Билет 25. Духовная жизнь и ее роль в развитии чела и общества.

Он построен не по одной херни. Ранее ток марксизм, тут вся философия.

Концепция, контекст духовной жизни:

1) религиозно-онтологическое, ибо религия оперирует и к бытию, и чел часть товарного мира и мы принимаем участие в мире своем.

Подчинение жизни духовному порядку(исполнение всяких законов духовных). Проблема: чел одновременно смертен и бессмертен(диалект. Противор.) смертна наша плоть – она явна, ощущаема. Она требует удовлетворения соц. и биол. интересов. Но эти интересы не соотносятся с духовными законами и интересами(любовь, сострадание, помощь) и тут проблема: чему отдает предпочтение человек? Мы ща отдаем нашему телу предпочтение, а про дух ток когда за близкого помолимся.

Еще аспект: в религии чел обязан трудится над самим собой. Созидать в себе христианство что ли, приближаться к богу. В этом есть смысл его жизни, тут он спасается.

По мере молитвенного опыта чел преображается, и это преображение – сердцевина духовной жизни с точки зрения религиозной доктрины.

2) в материалистическом понимании: созидание кулььтурных6 аксиологических феноменов. Это раскрытие сущности человеческого бытия посредством тех или иных практик, его талантов, способностей. Но может это произойти ток в условиях социалистического общества(по Марксу), а в капиталистич. – идет отчуждение.

Но для марксизма и для религии главное – труд. ток в религии это молитвы, затворничество, ритуалы. А в марксизме – раскрытие и формирование собственной сущности.

3) Фейербах. Духовная деятельность для него(он критикует религиозный подход, говорит должна быть система отношений меж людьми. Система отношений чел-чел главенствующая, меж ними любовь, ненависть, и пр. Для него бог не на небе, а в сердце чела, и каждый должен реализовать сущность в отношениях меж людьми)

4) в современном: духовная жизнь не может ограничится религиозным и пр.

Это весь комплекс действий чела в сфере науки, искусства, религии, философии. Любой пласт культурной деятельности от ремесла до полета в космос – это итог духовной деятельности, это процесс духовн. деятельности.

2 аспекта измерения дух. Деятельности:

наука сконцентрирована на практики, а духовная жизнь не имеет тока лишь прагматического интереса, она насыщает жизнь чела чем то таким, чего нельзя найти нигде. Парадокс в том, что этому невозможно научить, объяснить то толком нельзя наверн. Когда возникает изумление, удивление перед непозновательностью, что есть мир, который сокрыт от меня – вот оно. В этой изумительности отличие чела от животных. Духовная деятелньость позволяет быть ему счастливым не зависимо от того, есть ли материальные блага или нет. Чел с духовном складом бытия не звисит ни отчего. Например сократ не брал денег за учебу, хотя ученики были ооочень богатами. Сократу хватало красоты мира, хотя у него дома жена и 3 детей.

Духовная деятельность эт то, что преображает чела не ради чегото, она делает чела интересным, радостным без причины. А чел который ищет радости в другом получает деньги и проблемы.

Поэтому духовная деятельность имеет большое значение в науке(наука изменяет нашу жазнь, делает ее более разнообразной, более длиной), искустве и религии(они нас восхищают, они возволяют челу стать человеком.)