Центральное военное управление и военные реформы 1905 – 1912 гг.

Однако в конце XIX — начале XX в. система военного управления в России стала постепенно отставать от требований современной войны, обрастая громоздким штатом с многими несвойственными функциями.

После поражения в русско-японской войне, вскрывшего недостатки военного аппарата, правительство пред­приняло ряд мер по реорганизации высшего военного управления. Однако эта политика больше походила на латание дыр. Для объединения деятельности военного и морского ведомств и согласования их работы с другими министерствами в 1905г. создается высший орган — Совет государственной обороны. В состав Совета вошли военный и морской министры, начальник Морского генерального штаба, начальники Главного и Главного морского штабов, генерал - инспекторы всех родов войск. Совет разработал программу военного строительства для восстановле­ния боеспособности вооруженных сил.

Для обновления и омоложения старшего командного состава в 1906 г. создается Высшая аттестационная комиссия, на которую возложено всестороннее рассмотрение аттестаций на генеральских чинов, выяснение степени пригодности их к службе и представление достойных на высшие командные должности.

Стремление к усилению контроля и улучшению военно-оперативного руководства войсками привело к дальнейшей де­централизации военного управления. В 1905 г. Главное управле­ние Генерального штаба выводится из состава Военного мини­стерства и становится самостоятельным органом. Введена долж­ность начальника Генерального штаба, подчинявшегося непо­средственно верховной власти.

Военное ведомство вновь оказалось разделённым. Воен­ное министерство занималось административно-хозяйственными вопросами, а Главное управление Генерального штаба подготов­кой страны к войне в стратегическом отношении. В армии создалось многовластие, еще более дезорганизовавшее армию. Вновь необходимы были кардинальные меры по реорганизации. Совет государственной обороны из-за острых разногласий с царем по вопросам военного строительства и последовавшей в 1908 г. отставки его главы утратил свое значение, а через год, так и не утвержденный Государственной думой, был упразд­нен. Власть военного министра значительно усилилась.

В конце 1908 г. Главное управление Генерального штаба было возвращено в состав Военного министерства, начальник Генераль­ного штаба перешел в подчинение министру и превратился в его ближайшего помощника по военно-оперативным делам. Единство центрального военного управления вновь было восстановлено.

В годы первой мировой войны в составе Военного министер­ства были образованы новые управления, в т.ч. военно-воз­душного флота (1916 г.), по заграничному снабжению (1917 г.). С 1914 г. наряду с Военным министерством действовала Ставка Верховного главнокомандующего. Во главе фронтов стояли главнокомандующие, флотов — командующие со своими штаба­ми. С 1915 г. для контроля за снабжением армии и флота и коор­динации усилий различных ведомств под руководством военного министра действовало Особое совещание по обороне.

В морском ведомстве также произошли изменения. Была уч­реждена должность морского министра. В 1906г. создан Мор­ской генеральный штаб, руководивший стратегической подго­товкой флота. Начальник Генерального штаба флота подчинялся морскому министру.

После позорной русско-японской войны значительное внима­ние было уделено положению офицерского состава. Комиссия по реорганизации армии отмечала, что «все усилия должны быть направлены к удержанию на службе младших офицеров, ибо в них будущность армии». Правительство повысило офицер­ское содержание и приняло меры к улучшению прохождения службы. Продемонстрировав свое отношение к армии, оно пока­зало, что «главная опора государства, армия, должна получать доказательство правительственной заботливости о тех, кем она держится...».

Таким образом, опыт реформ 1905—1912 гг. подтвердил опасность излишней децентрализации системы управления. Российское правительство повторило ошибку столетней давности. В начале XIX в., так же как и в начале XX в., в армии сложилось двоевластие: Военное министерство превращалось в хозяйственно-административное ведомство, а войсками управлял Генеральный штаб (в XIX в. — Главный штаб). Недостатки подобной системы еще раз доказали необходимость сосредоточения высшего военного управления в одних руках — в руках Военного министерства.