Рождение новой системы военного руководства после октября 1917 г.
После Октябрьской революции 1917 г. складывалась новая система военного управления. Военное министерство в 1917 г. былоупразднено. Органы управления фактически создавались заново. Ощущалась острая нехватка подготовленных командных кадров, сказывалось отсутствие опыта военного строительства. В стране шла ожесточенная гражданская война.
При формировании частей и соединений использовались уже испытанные первой мировой войной организационно-штатные структуры, сохраненные управленческие и мобилизационные органы. Основу управленческого звена военных формирований составили штабы, в которых были тысячи бывших офицеров, перешедших на сторону советской власти. Из 250 тыс. офицеров и генералов старой русской армии 75 тыс. служили в Красной Армии. Командование частями и соединениями до введения полного единоначалия сосредоточивалось в руках командиров и комиссаров — политических представителей коммунистической партии.
Значительную роль первоначально играли солдатские комитеты (полковые, бригадные, дивизионные и т. д.). И если система управления частями и соединениями сложилась довольно быстро и обладала достаточной устойчивостью, то центральное военное управление формировалось значительно сложнее, часто подвергаясь реорганизациям, меняя названия и функции.
Управление вооруженными силами налаживалось постепенно, зачастую стихийно и хотя и было целостным, но отличалось многоступенчатостью и громоздкостью. «Верховным руководящим органом» РККА стал Совнарком РСФСР во главе с В.И. Лениным. Общее руководство обороной страны и вооруженными силами осуществлял созданный в ноябре 1918 г. Совет Рабочей и Крестьянской обороны (с 1923 г. — Совет Труда и Обороны) через Реввоенсовет.
Структура управления вооруженными силами отличалась громоздкостью и неповоротливостью. Многие органы дублировали друг друга, а численность аппарата достигла 11 тыс. сотрудников и 9 тыс. обслуживающего персонала, тогда как в Военном министерстве царской армии в 1914г. работало 3324 человека.
По окончании гражданской войны в ходе военных реформ 20-х гг. центральное звено управления вооруженными силами подверглось неоднократной реорганизации, что привело к созданию в 1921 г. Штаба РККА, ставшего единым органом управления Вооруженными Силами Республики. Он являлся исполнительным органом, подчинялся Главкому, а через него Наркому по военным и морским делам. В два раза было сокращено число отделов и управлений, упорядочена работа и уточнены функции различных органов.
Руководивший комиссией по подготовке и проведению военной реформы М.В. Фрунзе подчеркивал, что оперативный штаб должен стать военным мозгом для всего нашего советского государства. Однако Штаб был перегружен и погряз в бумажной волоките. Поэтому следующим шагом стало распределение функций Штаба РККА между тремя органами: Штабом РККА (подготовка и использование Вооруженных Сил СССР для обороны страны), Инспекторатом РККА (инспектирование РККА, ВМФ и ВВФ) и Управлением РККА (административное руководство).
Наркоматы по военным и морским делам были объединены в единый общесоюзный наркомат. Изменились стиль и методы работы аппарата, ликвидировалась система отчетности, росла роль устных докладов и донесений, что повышало оперативность работы.
Начиная с середины 20-х гг. на командный состав армии и флота обрушилась волна репрессий. Поиск «классовых врагов», «скрытых вредителей», «японско-немецких шпионов и диверсантов» нанес непоправимый вред всей системе высшего военного управления. В армии складывалась атмосфера интриг, оговоров, доносительства, прошлые ошибки и попытки критических замечаний рассматривались как антипартийные, антисоветские действия со всеми вытекающими последствиями. В таких условиях было крайне затруднено вынесение на широкое обсуждение ряда вопросов, касающихся проблем развития нашей обороноспособности.
Таким образом, в результате военных реформ 20-х гг. был создан аппарат военного управления, соответствующий характеру рабоче-крестьянского государства и принятой смешанной системе военного строительства. На смену органам военного управления царской России пришла новая система военного руководства, во многом использовавшая многовековой отечественный опыт военного строительства, соответствовавшая новым историческим условиям и новому типу государства. Вместе с тем в ходе начавшейся с середины 20-х гг. борьбы с «врагами народа» командному корпусу Вооруженных Сил был нанесен невосполнимый урон.