Особенности литературного таланта и основные формы его реализации: поэзия, проза, драматургия

Аорто-коронарное шунтирование

L Подавление бетаокисления ЖК и усиление окисления пирувата в условиях ишемии помогает сохранить в кардиомиоцитах необходимый уровень АТФ, снизить внутриклеточный ацидоз и избыточное накопление ионов кальция

L Повышает активность пируватдегидрогеназы — ключевого фермента окисления глюкозы

l В результате происходит метаболическое переключение — снижение использования липидных субстратов для выработки АТФ и увеличение потребления глюкозы

Художниками называют всех людей творческого труда. Особенность писательского таланта - в тайне ремесла, синонимами которому является слово «работа» и одновременно высокий уровень владения этим ремеслом – «мастерство». Тайна ремесла - прежде всего, в умении видеть необычное в обычном, писатель видит всё по-своему. И ещё в умении слышать - вслушиваться в звуки жизни и "переводить" их на язык слов. Умении брать темы, образы из жизни. Художественной литературы, а поэзии в высшей степени, доступен весь мир, все проявления жизни. Каждый поэт выбирает то, что волнует его, что требует поэтического отклика. Тайна ремесла - в умении понимать и раскрывать красоту мира, в умении передавать свою радость познания красоты читателю и вызвать в ответ радость познания и наслаждения красотой. Такие чувства называются эстетическими. Тайна ремесла - в умении чувствовать слово, его тонкие оттенки, в умении находить те единственные, незаменимые слова, с помощью которых можно наиболее убежденно сказать о том, что хочет сказать писатель, слова, которые помогут приобщить читателя к этим новым знаниям. Среди форм реализации писательского таланта в литературе традиционно выделяют поэзию, прозу, драматургию.

Поэзия - искусство слова в собственном смысле (уже отделенного от фольклора) возникает сначала в стихотворной форме. Стих является неотъемлемой частью основных жанров античности, Средневековья и даже Возрождения и классицизма - эпические поэмы, трагедии, комедии и различные виды лирики. Стихотворная форма, почти до создания собственно художественной прозы в Новое время, была уникальным явлением, незаменимым инструментом преобразования слова в искусство. Само движение слов в стихе, их взаимодействие и сопоставление в условиях ритма и рифм, яркое обнаружение звуковой стороны речи, которую придает стихотворная форма, - все это сохраняет в себе неисчерпаемые смысловые возможности, которых у прозы, по сути, нет. Многие прекрасные стихи, если их перевести на прозу, получатся почти бессмысленными, потому что смысл создается главным образом самим взаимодействием стихотворной формы со словами. Неуловимость - в непосредственном словесном содержании - созданного художником особого поэтического мира, его восприятия и видения, остается общим законом как для древней, так и для современной поэзии. Для поэзии характерны повышенная эмоциональность, применение тропов, стилистических фигур, музыкальное начало. Стихотворный ритм - один из мощнейших возбудителей эмоций, поэтому поэзия пользуется обычно стихотворной речью. Но поэзия и стих - не одно и то же. На их отличие указывал еще В. Тредьяковский: "Творение, домысел и подражание есть душа поэзии, но стихотворение есть язык ее».

Проза: до Нового времени проза развивается на периферии искусства слова, оформляя смешанные, полухудожественные явления письменности (исторические хроники, философские диалоги, мемуары, проповеди, религиозные сочинения и др.). Проза в собственном смысле, складываясь с эпохи Возрождения, принципиально отличается от всех тех явлений слова, которые не относятся к системестихосложения. Современная проза, у истоков которой находились итальянская новелла Возрождения, творчество М. Сервантеса, Д. Дефо, А. Прево, сознательно отмежевывается от стиха как полноценная, суверенная форма искусства слова. При своем зарождении прозаический язык, как и стихотворный, стремился к подчеркнутому выделению из повседневного языка, к стилистической приукрашенности. И только с утверждением реалистического искусства, которые привлекалось к "формам самой жизни", такие свойства прозы, как естественность, простота, становятся эстетическими критериями, следовать которым не менее сложно, чем при создании поэтического языка (Ги де Мопассан, М. Гоголь, А . Чехов). Существенные принципы, которые отличают прозаично слово от поэтического: 1) слово в прозе имеет принципиально изобразительный характер; оно в меньшей степени концентрирует внимание на себе самом, 2) слово в прозе непосредственно разворачивает перед нами сюжет; 3) в прозе слово становится предметом изображения, как "чужое", которое в принципе не совпадает с авторским; 4) проза в основном диалогическое, это сложное взаимодействие "голосов" автора, рассказчика, персонажей; 5) проза, как и поэзия, преображает объекты и создает свой художественный мир, но делает это путем особого взаиморасположения предметов и действий, стремясь к индивидуализированные конкретности абазначаемого смысла.

Драматургия: с одной стороны, это синоним понятия драмы как литературного рода, или совокупность драматических произведений (пьесы, сценарии, либретто) какого-либо писателя, национальной литературы, исторического периода; 2) сюжетно-композиционная основа спектакля, кино-или телефильма с конкретизирующими ее подробностями. Это межвидовая художественная форма, которая творится содружеством деятелей различных видов искусства: писателей, композиторов, художников, актеров, режиссеров. По мере работы над спектаклем (фильмом) в его идейно-художественную концепцию могут быть внесены изменения. В драматическом театре, объединяющий жест актера с интонированной речью, драматургия создается прежде всего писателем, но нередко и при активном участии режиссера (то ли постановка драмы, то ли инсценировка недраматического произведения), которые уточняют зрелищные формы отображения (разрабатывают мизансцены) , а также звуковой, в том числе музыкальный образ будущего спектакля.

Виды литературной деятельности:

• художественная: сами художественно-литературные произведения;

• документальная: совокупность литературных произведений разных видов и жанров, которые основаны на различных событиях, явлениях, жизни конкретных людей. Сюда относятся летописи, хроники, агиографической произведения, мемуары, биографические очерки или автобиографические произведения, дневники. В отличие от исторической литературы под своими наименованиями описывается все: события, люди, поселения, водоемы и др.. Здесь точность документа совмещается с художественным вымыслом.

• дидактическая: от греческого didacticos - поучительный; литературные произведения разных видов и жанров, в которых как основные выступают дидактические (учебные) и воспитательные цели. Адресуется прежде всего детям и юношеству. К ней относятся буквари, некоторые стихи, басни, притчи, рассказы, повести, произведения исторического и научно-фантастической литературы, где присутствует четкая установка на обучаемость, сообщение каких-то новых научных данных.

• эпистолярная: от греч. epistole - послание, письмо; переписка писателей или прозаические произведения, написанные в форме переписки персонажей. Как правило, во всех академических собраниях сочинений писателей содержится том (тома) с его письмами (Я. Купала, Л. Толстой, Т. Драйзер и др.).. Произведения, написанные в форме переписки, относятся как к публицистики ("Письма из-под виселицы" К. Калиновского, "Проект о переформировании армии» Л. Толстого), так и к художественной прозы ("Юлия, или Новая Элоиза" Ж. - Ж. Руссо, "Новогоднее письмо" Тетки и др.)..

• публицистика: от латинского publicus - общественный; вид литературы и журналистики (причем вторая сфера действия - основная). Писатель-публицист, рассматривая то или иное общественное вопрос, стремится "проводить" свои соображения, влиять на общественное мнение. В основе способа отображения жизненного факта или явления лежат логические доказательства, мысль автора. У публициста нет права на художественный вымысел. Публицист влияет не читателя, заставляет его понять, почувствовать свою собственную точку зрения (Л. Толстой "Не могу молчать!" И др.).

• литературная критика: вид литературной деятельности, цель которой - дать оценку текущим фактам литературы с точки зрения значения их для современности. Такая оценка позволяет писателям, с одной стороны, соотнести результаты своей работы с требованиями, которые предъявляет к литературе общество, с другой - помогает формировать общественное мнение, вырабатывает у читателей объективные взгляды на литературные явления, усовершенствует эстетический вкус и эстетический идеал;

• художественный перевод: вид литературно-художественного творчества, воспроизводство произведения, написанного на одном языке, изобразительными средствами второго языка. Переводное художественное произведение не дословная копия оригинала и не полностью новое произведение, он "что-то третье» (А. Кундич), стоит на пограничье двух литератур - в которой возник и в которой начинает жизнь. Это своеобразный акт дружбы между народами и писателями разных стран, источник информации о развитии иноязычных культур, средство обогащения родной для переводчика языка и литературы, оригинальной, творчества самого переводчика. Делится на авторский (или авто+перевод - совершено самим автором), авторизованный (одобрен и подписан автором), свободный (с намеренными отступлениями от оригинала), пословный (перевод «слово в слово», без надлежащего восстановления смысла высказывания), подстрочный (пословный перевод стихов без сохранения их формы - ритма, рифмы и др..), точный (или реалистический).

Различные формы словесно-художественного выражения:

• прозаическая и стихотворная - основные формы словесно-художественного творчества, основанные соответственно на прозаической и стихотворной языках. Проза не имеет законченной системы ритмических повторов, здесь на первое место выступает понятийно, содержательная суть слова (обозначение предмета), она стремится к объективности моделирования действительности. Стихотворная язык фонетически расчленяется на относительно короткие отрезки, которые воспринимаются как сопоставимые. Прозаическая язык также может делиться на отрезки, которые имеют название кóлоны. В отличие от прозаического стихотворный язык обладает двумя особенностями: 1) в прозе членение текста определяется только синтаксическими паузами, тогда как в стихотворной такие паузы могут не совпадать с синтаксическими (перенос как синтаксическая фигура); 2) в прозе выделение пауз в значительной мере свободное, а в стихотворной языке - строго заданное. Разделение на стихи оформляется графически (печатается отдельными строками) и часто сопровождается рифмой и другими фонетическими признаками. Средством подчеркнуть сопоставляемость стихов является метр - чередование внутри стихов сильных и слабых мест; однако он может и отсутствовать (в тоническом стихосложении, в свободном стихе и др.).

• субъективное и объективное: данные формы выражения связаны с присутствием категории автора в произведении. При субъективной форме авторское "Я" ощущается четко, при объективной форме - прячется за речью повествователя, рассказчика, лирического героя. Часто способом выражения субъективного высказывания является рассказ от 1-го лица, объективного - рассказ от 3-го лица;

• повествовательная и описательная - совокупность композиционных форм речи, которые связывают читателя с отражаемым миром. Рассказ – повествование в эпическим произведения от имени самого автора или рассказчика об определенных событиях, явлениях, предметах действительности. В рассказ входят описания, выявление действия во времени и пространстве, авторские рассуждения, несобственно-прямой язык персонажей (кроме их монологов и диалогов). На характер рассказа влияют ряд обстоятельств: общая позиция автора, его непосредственная или скрытая оценка определенных событий и явлений, соотношение автора и рассказчика, жанр, в котором ведется повествование, литературное направление, к которому принадлежит автор, и др.. В рассказе как типе высказывания доминирует информационная функция. Описание отличается от него функцией изобразительной; его цель - охарактеризовать объект со всех возможных сторон.

• Монологическая и диалогическая - основные типы речевой коммуникации. Субъективно окрашенные и характеризующие своих носителей монологи и диалогический тип высказывания становятся организующим началом произведений всех родов художественной литературы, в которых они выступают в качестве предмета изображения. Так, диалогическое или монологическое высказывания персонажей эпических и драматических произведений; речь повествователей-рассказчиков и лирических героев преимущественно монологи. В художественной литературе это главные художественные средства восстановления поступков людей и их духовных отношений, объединенных с процессами мышления в их эмоционально-волевой окрашенности. В общем литературно-матацки произведение - своего рода непрерывно линия монологического и диалогического речи.