Развитие психики в филогенезе

Согласно материалистическому пониманию психические явления возникли в результате длительной биологической эволюции живой материи, а в настоящее время представляют собой высший итог развития, достигнутый ею.

Вся материя, начиная от неживой, неорганической и кончая самой высшей – человеческим мозгом обладает качеством отражения, то есть способностью отвечать на воздействия. Формы отражения зависят от форм существования материи. В неживой природе отражение выступает в виде механического, химического или физического взаимодействия тел или веществ (волны-скала). Живой материи присущи биологические формы отражения:

1. Физическое отражение – простейший вид отражения, способный отражать лишь начальные формы движения. На поздней стадии физического отражения возникает элементарная чувствительность (тропизм), представляющая собой начальную форму приспособления простейших организмов к внешней среде на основе присущего им свойства раздражимости.

2. Физиологическое отражение – более сложный вид отражения, соответствующий органической жизни (органическому движению). На низшей его стадии сформировалась простейшая рефлекторная деятельность животных. На высшей стадии физиологического отражения сформировались сложные условные рефлексы животных, позволяющие осуществлять предметное восприятие.

3. Психическое отражение – самый сложный и наиболее развитый вид отражения. На низших его стадиях психика животных достигает самых совершенных форм его развития, называемых интеллектуальным поведением. На высшей его стадии сформировались сознание и самосознание людей.

Таким образом, на определенном этапе развития живой материи возникает психика как качественно новая форма отражения. Она обеспечивает более эффективное приспособление организма к среде.

Одну из гипотез, касающуюся стадий и уровней развития психического отражения, начиная от простейших животных и кончая человеком, предложил А.Н.Леонтьев в книге «Проблемы развития психики». Позднее она была доработана и уточнена К.Э Фарби на основе новейших зоопсихологических данных. Теперь ее называют концепцией Леонтьева – Фарби.

Вся история развития психики и поведения животных, согласно этой концепции, делится на ряд стадий и уровней. Выделяется две стадии элементарной сенсорной психики и перцептивной психики. Первая включает в себя два уровня: низший и высший, а вторая – три уровня: низший, высший и наивысший.

I. СТАДИЯ ЭЛЕМЕНТАРНОЙ СЕНСОРНОЙ ПСИХИКИ

А. НИЗШИЙ УРОВЕНЬ.

Примитивные элементы чувствительности. Развитая раздражимость.

Четкие реакции на биологически значимые свойства среды через изменение скорости и направления движений. Слабая пластичность поведения. Несформированная способность реагирования на биологически нейтральные, лишенные жизненного значения свойства среды. Слабая, нецеленаправленная двигательная активность.

Б. ВЫСШИЙ УРОВЕНЬ.

Наличие ощущений. Появление важнейшего органа манипулирования – челюстей. Способность к формированию элементарных условных рефлексов.

Четкие реакции на биологический нейтральные раздражители. Развитая двигательная активность. Способность избегать неблагоприятных условий среды, вести активный поиск положительных раздражителей. Индивидуальный опыт и научение играют наибольшую роль. Главное значение в поведении играют жесткие врожденные программы.

II. СТАДИЯ ПЕРЦЕПТИВНОЙ ПСИХИКИ

А. НИЗКИЙ УРОВЕНЬ.

Отражение внешней действительности в форме образов предметов. Интеграция, объединение воздействующих свойств в целостный образ вещи. Главный орган манипулирования – челюсти.

Формирование двигательных навыков. Преобладают ригидные, генетически запрограммированные компоненты. Двигательные способности весьма сложны и разнообразны. Активный поиск положительных раздражителей, избегание отрицательных (вредных), развитое защитное поведение.

Б. ВЫСШИЙ УРОВЕНЬ.

Элементарные формы мышления (решение задач). Складывание определенной «картины мира».

Высокоразвитые инстинктивные формы поведения. Способность к научению.

В. НАИВЫСШИЙ УРОВЕНЬ

Выделение в практической деятельности особой, ориентировочно-исследовательской подготовительной фазы. Способность решать одну и ту же задачу разными методами. Перенос однажды найденного принципа решения задачи в новые условия. Создание и использование в деятельности примитивных орудий. Способность к познанию окружающей действительности независимо от наличия биологических потребностей. Непосредственное усмотрение и учет причинно-следственных связей между явлениями в практических действиях.

Выделение специализированных органов манипулирования: лап и рук. Развитие исследовательских форм поведения с широким использованием ранее приобретенных знаний, умений и навыков.

Каждая из стадий и соответствующие ей уровни характеризуются определенным сочетанием двигательной активности и форм психического отражения, причем в процессе эволюционного развития и то и другое взаимодействует друг с другом. Совершенствование движений ведет к улучшению приспособительной деятельности организма. Эта деятельность, в свою очередь, способствует улучшению нервной системы, расширению ее возможностей, создает условия для развития новых видов деятельности и форм отражения. То и другое опосредствуется совершенствованием психики.

 

 


 

       
 
 
   
«Каждый из нас сам вычеканивает цену своей личности, человек бывает велик или мал в зависимости от собственной воли». С. Смайлс