Билет: единство цивилизационного и эвол. Подхода в истории чето там.

По марксизму.Первый кто заявил о систематизации истории общества был Гесион, он грил что человечество проходит этапы в своей истории. Мол есть золотой век, есть серебреный. Он жил в железном, а потомки в каменом будут. Высттраел по принципу деградации.

Формационно-цивилизационный подход был сформулирован марксом, хотя большую часть идей маркс заимствует. Пояние формация – из геологии, класовую борьбу от фрнцузких историков Тьер Тьери Тьизо. Он грит что все человечество закономерно поступательно развивается как единое целое, проходя последовательно определенные стадии в своем развитии. Он их навзал общественно-экономические формации.он их выделяет несколько:

1)первобытно-общинноеъ

2)рабовлад.

3)феодальное

4)капиталистическая

5)социалистическое – переходное к след.

6)комунистическое

2,3,4 – антогонистические формации, в них формирование классов и их борьба.

Переход от одной формации к другой – посредством классовой борьбы, результатом которой является соц. Революция. В рамках каждой формации есть произв. Отношения и силы, которые внутрений источник конфликта. В рамках прежних отношений новые силы не могут реализовать свои потребности и интересы, и тогда конфликт переходит в острую фазу – революция

Формационный подход – прогреситская концепция(есть прогресс), оперирует всеобщностью(все через эти фазы должны пройти), двигателем прогресса – классовая борьба меж антогонистическими классами.

Парадокс в том, что маркс, энгельс, кант и пр живут в 19-20веках и работают эту концепцию на основе материалов европейской истории. В эту концепуию не вписываются азиатские страны, и пр. Посему марк создает дополнительную ветвь – азиатское способ производства, которе по частиям берет и феодальный, и рабовладельческий способ производства.

У россии рабовладельчества небыло толком. У нас раб – раб божий. А в европе – раб – это соственость человека. Посему росия тож из этой системы выходит.Еще трудность: любое надстроечное явление(флиософия, религия и пр) определяется процесами экономического порядка. Протеснтистизм из-за капитализма, а энгельс грит наоборот, что протенстициализм способствовал развитию капитализма.

Посему марксова концепуия интересна, у нее огромный потенциал для развития, но она не всеоблемьюща.

Цивилизационный подход: Данилевский(книга россия и европа), Шпенгель(закат европы, но в оргининале называется закат заката(европа – запад), мол закат западного мира)), сорокин.Суть: он грит, что нет единой модели общественого бытия. Цивилизации, которые существовали и существуют носят замкнутый или локальный характер, и каждая цивилизаци – уникальный, неповторимый еномен, каждая проходит в своем становлении несколько фаз: зарождение, юность6 расцвет, упадок, гибель. И каждая проходя через эти стадии – гибнит. Отчатси цивилизации взаимодейтсвуя перенимают часть опыта, но цивилизации не находятся на общей траектории, нет, каждая цивилизация уникальны(арабы, ацтеки и пр).

Типа византия и арабская – они разная, нельзя сказать кто лучше.

А вот шпенгель в закат закате грит6 что современая европа - последняя фаза гибели европейской культуры. Цивилизация для него – техноогический, наукоемкий мир, где нет метса для шекспира, бетховина, молитв и пр. Есть место для цивилизованых форм жизни, и это о нназывает гибелью европейсткой культуры. Для него цивилизация – гибель, где гибнет культура.

Во второй половине 20го века появляется концепция конвергенции(постиндустриального общества): Даниел бенн, сорокин, они грят,что(до распада СССР), 2 модели капиталистической и социалистической – что они сольются и будет круто, они рили что ток 2 страны перешли на постиндустриальное общество СССР и США. Ну а щас уже откатились в индустриальное, ибо не делаем технологии, ток машины.

+ цивилизационного: позволяет увидеть уникальное, единичное цивилизацияй, но – в том, что он не видит логики, последовательноти собитий в человечестве.Порасуждать еще моно, что такое прогресс и всем он измеряется.