смысл существования предприятия.

Значение миссии для деятельности предприятия заключается в следующем:

· она задает основное направление движения предприятия, его отношение к протекающим процессам и явлениям;

· определяет место, роль и положение предприятия в обще­стве, его общественный статус;

· в качестве связующего культурного элемента позволяет предприятию функционировать как единое целое;

· способствует единению внутри предприятия и созданию корпоративного духа;

· создает возможность для более действенного управления предприятием;

· позволяет рядовым сотрудникам и руководителям оценивать деятельность предприятия в перспективе, что необходимо для обеспечения его долгосрочной конкурентоспособно­сти, и помогает каждому оценить перспективы и возмож­ности своей работы.

Миссия предприятия формулируется топ-менеджерами исходя из ответов на вопросы: кто мы? Что делаем? Куда движемся? Фор­мулировка миссии, как правило, дается на первой странице устава предприятия (в турбизнесе — на первой странице рекламных про­спектов) или провозглашается руководством предприятия на соб­рании акционеров.

Миссия эффективна при следующих условиях:

· если она может оказать действенную помощь предприятию в его стремлении стать лучше;

· в ней сконцентрировано истинное видение менеджерами будущего предприятия;

· ее разделяет большинство сотрудников предприятия. Можно привести следующие примеры миссий. Корпорация McDonald's: «Обеспечение горячей вкусной пи­щей в чистом ресторане за приемлемую цену».

Группа отелей LHW: «Мы — крупнейшая и единственная в своем роде группа престижных отелей. Мы работаем, чтобы предложить нашим клиентам исключительное обслуживание и комфорт для удовлетворения любых вкусов и запросов с целью создания максимально удобной для клиента обстановки, стара­емся, чтобы единственными сюрпризами для наших гостей были приятные сюрпризы».

Авиакомпания, участвующая в обслуживании туристов: «Мы являемся национальным российским авиаперевозчиком и выпол­няем регулярные международные полеты в различные страны мира. Мы работаем, расширяя рынок и удерживая лидирующие позиции, чтобы обеспечить все большее количество пассажиров во всем мире недорогим и высококачественным обслуживанием».

Миссия образует фундамент для установления целей предпри­ятия в целом, его подразделений и функциональных подсистем (маркетинг, производство, персонал, финансы, менеджмент), ка­ждая из которых ставит и реализует свои цели, вытекающие из об­щей цели.

Цели — это конкретизация миссии предприятия в форме, доступной для управления процессом ее реализации. Цели должны отвечать следующим ключевым требованиям: достижимости, гибкости, измеримости, конкретности, совмес­тимости и приемлемости.

Для туристских предприятий основными целями могут быть следующие:

· стабилизация финансового состояния за счет осуществле­ния маркетинговых мероприятий;

· повышение конкурентоспособности туристского продукта и услуг на рынках въездного и выездного туризма;

· тщательное изучение рынков сбыта туристских услуг для выработки стратегии по их удержанию;

· исследование и прогнозирование текущих и перспектив­ных потребностей клиентов для выработки основных на­правлений деятельности;

· комплексное воздействие на клиентов фирмы на всех эта­пах туристского обслуживания; поддержание имиджа;

· целенаправленные информационно-рекламные мероприятия;

· обеспечение условий, необходимых для развития творче­ского потенциала сотрудников, повышения уровня удовле­творенности и заинтересованности в работе;

· определение критических областей управленческого воз­действия и приоритетных задач, обеспечивающих получе­ние запланированных результатов.

Эти цели должны быть конкретизированы и количественно измерены с помощью соответствующих показателей.