ОБЩАЯ МЕТОДОЛОГИЯ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ

ТЕМА 3. МЕТОДОЛОГИЯ И ТЕОРИЯ ИСТОРИЧЕСКОЙ НАУКИ. ИСТОРИЯ РОССИИ - НЕОТЪЕМЛЕМАЯ ЧАСТЬ ВСЕМИРНОЙ ИСТОРИИ.

История государства изучает свой предмет при помощи методов, которые сформировались в ходе его исторического познания. Каждый этап истории общества – ступень в развитии государственности, а в целом они образуют единый процесс духовного освоения исторической действительности. Все последующие этапы включают в себя предыдущие, «снимая» их, т.е. удерживая все то положительное, что было достигнуто ранее.

Первоначально методы познания не выделялись из процесса восприятия мира и общества философией как целостным представлением о вселенной и ее основных частях. В них можно увидеть прообраз того, что впоследствии получило в науковедении название парадигмы.

Из средневековья историческая мысль включила в арсенал своих методов исследования дедукцию – получение нового знания путем вывода из уже имеющегося знания, заключенного в исходных посылках. Во времена Фомы Аквинского роль такого рода исходных посылок играла Библия и религиозная догматика в целом, в период господства административной системы в советской историографии аналогичную функцию выполнял возведенный в догму марксизм-ленинизм.

Человеческие чувства, позволяющие воспринимать окружающий мир, - вот в конечном счете единственный источник знания. При таких условиях наблюдение и описание (дискриптивный метод, как говорят науковеды) закономерно заняли место дедукции знания из религиозных и иных догм. Но описание предполагает выявление различных описываемых вещей, свойств и отношений, т.е. их качеств (качественный анализ), и систематизацию изучаемых предметов – их группировку по классам (классификацию исторических явлений). Здесь берет начало и сравнительный метод.

Качественный анализ дополняется анализом количественным. «Изучено то, что измерено», - вот формула, рожденная естествознанием в XIX столетии и перенесенная на исторические феномены (определение размеров государства; определение степени поддержки власти со стороны населения; установление подлинной хронологии исторических событий и т.п.). Считая опыт единственным источником нового знания, выросший на этой основе позитивизм сосредоточил свои усилия на разработке методов обобщения (индукции) и логического анализа результатов опыта.

Диалогическое мышление – характерная черта современного научного метода. Оно предполагает, что исследуемое явление в свеем саморазвитии раскрывает качественные и количественные особенности, а в конечном счете – закономерности своего возникновения, эволюции и гибели. Отсюда необходимость исторического подхода к исследованию.

Угол зрения в историческо анализе задан спецификой законов развития общества, которые могли проявиться только после выделения общества из природы. Это выделение (но не отделение и тем более не выход из-под влияния законов мирового космоса) произошло благодаря формированию ноосферы – искусственной среды обитания человека, создаваемой его трудовой деятельностью (В.И.Вернадский, А.Л.Чижевский). Рассматриваема в свете ее значения для общества ноосфера отождествляется с культурой.

Понятие «культура» охватывает все материальные и духовные достижения общества. Им пользуются, когда необходимо выразить отличие собственно человеческой жизнедеятельности от биологических форм жизни. Применяя понятие «культура для характеристики поведения людей, тем самым подчеркивают, что их поступки определяются человеческими нормами, а не биологическими закономерностями.

Внешним образом культура выступает в виде ценностей, верований, идеалов, стандартов, обычаев, символов, писаных норм и правил поведения. По мере исторического развития культура постепенно дифференцируется. В ней выделяются религиозные, моральные, эстетические, юридические и иные нормативные системы. Культура образует необходимую предпосылку и обязательную составляющую общества и всех его институтов, включая и государство и право.

Все элементы системы взаимосвязаны и взаимообусловлены, и потому изучение общественных явлений возможно с разных точек зрения в зависимости от того, какие их связи делают предметом конкретного исследования. Если существование или даже появление элемента структуры рассматривать в свете выполняемой им функции, то тем самым применяется структурно-функциональный анализ, много дающий для объяснения изучаемого предмета: возникновение функции и в самом деле «побуждает» формирование структурного элемента.

Становление любого явления всегда начинается с его простейшей зародышевой формы (с «абстрактного», говорят логики), и весь дальнейший его ход есть развитие этой формы путем усложнения, возникновения и разрешения противоречий, дифференциации вплоть до ее высшей формы, которая, будучи воспроизведена в теории, дает картину изучаемого предмета во всей его целостности, во всем богатстве его связей и опосредований (как «конкретного», говорят логики). Отсюда понятно, почему процесс познания, осуществляемый на основе этой – диалектической – логики, называют восхождением от абстрактного к конкретному.

Диалектическая логика, развитая Гегелем, была частично воспринята марксизмом, который попытался превратить ее в теорию сознательного преобразования мира, общества по заранее задуманному плану.