Проблемы управления

Комментарий

В науке административного права под объектом управления понимается то, на что направлено управляющее воздействие, а под объектом государственного управления - общественные отношения в определенной сфере. Следует отметить, что градостроительная деятельность комплексное понятие, охватывающее территориальное планирование, градостроительное зонирование, планировку территории, архитектурно-строительное проектирование, строительство, капитальный ремонт, реконструкцию объектов капитального строительства. Каждому компоненту этой деятельности соответствует определенный сегмент управленческих отношений, реализация которых возложена на исполнительно-распорядительные органы государственной власти.

 

 

В документах социально-экономического развития страны и регионов определяются наиболее общие задачи по социально-экономическому развитию, фиксируется ряд показателей и программных мероприятий для решения поставленных задач. Как отмечает М.Я. Вильнер, "при такой степени обобщения уровень обоснованности и конкретности подготовленных предложений настолько низок, что практически они не могут служить основой оперативных управленческих решений... по развитию подведомственных территорий".

Данный ученый делает вывод, что необходимо разработать и утвердить Стратегию пространственной организации территории на федеральном уровне.

В отличие от России практика территориального планирования, например, Германии - страны, которая схожа с Россией по федеративному устройству, имеет следующую систему разработки документов территориального планирования.

Базовым в сфере рассматриваемых правоотношений является федеральный закон "О территориальном планировании", который закрепляет основные условия пространственного развития территории ФРГ. На основе земельного закона "О планировании" разрабатывается программа территориальной организации, где определяются основные положения пространственной организации и развития федеральной земли. Региональный уровень территориального планирования - промежуточный этап между земельным и муниципальным планированием. На данном этапе уточняются основные цели, сформулированные в документах вышестоящего уровня, применительно к землям и отдельным общинам. Местное планирование (как и в РФ) находится в компетенции органов местного самоуправления и решает задачи комплексного развития общины. Практика территориального планирования Германии основана на базовых федеральных правовых актах, определяющих перспективы пространственного развития страны, которые потом детализируются в документах территориального планирования регионального и муниципального уровня. В отличие от Германии в России отсутствует правовой документ, закрепляющий основные направления пространственного обустройства страны. Это, в свою очередь, затрудняет координацию усилий субъектов территориального и социально-экономического планирования.

Из доклада Минрегиона о результатах и основных направлениях деятельности на 20010-2011 гг. следует, что с целью совершенствования системы стратегического планирования социально-экономического развития в Российской Федерации в территориальном разрезе планировалось:

- выявить и описать в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года центры опережающего экономического роста, их перспективную специализацию с целью снятия инфраструктурных ограничений реализации их экономического потенциала;

- согласовать долгосрочные программные документы развития отраслей экономики и социальной сферы, схемы территориального планирования Российской Федерации, долгосрочные (федеральные) целевые программы с целью создания инфраструктурных условий для реализации возможностей развития приоритетных видов экономической деятельности на соответствующих территориях;

- обеспечить взаимную увязку федеральных, региональных и муниципальных долгосрочных программных документов социально-экономического развития в целях комплексного развития территорий.

Классификация регионов по их социально-экономическим особенностям представлена в проекте Концепции совершенствования региональной политики.

Концепция социально-экономического планирования РФ определяет параметры развития российской экономики и лишь в самом общем виде цели и задачи территориального развития.

Как верно отмечает М.Я. Вильнер, в концепциях стратегического социально-экономического планирования РФ и регионов слабо анализируются факторы, определяющие структурообразующий (транспортно-расселенческий) каркас России и регионов.

Статья 10 ГрК РФ определяет, что документами территориального планирования Российской Федерации являются схемы территориального планирования в области:

- развития федерального транспорта, путей сообщения, информации и связи;

- обороны страны и безопасности государства;

- развития энергетики;

- развития и размещения особо охраняемых природных территорий федерального значения;

- защиты территорий двух и более субъектов Российской Федерации, подверженных риску возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и воздействия их последствий;

- развития космической деятельности;

- естественных монополий;

- в иных предусмотренных законодательством Российской Федерации областях.