Вопрос 1. Школа научного управления (рационалистическая) как этап в развитии менеджмента

1.

Ситуационный подход к менеджменту

Системный подход к менеджменту

Современные школы управления

Классические школы управления

Лекция 3. Основные школы в управлении.

Вопросы:

1. Школа научного управления(1885—1920) основана на работах Ф. Тейлора, Генри Гантта Френка и Лилии Гилбрет. "Тейлор разра­ботал методы, по которым для каждого вида работы, для каждой операции с помощью хронометража и тщательного изучения дви­жений рабочего устанавливался единственный, самый рациональный способ выполнения заданной работы. Весь объем задания разби­вался на мельчайшие операции, каждую из которых должен по воз­можности выполнить один человек. При этом устранялись все ошибочные, медленные, бесполезные движения, отбирались наибо­лее быстрые, совершенные. Для контрольного выполнения опера­ций назначались самые сильные, ловкие и искусные рабочие. Показатели их выработки, зафиксированные поэлементно хронометражем, устанавливались затем как норма, обязательная для всех рабочих. Вычислялось также минимальное время, необходимое для неизбежных производственных задержек, отдыха.

По словам известного французского физика Ле Шателье, это была математика, примененная к организации труда в промыш­ленности. Вместе с тем это был первый так называемый функ­циональный опыт построения организационной структуры на уровне цеха".

Первая фаза методологии — анализ содержания работы и определе­ние ее основных компонентов. Гилбреты изучали рабочие операции, используя кинокамеру в сочетании с микрохронометром, фиксиро­вавшим интервалы до 1/200 с, чтобы определить время, необхо­димое на конкретное движение при выполнении работы. Тейлор замерял количество руды и угля, которое человек может поднять на лопатах различного размера.

2. Характерным для школы научного управления было систематиче­ское использование стимулирования как денежного, так и в форме различных уступок (столовых, детских садов, обучающих курсов), с целью заинтересовать работников в увеличении производительно­сти и объема производства. Предусматривалась возможность пере­рывов в производстве, в том числе и для отдыха.

3. Школа научного управления отделяла управленческие функции обдумывания и планирования от фактического выполнения работы. Административная работа — это определенная специальность, и организация в целом выиграет, если каждая группа работников сосредоточится на том, что она делает успешнее всего. Таким образом, контролировались методы работы, а не производительность труда. Управление стало широко признаваться как самостоятельная область научных исследований. При этом представители школы занимались проблемами повышения эффективности труда на уровне ниже управленческого. Этой школой было положено начало опера­тивного планирования производственного процесса на предприятии.

Административная (классическая) школа в управлении

1. Представители классической (1920—1950) школы, а именно — А. Файоль, Л. Урвик, Дж. Муни,имели непосредственный опыт работы в качестве руководителей высшего звена управления в боль­шом бизнесе. Основная задача — разработка универсальных методов управления, эффективность применительно к работе всей организации. Основатели классической школы определяли закономерности развития и процветания организаций исходя в пер­вую очередь из личных наблюдений, а не основываясь на научной методологии. Они старались взглянуть на предприятие с точки зрения широкой перспективы.

Разработка рациональной системы управления организацией относится к первой категории принципов. А. Файоль рассматривал управление как универсальный процесс, состоящий из нескольких взаимосвя­занных функций. Основными функциями были названы финансы, производство и маркетинг. Путем выделения этих функций школа стремилась наиболее эффективно разделить организацию на группы.

Вторая категория принципов касалась построения структуры орга­низации и управления работниками.

2, А. Файоль сформулировал 14 принципов управления:

1.Разделение труда. Целью разделения является выполнение работы, большей по объему и лучшей по качеству при тех же усилиях за счет сокращения числа целей. Возможно лишь до определен­ного предела, за которым эффективность снижается.

2.Неотделимость власти от ответственности. Полномочия дают право отдавать приказ, ответственность означает готовность отвечать за результаты его исполнения.

3.Дисциплина. Предполагает послушание и уважение к договоренности между предприятием и его сотрудниками. Дисциплина обязательна для работников всех уровней и предусматривает справедливо применение санкций.

4.Единоначалие (единство распоряжения). Работник должен получат приказы только от одного, непосредственного руководителя.

5.Единство направления. Каждая группа, действующая в рамках одной цели, должна быть объединена единым планом и имеет одного руководителя.

6.Подчиненность индивидуальных интересов общим. Интересы одного работника, даже руководителя, не должны превалировать над интересами компании.

7.Вознаграждение персонала по справедливости.

8.Централизация. Необходимо обеспечить наиболее правильно соотношение между централизацией и децентрализацией в зависимости от конкретных условий.

9.Иерархия (скалярная цепь), то есть ряд лиц, стоящих на руководящих должностях, начиная от лица, занимающего самое высокое положение, — вниз, до руководителя низового звена.

10.Порядок. Место — для всего и все — на своем месте.

11.Справедливостьдоброта, основанная на объективности.

12.Стабильность рабочего места для персонала.