Цели и задачи банковского регулирования и надзора
Валютное регулирование– осуществляется путем проведения валютных интервенций Банка России, т.е. купли-продажи иностранной валюты на валютном рынке для воздействия на курс рубля и на суммарный спрос и предложение денег.
В случае недостатка в стране твердой валюты Центральный Банк может ввести ограничения на ее покупку и продажу – валютный контроль, который позволяет повысить внешнюю и внутреннюю стабильность национальной валюты.
Период с 2000 г. в силу благоприятной для России конъюнктуры мирового рынка, характеризуются значительным чистым экспортом, что обеспечивает приток иностранной валюты. С точки зрения ЦБ и Правительства это может привести к росту инфляции. Поэтому в качестве важнейшего направления денежно-кредитной политики определено снижение избыточной массы денег (стерилизация).
Целевые ориентиры денежно-кредитной политики в ближайшей перспективе:
- обеспечение низкого уровня инфляции;
- дедолларизация (ограничение спроса на иностранную валюту) российской экономики и укрепление национальной валюты с использованием режима плавающего валютного курса;
- снижение процентных ставок и постепенная переориентация денежных потоков из финансового в реальный сектор экономики.
Банковское регулирование и надзор
В соответствии с ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации Банк России является органом регулирования и надзора за деятельностью кредитных организаций.
Главной цельюнадзорной деятельности ЦБ РФ является поддержание стабильности банковской системы и защита интересов вкладчиков и кредиторов.
Исходя из этой цели, Банк России должен решать следующие задачи:
· предупреждать возможность возникновения системного банковского кризиса (путем снижения рисков утраты ликвидности отдельными кредитными институтами);
· защищать интересы вкладчиков и кредиторов;
· не допускать монополизации финансового капитала, поддерживать здоровую конкуренцию в банковском секторе экономики;
· способствовать повышению эффективности банковского дела, росту профессионализма и добросовестности банковских работников.
Конкретное содержаниебанковского регулирования и надзора формируется под воздействием ряда факторов:
Ø макроэкономическая ситуация в стране, состояние банковской системы;
Ø социально-экономические приоритеты развития общества;
Ø совершенство законодательной базы;
Ø проводимая Банком России кредитная политика;
Ø степень независимости Банка России от органов законодательной и исполнительной власти;
Ø исторически сложившиеся особенности организации банковского надзора в стране.
В международной банковской практике известны четыре способа организации банковского регулирования и надзора:
ü под эгидой Центрального банка (Россия и многие другие страны);
ü ведущая роль принадлежит Правительству, как правило, в лице Министерства Финансов (Франция);
ü независимое агентство, несущее ответственность перед парламентом или президентом (Федеральное ведомство банковского надзора – Германия);
ü смешанный тип организации, например, в США – Федеральная Резервная Система (ФРС), Федеральная Корпорация страхования депозитов (ФКСД), Контролер денежного обращения (КДО), Федеральный Комитет открытого рынка (ФКОР).
Банковский надзор может быть двух видов: прямой (превентивный)и более либеральный (защитноерегулирование). На практике чаще используются эти методы в сочетании. Зарубежная банковская теория использует термин «разумный банковский надзор»/
Прямой (превентивный) надзор: Лицензирование банковской деятельности (выдача и отзыв лицензий; Текущий надзор (- требования к выполнению обязательных нормативов; - контроль над отдельными банковскими операциями; - жесткая система отчетности и аудита; - принятие мер воздействия и т.п.)
Защитное регулирование: - относительная свобода лицензирования; - рекомендательно-совещательный характер отношений ЦБ и остальных банков; - возможность для кредитных организаций самостоятельно устанавливать процентные ставки; - отсутствие финансовой поддержки со стороны государства и ЦБ; - создание системы саморегулирующихся организаций
Механизмрегулирования и надзора представляет собой систему инструментов и методов организации банковской деятельности.
Методыделятся на административныеи экономические, регулирующиеи надзорные.
Административные методы включают лицензирование, прямые ограничения (лимиты) и запреты. Например, запрет на проведение страховых операций с клиентами, назначение временной администрации в проблемные банки.
Экономические методы оказывают в основном косвенное воздействие на деятельность банков. Выделяют три основные группы методов: налоговые, нормативныеи корректирующие(гибко стимулирующие предпочтительное с точки зрения ЦБ поведение коммерческих банков).
Банк России широко использует нормативный метод путем издания специальных инструкций и организации контроля за их исполнением.
Регулирующие методынаправлены на снижение банковских рисков. К ним относятся разработанные Банком России инструктивные материалы, базирующиеся на законе «О банках и банковской деятельности» и нормах международного банковского права. Они предполагают исследование как административных, так и экономических методов.
Надзорные методынацелены на организацию контроля за выполнением Банковского законодательства и инструкций ЦБ.
Надзорза деятельностью кредитных организаций может осуществляться в следующих формах:
· анализ отчетности КБ, регулярно представляемой в Банк России в установленном порядке;
· проверка отдельных направлений деятельности или кредитной организации в целом представителем Банка России – ревизия на месте;
· проведение внешнего аудита аудиторской фирмой. Сведения о фирме и ее аудиторское заключение представляются в Банк России.
Кроме того, все кредитные организации обязаны осуществлять внутренний аудит и контроль своими силами и публиковать заверенные аудиторской фирмой балансы и Отчеты о прибылях и убытках.
Если в результате надзорной деятельности Банк России выявил нарушение коммерческим банком банковского законодательства или отдельных нормативов, он имеет право:
Ø взыскать штраф;
Ø назначить временную администрацию для управления проблемным банком;
Ø отозвать лицензию на право осуществления банковской деятельности.
Основные тенденции развития банковского регулирования и надзора в России:
· постепенный переход на международные стандарты регулирования и надзора;
· введение системы «раннего оповещения» и «быстрого реагирования» на появление проблемных кредитных организаций;
· переход на международные стандарты бухгалтерского учета и отчетности;
· укрепление банковского менеджмента;
· совершенствование методов банковского регулирования и надзора.
· ограничение деятельности финансово-несостоятельных КО1.
Совершенствование регулирования и надзора Банк России определяет в соответствии с «Базовыми принципами эффективного надзора за банковской деятельностью», сформированными Базельским комитетом.
С 31.12.99г. все кредитные организации обязаны публиковать в СМИ ключевые показатели своей деятельности:
Ø баланс;
Ø отчет о прибылях / убытках.
Ø размер капитала;
Ø Н1 – норматив достаточности капитала;
Ø величина резервов на возможные потери по ссудам и иным активам.
Банк России– публикует сводный отчет «О финансовом состоянии» крупных КО.