Цели и задачи банковского регулирования и надзора

Валютное регулирование– осуществляется путем проведения валютных интервенций Банка России, т.е. купли-продажи иностранной валюты на валютном рынке для воздействия на курс рубля и на суммарный спрос и предложение денег.

В случае недостатка в стране твердой валюты Центральный Банк может ввести ограничения на ее покупку и продажу – валютный контроль, который позволяет повысить внешнюю и внутреннюю стабильность национальной валюты.

Период с 2000 г. в силу благоприятной для России конъюнктуры мирового рынка, характеризуются значительным чистым экспортом, что обеспечивает приток иностранной валюты. С точки зрения ЦБ и Правительства это может привести к росту инфляции. Поэтому в качестве важнейшего направления денежно-кредитной политики определено снижение избыточной массы денег (стерилизация).

Целевые ориентиры денежно-кредитной политики в ближайшей перспективе:

- обеспечение низкого уровня инфляции;

- дедолларизация (ограничение спроса на иностранную валюту) российской экономики и укрепление национальной валюты с использованием режима плавающего валютного курса;

- снижение процентных ставок и постепенная переориентация денежных потоков из финансового в реальный сектор экономики.

 

Банковское регулирование и надзор

В соответствии с ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации Банк России является органом регулирования и надзора за деятельностью кредитных организаций.

Главной цельюнадзорной деятельности ЦБ РФ является поддержание стабильности банковской системы и защита интересов вкладчиков и кредиторов.

Исходя из этой цели, Банк России должен решать следующие задачи:

· предупреждать возможность возникновения системного банковского кризиса (путем снижения рисков утраты ликвидности отдельными кредитными институтами);

· защищать интересы вкладчиков и кредиторов;

· не допускать монополизации финансового капитала, поддерживать здоровую конкуренцию в банковском секторе экономики;

· способствовать повышению эффективности банковского дела, росту профессионализма и добросовестности банковских работников.

Конкретное содержаниебанковского регулирования и надзора формируется под воздействием ряда факторов:

Ø макроэкономическая ситуация в стране, состояние банковской системы;

Ø социально-экономические приоритеты развития общества;

Ø совершенство законодательной базы;

Ø проводимая Банком России кредитная политика;

Ø степень независимости Банка России от органов законодательной и исполнительной власти;

Ø исторически сложившиеся особенности организации банковского надзора в стране.

В международной банковской практике известны четыре способа организации банковского регулирования и надзора:

ü под эгидой Центрального банка (Россия и многие другие страны);

ü ведущая роль принадлежит Правительству, как правило, в лице Министерства Финансов (Франция);

ü независимое агентство, несущее ответственность перед парламентом или президентом (Федеральное ведомство банковского надзора – Германия);

ü смешанный тип организации, например, в США – Федеральная Резервная Система (ФРС), Федеральная Корпорация страхования депозитов (ФКСД), Контролер денежного обращения (КДО), Федеральный Комитет открытого рынка (ФКОР).

Банковский надзор может быть двух видов: прямой (превентивный)и более либеральный (защитноерегулирование). На практике чаще используются эти методы в сочетании. Зарубежная банковская теория использует термин «разумный банковский надзор»/

Прямой (превентивный) надзор: Лицензирование банковской деятельности (выдача и отзыв лицензий; Текущий надзор (- требования к выполнению обязательных нормативов; - контроль над отдельными банковскими операциями; - жесткая система отчетности и аудита; - принятие мер воздействия и т.п.)

Защитное регулирование: - относительная свобода лицензирования; - рекомендательно-совещательный характер отношений ЦБ и остальных банков; - возможность для кредитных организаций самостоятельно устанавливать процентные ставки; - отсутствие финансовой поддержки со стороны государства и ЦБ; - создание системы саморегулирующихся организаций

Механизмрегулирования и надзора представляет собой систему инструментов и методов организации банковской деятельности.

Методыделятся на административныеи экономические, регулирующиеи надзорные.

Административные методы включают лицензирование, прямые ограничения (лимиты) и запреты. Например, запрет на проведение страховых операций с клиентами, назначение временной администрации в проблемные банки.

Экономические методы оказывают в основном косвенное воздействие на деятельность банков. Выделяют три основные группы методов: налоговые, нормативныеи корректирующие(гибко стимулирующие предпочтительное с точки зрения ЦБ поведение коммерческих банков).

Банк России широко использует нормативный метод путем издания специальных инструкций и организации контроля за их исполнением.

Регулирующие методынаправлены на снижение банковских рисков. К ним относятся разработанные Банком России инструктивные материалы, базирующиеся на законе «О банках и банковской деятельности» и нормах международного банковского права. Они предполагают исследование как административных, так и экономических методов.

Надзорные методынацелены на организацию контроля за выполнением Банковского законодательства и инструкций ЦБ.

Надзорза деятельностью кредитных организаций может осуществляться в следующих формах:

· анализ отчетности КБ, регулярно представляемой в Банк России в установленном порядке;

· проверка отдельных направлений деятельности или кредитной организации в целом представителем Банка России – ревизия на месте;

· проведение внешнего аудита аудиторской фирмой. Сведения о фирме и ее аудиторское заключение представляются в Банк России.

Кроме того, все кредитные организации обязаны осуществлять внутренний аудит и контроль своими силами и публиковать заверенные аудиторской фирмой балансы и Отчеты о прибылях и убытках.

Если в результате надзорной деятельности Банк России выявил нарушение коммерческим банком банковского законодательства или отдельных нормативов, он имеет право:

Ø взыскать штраф;

Ø назначить временную администрацию для управления проблемным банком;

Ø отозвать лицензию на право осуществления банковской деятельности.

Основные тенденции развития банковского регулирования и надзора в России:

· постепенный переход на международные стандарты регулирования и надзора;

· введение системы «раннего оповещения» и «быстрого реагирования» на появление проблемных кредитных организаций;

· переход на международные стандарты бухгалтерского учета и отчетности;

· укрепление банковского менеджмента;

· совершенствование методов банковского регулирования и надзора.

· ограничение деятельности финансово-несостоятельных КО1.

Совершенствование регулирования и надзора Банк России определяет в соответствии с «Базовыми принципами эффективного надзора за банковской деятельностью», сформированными Базельским комитетом.

С 31.12.99г. все кредитные организации обязаны публиковать в СМИ ключевые показатели своей деятельности:

Ø баланс;

Ø отчет о прибылях / убытках.

Ø размер капитала;

Ø Н1 – норматив достаточности капитала;

Ø величина резервов на возможные потери по ссудам и иным активам.

Банк России– публикует сводный отчет «О финансовом состоянии» крупных КО.