Градостроительство и управление: подходы к изучению, краткая характеристика

Лекция №4.

Предмет: градостроительство и землепользование. Проблемы правосознания.

Составители: к.ю.н. Блинников Л.А. Ковтун З.Л.

«Государственное управление градостроительной деятельностью в РФ»

 

В России нет ничего невозможного,

кроме реформ.

 

Оскар Уайльд

 

* * *

 

 

Градостроительство - сложная и открытая система. Она взаимодействует как с системами органического происхождения - экосистемой определенной территории, так и с инструментами (системами) социального управления - экономикой, политикой, культурой.

В экономической и социальной сферах жизнедеятельности общества градостроительство, прежде всего, влияет на рынок недвижимости, взаимодействуя с институтами землеустройства, учета объектов недвижимости, земельным налогом, институтом технической инвентаризации, государственной регистрации прав на объекты недвижимого имущества, рынок труда, область инвестиций, производство и потребление, сферу ЖКХ. Определенное влияние градостроительство оказывает и на приграничное, и межгосударственное сотрудничество. Взаимодействие культуры и градостроительства обусловлено необходимостью защиты и созидания архитектурно-культурного наследия, создания средствами архитектуры гармоничной среды жизнедеятельности человека.

Таким образом, с одной стороны, градостроительство является основой для развития экономики, с другой - процессы, протекающие в экономической жизни государства, региона, каждого муниципального образования, обуславливают тенденции прогресса (регресса) в системе градорегулирования. Именно это и дает основание полагать, что градостроительство - сложная система, оказывающая влияние на многие системы социального управления и систему природной среды.

Следует согласиться с мнением доктора архитектуры профессора В.В. Владимирова о том, что "особенно сложны в управлении природно-антропогенные системы, поскольку число прямых и обратных связей в них наиболее важно. Весьма характерными сложными системами этого вида являются города и градостроительство как существенная часть управления.

В правовой литературе сложилось широкое и узкое понимание термина "государственное управление".

В широком смысле государственное управление - это целенаправленная, имеющая властный, организующий и распорядительный характер деятельность всех государственных органов.

Наибольшее распространение в науке административного права получило понятие государственного управления в его узком смысле. В этом аспекте государственное управление понимается как самостоятельный вид государственно-властной деятельности, носящей организующий, исполнительно-распорядительный и подзаконный характер, осуществляемой специальными субъектами, органами исполнительной власти, в процессе их непосредственного руководства экономическим, социально-культурным и административно-политическим строительством.

Существуют различные трактовки термина "градостроительная деятельность". В энциклопедии "Архитектура и градостроительство" градостроительство определяется как "...деятельность по пространственной организации систем расселения, планировке и застройке населенных мест, опирающаяся на градостроительное законодательство, нормы и правила, системы научного знания, проектирования и управления".

Исследователи И.А. Иодо и Г.А. Потаев различают узкое и широкое понятие градостроительной деятельности. В первом случае речь идет о планировке и застройке, во втором - о "сфере научной, нормативной, проектной, строительной, управленческой деятельности по преобразованию пространства обитания людей путем формирования и развития городов и других поселений... с учетом требований оптимизации окружающей среды, охраны природы и историко-культурного наследия".

С.Д. Митягин раскрывает "градостроительство как средство и способ организации материально-пространственного окружения человека...", которое "...определяется через институт регулирования социальных отношений в сфере прогнозирования, планирования и реализации мероприятий по преобразованию окружающей среды и создания условий для эффективной хозяйственной деятельности и общественного воспроизводства".

В Градостроительном Кодексе, принятом в 1998 году, градостроительная деятельность трактовалась как деятельность органов государственной власти и местного самоуправления, а также физических и юридических лиц в области градостроительного проектирования, развития территорий и поселений, определения видов использования земельных участков, проектирования, строительства и реконструкции объектов недвижимости.

Законодатель в действующем ГрК РФ определяет градостроительную деятельность как деятельность по развитию территорий, осуществляемую "...в виде территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки территорий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, капитального ремонта, реконструкции объектов капитального строительства". Таким образом, в трактовке термина "градостроительная деятельность" в ГрК РФ 1998 года и ГрК РФ 2004 года в качестве объекта правового регулирования выступает именно деятельность конкретных субъектов права. Это логично, так как закон может регулировать только деятельность, то есть поведение субъектов.

А.В. Ерхов в своей диссертации, формулируя понятие градостроительного комплекса как объекта административно-правового регулирования, выделяет два основных элемента объекта управляющего воздействия: 1) строительство, под которым понимается деятельность органов государственной и муниципальной власти, физических и юридических лиц в области градостроительного планирования развития территорий и поселений, определения видов использования земельных участков, проектирования, строительства и реконструкции объектов недвижимости;

2) архитектурную деятельность (профессиональную деятельность архитекторов), имеющую целью создание архитектурного объекта.

На наш взгляд, А.В. Ерхов не совсем верно отождествляет строительство и деятельность по градостроительному планированию, определению видов использования земельных участков и проектированию.

Представляется, что указанные виды деятельности не являются строительством, а лишь подготовительным этапом для ее осуществления. Об этом также свидетельствует обособленность норм ГрК РФ, регулирующих указанные виды деятельности, в отдельных главах. Правовому регулированию деятельности по строительству и реконструкции объектов капитального строительства и архитектурно-строительному проектированию в ГрК РФ посвящена всего лишь одна, 6 глава, в то время как правовые отношения в сфере территориального планирования, градостроительного зонирования и планировки территорий урегулированы отдельными главами ГрК РФ: 3, 4 и 5.

В качестве важных моментов в характеристике управления градостроительной деятельностью следует отметить следующие.

Во-первых, можно выделить следующие элементы, составляющие объект административно-правового воздействия в исследуемой сфере:

1) деятельность по территориальному планированию, зонированию и планировке территории;

2) деятельность по архитектурно-строительному проектированию;

3) деятельность по строительству, реконструкции и капитальному ремонту.

Общая цель административно-правового воздействия на указанную сферу правоотношений состоит в создании благоприятной среды жизнедеятельности человека средствами архитектуры.

Во-вторых, градостроительная деятельность осуществляется как органами публичной власти, так и субъектами частного права. Этот вывод находит подтверждение в действующем ГрК РФ. В качестве субъектов градостроительных отношений часть 1 статьи 5 ГрК РФ называет Российскую Федерацию, субъекты Федерации, муниципальные образования, физических и юридических лиц.

Из определений, приведенных выше, следует, что градостроительная деятельность, прежде всего, направлена на преобразование определенной территории.