Рождение новой системы военного руководства после октября 1917 г.

После Октябрьской революции 1917 г. складывалась новая система военного управления. Военное министерство в 1917 г. былоупразднено. Органы управления фактически создавались заново. Ощущалась острая нехватка подготовленных командных кадров, сказывалось отсутствие опыта военного строительства. В стране шла ожесточенная гражданская война.

При формировании частей и соединений использовались уже испытанные первой мировой войной организационно-штатные структуры, сохраненные управленческие и мобилизационные ор­ганы. Основу управленческого звена военных формирований со­ставили штабы, в которых были тысячи бывших офицеров, пе­решедших на сторону советской власти. Из 250 тыс. офицеров и генералов старой русской армии 75 тыс. служили в Красной Ар­мии. Командование частями и соединениями до введения полно­го единоначалия сосредоточивалось в руках командиров и ко­миссаров — политических представителей коммунистической партии.

Значительную роль первоначально играли солдатские комите­ты (полковые, бригадные, дивизионные и т. д.). И если система управления частями и соединениями сложилась довольно быстро и обладала достаточной устойчивостью, то центральное военное управление формировалось значительно сложнее, часто подвер­гаясь реорганизациям, меняя названия и функции.

Управление вооруженными силами налаживалось постепенно, зачастую стихийно и хотя и было целостным, но отличалось мно­гоступенчатостью и громоздкостью. «Верховным руководящим органом» РККА стал Совнарком РСФСР во главе с В.И. Ле­ниным. Общее руководство обороной страны и вооруженными силами осуществлял созданный в ноябре 1918 г. Совет Рабочей и Крестьянской обороны (с 1923 г. — Совет Труда и Обороны) че­рез Реввоенсовет.

Структура управления вооруженными силами отличалась гро­моздкостью и неповоротливостью. Многие органы дублировали друг друга, а численность аппарата достигла 11 тыс. сотрудников и 9 тыс. обслуживающего персонала, тогда как в Военном министер­стве царской армии в 1914г. работало 3324 человека.

По окончании гражданской войны в ходе военных реформ 20-х гг. центральное звено управления вооруженными силами подверглось неоднократной реорганизации, что привело к созданию в 1921 г. Штаба РККА, ставшего единым органом управления Вооруженными Силами Республики. Он являлся исполнительным органом, подчинялся Главко­му, а через него Наркому по военным и морским делам. В два раза было сокращено число отделов и управлений, упорядочена работа и уточнены функции различных органов.

Руководивший комиссией по подготовке и проведению военной реформы М.В. Фрунзе подчеркивал, что оперативный штаб должен стать военным мозгом для всего нашего советского государства. Однако Штаб был перегружен и погряз в бумажной волоките. Поэтому следующим шагом стало распреде­ление функций Штаба РККА между тремя органами: Штабом РККА (подготовка и использование Вооруженных Сил СССР для обороны страны), Инспекторатом РККА (инспектирование РККА, ВМФ и ВВФ) и Управлением РККА (административное руководство).

Наркоматы по военным и морским делам были объединены в единый общесоюзный наркомат. Изменились стиль и ме­тоды работы аппарата, ликвидировалась система отчетности, росла роль устных докладов и донесений, что повышало оперативность работы.

Начиная с середины 20-х гг. на командный состав армии и флота обрушилась волна репрессий. Поиск «классовых врагов», «скрытых вредителей», «японско-немецких шпионов и диверсантов» нанес непоправи­мый вред всей системе высшего военного управления. В армии складывалась атмосфера интриг, оговоров, доносительства, прошлые ошибки и попытки крити­ческих замечаний рассматривались как антипартийные, анти­советские действия со всеми вытекающими последствиями. В таких условиях было крайне затруднено вынесение на ши­рокое обсуждение ряда вопросов, касающихся проблем разви­тия нашей обороноспособности.

Таким образом, в результате военных реформ 20-х гг. был создан аппарат военного управления, соответствующий характе­ру рабоче-крестьянского государства и принятой смешанной сис­теме военного строительства. На смену органам военного управ­ления царской России пришла новая система военного руково­дства, во многом использовавшая многовековой отечественный опыт военного строительства, соответствовавшая новым истори­ческим условиям и новому типу государства. Вместе с тем в ходе начавшейся с середины 20-х гг. борьбы с «врагами народа» командному корпусу Вооруженных Сил был нанесен невосполнимый урон.