Преобразование единой системы военного управления в первой четверти XVIII в.
Начало XVIII в. ознаменовалось в России крупномасштабными реформами, изменившими все стороны жизни государства. Завершение превращения постоянного войска в регулярную армию требовало создания единой системы военного управления. За выполнение этой задачи со свойственной ему энергией и бескомпромиссностью взялся Петр 1. Его преобразовательная деятельность выразилась в дальнейшей централизации военного дела и решительном отказе от старых организационных форм и принципов.
В 1701 г. был создан Приказ военных дел вместо Иноземского и Рейтарского. Он занимался формированием и комплектованием полков, назначением командного состава. Снабжением войск всем необходимым занимался с 1701 г. Провиантский приказ. Приказ артиллерии вместо Пушкарского занимался артиллерийскими и инженерными делами. Однако и такое деление между приказами не дало желаемых результатов.
В 1718—1720 гг. упразднены большинство приказов и введены 12 коллегий. Важнейшими государственными считались 3 из них: Иностранных дел, Военная и Адмиралтейств - коллегия. Коллегии отличались от приказов коллегиальным (совместным) обсуждением и решением дел, единообразным организационным устройством и делопроизводством, четкой компетенцией деятельности.
Военная коллегия занималась всеми военными делами государства, определяла штат полков, вела учет командного состава и представляла к присвоению офицерских чинов. Первым президентом Военной коллегии был ближайший соратник Петра 1 фельдмаршал А.Д. Меншиков.
Военно-морскими силами стала управлять Адмиралтейств – коллегия - единый орган управления всеми флотскими делами. В 1718 г. ее возглавил выдающийся флотоводец, сподвижник Петра Великого генерал-адмирал Ф.М. Апраксин.
Петр 1 неустанно заботился о повышении авторитета управленческих органов, во всем показывая личный пример. Так, он долго добивался чина вице-адмирала, получив предыдущий чин в 1709 г. И всякий раз, когда открывалась вакансия, он писал челобитную в Адмиралтейство, перечисляя все свои заслуги. Но долгое время ему отвечали, что хотя и признают его заслуги и надеются, что впредь он будет служить еще ревностнее, но в прошении ему отказывают, так как есть контр-адмиралы, которые более его служат и имеют перед ним преимущество. Петр 1 оставался доволен таким решением и терпеливо ждал своей очереди. Он получил долгожданный чин лишь после Гангутской победы в 1714 г.
Вместе с тем Петр I строго спрашивал с руководителей за непорядки в подчиненных им ведомствах, не раз денежные штрафы платили А.Д. Меньшиков, Ф.М. Апраксин и др.
Благодаря активности Петра I и его постоянному контролю за работой коллегий они в первые годы были довольно эффективны. Но, уже начиная с 1725 г. коллегии стали превращаться в бюрократические образования, тормозившие процесс выработки верных управленческих решений. Президенты коллегий утрачивали власть, а при дворе стали возникать новые органы управления (советы, комитеты).
Рода войск — пехота, кавалерия и артиллерия имели своих командующих, входивших вместе с главнокомандующим в состав Военного совета для коллегиального решения важнейших вопросов. Военный совет играл роль совещательного органа. Полк стал основной тактической единицей. Командиром полка был полковник, имевший в своем распоряжении штаб части.
В армии и на флоте вводилась единая система воинских званий. Основы прохождения службы офицерами были закреплены в 1722 г. в Табели о рангах, упорядочившей офицерскую службу и разделившей все военные и гражданские должности на 14 рангов.
В основу чинопроизводства легли личные качества офицера, а не знатность рода. Это обеспечило способным дворянам возможность продвижения по службе, а также создало условия для производства в офицеры представителям других слоев общества.
В эпоху Петра Великого выдвинулась плеяда талантливых военачальников: Б.П. Шереметев, А.Д. Меншиков, А.И. Репнин, М.М. Голицын; видных флотоводцев: Ф.М. Апраксин, Н.А. Сенявин, Ф.А. Головин. Петр I никогда не сковывал их инициативы, стремясь развивать у офицеров самостоятельность. Этим система военного управления в русской армии отличалась от западноевропейских армий, где, например, такой выдающийся и известный полководец, как Фридрих II, требовал: «От офицера до последнего рядового никто не должен рассуждать, но лишь исполнять то, что приказано».
Таким образом, в результате петровских военных реформ была усовершенствована система военного управления. Военная коллегия и Адмиралтейств-коллегия стали прообразом Военного министерства. В центральном государственном управлении произошло окончательное разделение функций военных и государственных учреждений, что значительно улучшило управление войсками, подняв их боеспособность и организованность.
Образование Генерального штаба и Военного министерства.
Численный рост вооруженных сил России, усложнение организации войск требовали более гибкого и оперативного управления вооруженными силами.
В 1763 г. особая воинская комиссия, созданная по указанию Екатерины II для рассмотрения всех штатов войск и учреждений, предложила учредить особый Генеральный штаб, на который затем были возложены задачи подготовки данных для боевой деятельности войск, изучения местности, организации движения и размещения войск в лагерях, составления топографических карт для военных потребностей, военно-исторического журнала боевых действий. Генеральный штаб выводится из состава Военной коллегии.
В 1796 г. по указу Павла I Генеральный штаб был упразднен, вместо него образован корпус офицеров, находящихся в непосредственном распоряжении императора, под названием Свиты Его Императорского Величества по квартирмейстерской части. Задачи и штат Свиты существенных отличий от упраздненного Генерального штаба не имели. В 1797 г. начальником Свиты был назначен барон А.А. Аракчеев.
Дальнейшая централизация военного управления привела к замене в 1802 г. Военной коллегии Военным министерством, которое сосредоточило под своим началом все отрасли военного управления. При министерстве были учреждены Совет, общая и особенная канцелярии и 7 департаментов: инспекторский (заведовал личным составом армии), аудиторский (распоряжался личным составом военных судов и проводил ревизию военно-судебных дел), артиллерийский, инженерный, провиантский, медицинский и комиссарский (ведал снабжением войск вещевым и денежным довольствием). В составе министерства были созданы Военно-ученый комитет и Военно-топографическое депо. Руководил министерством военный министр. Первым министром был назначен генерал от инфантерии С.К. Вязмитинов.
К 1815 г. единое военное ведомство было разделено на две части: Главный штаб Его Императорского Величества и Военное министерство. В ведение начальника Главного штаба перешли вопросы управления войсками, военный министр руководил хозяйственной деятельностью и не имел права доклада императору, как начальник Главного штаба. В 1832 г. Главный штаб был упразднен, создан Департамент Генерального штаба, который вошел в состав военного министерства, в результате чего руководство всеми частями военного ведомства сосредоточилось в руках военного министра и только ему одному разрешалось докладывать о делах лично императору. Единство высшего военного управления было восстановлено.
Таким образом, преобразования в области военного управления конца XVIII — начала XIX в. в целом благотворно сказались на боеспособности армии. Сосредоточение руководства сухопутными силами в Военном министерстве и образование Генерального штаба значительно повысили гибкость, оперативность и качество управления войсками. Вместе с тем, постоянно нараставшая централизация военного управления, мелочная регламентация деятельности его низших звеньев, рост центрального военного аппарата при практически полном отсутствии местных органов военного управления к середине XIX в. значительно осложнили систему управления войсками, переставшую соответствовать требованиям времени.
Создание местных органов и реорганизация Военного министерства.
Большое значение для развития органов военного управления имели военные реформы 60—70-х гг. XIX в., проведенные под руководством военного министра д.а. Милютина. Важным звеном реформ стало введение военно-окружной системы.
В 1864 г. по «Положению о военных округах» вся территория России была поделена на 15 военных округов во главе с командующими войсками. Ими, как правило, назначались генерал-губернаторы, сосредоточившие в своих руках военное и гражданское руководство. Военно-окружное управление включало в себя военно-окружной совет, окружной штаб и управления (интендантское, артиллерийское, инженерное и инспектора военных госпиталей), имевшие двойное подчинение — начальнику округа и соответствующим главным управлениям Военного министерства. Призыв новобранцев и учет запасных осуществлялся управлениями уездных воинских начальников — прообразами военных комиссариатов. По существу, окружные управления представляли собой военные министерства в миниатюре, сочетавшие военно-административное руководство и войсковое управление. Значительно упростилось оперативное руководство войсками, усилился контроль за деятельностью войсковых начальников, уменьшились расходы, и улучшилось качество довольствия войск.
Общее военное управление сосредоточилось в Военном министерстве, местное — в штабах округов. В случае войны военно-окружное управление становилось штабом действующей армии, имея возможность быстро провести мобилизацию.
Одновременно с созданием местного военного управления проходила реорганизация центрального военного управления.
«Положение о Военном министерстве» 1869 г. подвело итог реорганизации. Права военного министра, как главного начальника всех отраслей военного управления, были расширены. В его непосредственное подчинение перешли артиллерийские, инженерные войска, военно-учебные заведения, занимавшие раньше самостоятельное положение.
Значительно возросло значение Военного совета, который, кроме решения законодательных и хозяйственных вопросов, теперь занимался инспектированием войск. Пять его главных комитетов решали вопросы устройства армии, ее внутреннего управления, снаряжения, вооружения, подготовки офицерских кадров, законодательных актов.
Департаменты Военного министерства были преобразованы в главные управления: интендантское, артиллерийское, инженерное, военно-медицинское, военно-учебных заведений, военно-судное и иррегулярных (затем казачьих) войск.
В 1863 г. Департамент Генерального штаба был преобразован в Главное управление Генерального штаба, которое превращалось в орган, охватывающий все основные вопросы руководства вооруженными силами в мирное и военное время.
Таким образом, в результате реформирования была создана стройная система центрального и местного военного управления, повысившая оперативность управления войсками, устранившая излишнюю централизацию. Повышение внимания к вооруженным силам в России привело к качественному улучшению системы военного управления, значительному повышению специализации управленческой деятельности и профессионализма командных кадров.