Задачи эмбриологии
ОСНОВЫ ОБЩЕЙ ЭМБРИОЛОГИИ
Эмбриология(embryon - зародыш, logos - учение) - наука о развитии зародыша от момента оплодотворения до периода, когда организм приобретает основные морфологические черты взрослой особи и способность к самостоятельной жизнедеятельности.
Медицинская эмбриология - изучает закономерности развития человека структурные, метаболические и функциональные особенности плацентарного барьера (система мать - плацента - плод), причины возникновения уродств и другие отклонения от физиологического развития, а также механизмы регуляции эмбриогенеза.
Основными задачами эмбриологии как науки является следующее:
1. Исследование влияния различных эндогенных и экзогенных факторов, а также роль микроокружения в развитии и строении половых клеток, развитии и взаимоотношении тканей, органов и систем органов.
2. Изучение механизмов, которые контролируют репродуктивную функцию и обеспечивают поддержание гомеостаза зародыша человека и млекопитающих.
3. Исследование критических периодов развития.
4. Культивирование яйцеклеток, зародышей и имплантация их в матку.
5. Исследование источников и механизмов развития тканей.
Изучение эмбриологии человека невозможно без знаний основ сравнительной эмбриологии, так как в процессе исторического развития млекопитающих сложились основные этапы, последовательность и закономерность эмбриогенеза. Поэтому для правильного представления об процессах индивидуального развития человека необходимо провести анализ и сопоставление основных этапов его развития с аналогичными у животных.
Установлено, что в процессе исторического развития млекопитающих сложились основные этапы, последовательность и закономерность эмбриогенеза. При этом необходимо подчеркнуть, что некоторые стадии развития человека подобны аналогичным стадиям эмбриогенеза низкоорганизованных хордовых животных, это связано с тем, что процесс эмбрионального развития человека является результатом длительной эволюции, и в некоторой степени отображает черты развития других форм животного мира. Идея связи индивидуального и исторического развития была обоснована в начале ХІХ столетия, выдающимися ученными К. Бером, Ф. Мюллером, которые пришли к заключению о том, что у большой группы животных на ранних стадиях развития проявляется больше сходства, чем частных индивидуальных различий.
Итогом сказанного является биогенетический закон Геккеля - Мюллера, который гласит о том, что индивидуальное развитие зародыша в сокращенном виде повторяет историческое развитие данного вида.