Феминистическая социология проституции

Обзор основных вариантов гендерных теорий

В настоящее время среди феминистов проходит ряд дискуссий. Прежде всего обсуждается вопрос, подходит ли термин «различие» для дифференциации мужчин и женщин, или к нему можно прибегать только тогда, когда сталкиваются с проблемой дифференциации одних женщин. При этом для выражения дифференциации между полами предлагается ввести понятие «гендерное различие». Второй спорный вопрос касается того, можно ли понимать гендер как неотъемлемое свойство человеческой личности или его следует трактовать как «исполнение» роли, продиктованное конкретным процессом взаимодействия между полами или связанным с ним контекстом. Предмет третьего спора затрагивает сферу политики, направленной на удовлетворение специфически женских потребностей. К последним относят, например, отпуск по беременности или по уходу за ребенком. И если раньше у феминистов не было сомнения, что «женщина и ребенок прежде всего», то в настоящее время многие из них приходят к убеждению, что следует выявлять несправедливость, затрагивающую всей людей, а не только женщин, имеющих детей. Четвертая дискуссия ведется по вопросу о том, какие черты являются специфически «женскими» или специфически «мужскими» и существует ли здесь некий свой «образец» для индивидов разного пола.

Обращение теоретиков феминизма к аспектам гендерного различия привело к формированию в их рядах трех ответвлений — культурного феминизма, теорий объяснения возможности гендерного различия и теорий феноменологического или экзистенциалистского толка, пытающихся прояснить взгляд на женщин как на «других».

Разработчики культурного феминизма заняты рассмотрением «женского характера» или «женской личности». При этом они утверждают, что женские добродетели — заботливость, неприятие насилия, готовность к сотрудничеству — больше подходят для управления обществом и государством, чем мужские добродетели, отмеченные противоположным знаком. Вот почему культурный феминизм стремится подчеркнуть высокий статус ценностей, отличающих именно женский характер.

Сторонники теории объяснения причины гендерного различия усматривают в биологических особенностях мужчин и женщин. И различие гормональных функций, свойственное обоим полам, они, помимо половой специфики, увязывают еще с такими свойствами, как чувствительность к свету и звукам, несходство в работе правого и левого полушарий головного мозга мужчин и женщин. Более того, некоторые из них основной фактор различия между полами видят в разделении труда по половому признаку, заставляющее женщин выполнять строго функции жены, матери и домохозяйки и тем самым жестко привязывающее их к сфере домашнего хозяйства и семьи. Другие сосредоточивают свое внимание на социализации, выясняя, каким образом люди, и в особенности дети, учатся исполнять те или иные жизненные роли с учетом гендерного сценария.

Сторонники феминистской мысли, работающие в рамках экзистенциального или феноменологического анализа, исходят из того, что социальный мир, в котором обитают люди, развился из культуры, созданной мужчинами. И коль скоро в рамках такой культуры в качестве субъекта, определяющего мир, выступает мужчина, то события женской жизни в нем и способы их познания вытесняются на периферию. В результате создается представление о женщине как о «другом», в противоположность мужчине-субъекту. Из этого посыла возникает ряд вопросов: смогут ли женщины когда-то преодолеть статус «другого», зачастую приравненного к объекту? должны ли они, в процессе освобождения, становиться похожими на мужчин или обретать какую-то особую индивидуальность.

Феминистский подход, основывающийся на постулате гендерного неравенства, характеризуется четырьмя аспектами. Первый подчеркивает, что женщины и мужчины занимают в обществе не только разное, но и неравное положение. Конкретно это выражается в том, что они получают меньше материальных ресурсов, имеют более низкий социальный статус, меньше властных полномочий, а стало быть, и меньше возможностей для самореализации. Второй аспект заключается в подчеркивании того, что неравенство между полами возникает вследствие организации общества, а не каких-то существенных биологических или личностных различий между мужчинами и женщинами. Третий аспект указывает, что хотя люди отличаются друг от друга по своим возможностям и характерным чертам, но в то же время нет никаких естественных различий, ставящих мужчин и женщин в разное положение в социальной иерархии. И, наконец, четвертый аспект теории гендерного неравенства связан с определением того, возможно ли безболезненно изменить сложившиеся отношения между полами и тем самым создать более благоприятные условия для самореализации женщин.

Теория гендерного неравенства в наиболее полной мере воплотилась в форме либерального феминизма, поборники которого полагают, что женщины вполне способны претендовать на равенство с мужчинами, а потому, с их точки зрения, следует рассматривать как неизжитый остаток патриархальной и дискриминационной модели разделение труда между полами. Отсюда выдвигается требование, чтобы права всех людей (и мужчин, и женщин) были едины и основаны на естественном законе и способности человека к разумной и творческой деятельности.

Для феминистов либерального толка идеальным гендерным устройством является то, когда каждый индивид, действуя как свободный и ответственный субъект, избирает тот или иной стиль жизни, который подходит ему наилучшим образом, неважно, каким является сам выбор.

Теоретики гендерного угнетения считают такое положение следствием непосредственных властных отношений, складывающихся между мужчинами и женщинами, в которых коренной интерес мужчин состоит в подчинении, использовании и угнетении женщин, т. е. в практике господства. И коль скоро подобное устройство общества присуще тому, что обычно называют патриархатом, то сторонники рассматриваемой теории существующее гендерное неравенство трактуют как пережиток патриархальных отношений.

В теории гендерного угнетения можно выделить два ответвления — психоаналитический и радикальный феминизм. Поборники первого объясняют патриархат, исходя из учения З. Фрейда и его последователей, которые видят причины патриархальных отношений в бессознательном слое психики людей. При этом главной отличительной чертой психоаналитического феминизма является представление о том, что все мужчины в своей повседневной практике постоянно и настойчиво сохраняют и воспроизводят эту систему патриархата. Женщины же лишь изредка оказывают им сопротивление, но чаще всего идут на уступки и не делают все от них зависящее, чтобы не оказаться в подчинении.

Радикальный феминизм базируется на двух эмоциональных утверждениях: 1) женщин подавляет — и самым жестоким образом — система патриархата; 2) женщины обладают абсолютной позитивной ценностью сами по себе. И эти два положения предстают как тезис и антитезис, а потому как взрывоопасная смесь ненависти и любви, содержащая в себе огромный заряд энергии. Эта энергия прежде всего направлена на преодоление патриархата. Каким же путем этого можно добиться? Прежде всего надо изменить сознание женщины, дабы она поняла свою значимость и силу и тем самым отвергла давление патриархальной системы, заставляющей ее быть слабой и играть второстепенную роль, и стала действовать единым фронтом с другими женщинами, невзирая на различия с ними, ради утверждения почти что сестринского сообщества, характеризующегося доверием, поддержкой и взаимной защитой.

Приверженцы теории структурного угнетения сосредоточили свое внимание на механизмах легитимации господства посредством социальных структур, т. е. общепринятых способов социального взаимодействия. Неслучайно главным предметом их исследований становятся структуры патриархата, капитализма, расизма и т. д., в связи с чем ставится задача выяснить, как эти структуры взаимодействуют между собой. Отсюда возникает два варианта теории структурного угнетения — социалистический феминизм и теория пересечений.

Особое значение для феминистов социалистического направления приобретает марксистский анализ классовых отношений, сложившихся при капитализме, которые они считают главным источником угнетения. При этом теория социалистического феминизма стремится преобразовать два представления — об угнетении в условиях капитализма и об угнетении в патриархальной системе — в единое объяснение всех форм социального угнетения. С этой целью ее представителями используется особый термин «капиталистический патриархат».

Выдвигаемая сторонниками социалистического феминизма программа преобразований призывает к глобальной солидарности женщин для совместной борьбы против тех социальных структур и институтов, которые являются причиной их угнетенного положения. В этих целях предлагается привлечь государство к эффективному перераспределению общественных ресурсов, которое можно осуществить благодаря развитию широкой сети общественных услуг, системы общественного образования, здравоохранения, попечения о детях и т. д.; кроме того, признается необходимым введение прогрессивной шкалы налогообложения, снижающей неравенство в доходах богатых и бедных слоев, а также установление гарантий прожиточного минимума для всех членов общества.

Основой возникновения теории пересечений становится осознание того, что женщины подвергаются угнетению в разных формах, которые взаимодополняют и взаимообеспечивают друг друга. В этой связи разрабатывается теория «векторов угнетения», предусматривающая учет не только гендера, но также класса, расы, местожительства, сексуальных предпочтений и возраста. Указывается, что вариации такого пересечения существенно влияют на жизнь женщин, и поэтому их необходимо принимать во внимание при построении гендерных теорий.

Чтобы лучше понять суть феминистического подхода к трактовке феномена проституции, необходимо сопоставить его с другими подходами, существующими в современной социологии. Как известно, в широком спектре разрабатывающихся в настоящее время концептуально-объяснительных моделей данного социального явления наибольшим авторитетом пользуются функционалистские и интеракционистские теории.

Функционалисты не видят в проституции чего-то неестественного и ненормального, так как она, на их взгляд, характерна для всех времен и народов независимо от того, на каком уровне цивилизованности они находятся. Поэтому проституцию необходимо контролировать, ибо искоренить полностью ее невозможно, да и не нужно. Ведь существование этого феномена обусловлено особенностями человеческой психофизиологии и тем обстоятельством, что социальный институт семьи с его жесткой нормативной природой не отвечает в полной мере сексуальным интересам мужчин, так как придает их интимной жизни черты однообразной монотонности и, как следствие, порождает состояние сексуальной неудовлетворенности.

Поэтому в сексуально-психологическом плане проституция выглядит как сфера дополнительных социально-сексуальных услуг, вносящая требуемое разнообразие в повседневную жизнь мужчин и не приносящая ощутимого урона семейно-брачным отношениям. Напротив, она служит укреплению семьи, поскольку если бы женатые мужчины не имели возможности разнообразить свою сексуальную жизнь за счет проституток, по отношению к которым не несут никаких нравственных обязанностей, то стали бы искать серьезных связей с другими женщинами, что создало бы существенную угрозу для их семей. Кроме того, при отсутствии этого социального института в обществе значительно бы выросло количество преступлений на сексуальной почве и, в первую очередь, изнасилований.

Таким образом, с точки зрения функционалистов, институт семьи и институт проституции тесно связаны друг с другом. Поэтому последняя способна выполнять в общественной жизни определенную конструктивную функцию, лишь бы занимающиеся данным ремеслом женщины находились под постоянным и неослабным контролем государства, полиции и системы здравоохранения.

Представители интеракционистского подхода рассматривают феномен проституции сквозь призму межсубъектного взаимодействия, находящегося в непосредственной зависимости от множества социально-исторических факторов. Изменяясь во времени, эти факторы вносят в занятие проституцией некоторые элементы изменчивости и относительности.

По мнению интеракционистов, проституция — это исключительно социальный феномен, где статусами проститутки и клиентов людей наделяют не природа, не характерные естественные наклонности, а социум. В результате подобной идентификации субъекты (в первую очередь проститутки) оказываются в зоне повышенного внимания со стороны институтов социального контроля и подлежат стигматизации, которая предполагает состояние отверженности и невозможность претендовать на высокую оценку своей личности в глазах социального окружения.

Кроме того, представители интеракционизма стремятся исследовать различные грани субкультуры и социального статуса женщин, занимающихся проституцией, отношения, складывающиеся у них друг с другом, с посредниками-сутенерами, клиентами, представителями власти, полицией. Интеракционистский подход позволяет также изучить различные грани самосознания проституток, их самооценку своей личности, особенности мировосприятия и ту систему собственной психологической защиты, с помощью которой они способны выдерживать и переносить поток высказываемых в их адрес упреков и обвинений.

У интеракционистов существует подразделение проституток на различные группы и типы. При этом наиболее распространенными классификациями оказываются следующие две. Первая берет за основу фактор локализации очагов проституции и дает такое подразделение: 1) уличные, вокзальные, портовые проститутки, самые дешевые, занимающие ничтожную ступень в их профессиональной иерархии; 2) гостинично-ресторанные проститутки, обслуживающие отели, клубы, казино; 3) «девушки по вызову», предназначенные для обеспеченных клиентов из среднего класса; 4) элитные проститутки-гетеры, обслуживающие высшие социальные группы — крупных государственных деятелей, министров, банкиров, бизнесменов.

Основу второй классификационной модели составляет временной фактор, и с его учетом выделяются: 1) начинающие проститутки; 2) женщины, продолжительное время занимающиеся этим ремеслом; 3) случайные проститутки, вынужденные кратковременно предлагать себя в силу сложившихся условий и обстоятельств.

В отличие от двух вышеуказанных подходов к феномену проституции, феминистический подход имеет свои особенности. Прежде всего для его представителей очевидно, что основу данного явления составляет социальное неравенство, существующее между мужчинами и женщинами, а также засилье патриархальных взглядов на отношения полов. Властные прерогативы мужчин, с одной стороны, и статус женщин как обладательниц средств удовлетворения мужских потребностей, с другой стороны, порождают между полами неравные отношения торговли интимными услугами, т. е. отношения спроса — предложения, или купли — продажи. Именно возможность превращения женского тела в предмет торговли (товар) создает социально-экономические предпосылки для распространения проституции. Неслучайно основным социальным резервуаром, из которого пополняются ряды проституток, выступают наиболее бедные слои населения. В периоды острых социальных кризисов, в условиях безысходности и нищеты для многих молодых женщин проституция оказывается практически единственным средством выживания. Поэтому вину за их социальную деградацию представители феминизма возлагают на общественную среду и на те условия, которые она создает, фактически навязывая им роль проституток.

В то же время феминистическая позиция далека от того, чтобы рассматривать проституцию в свете терминов девиантности и патологии, как это делают некоторые представители функционализма, считающие, что существование данного явления связано прежде всего с низким уровнем психического и духовно-нравственного развития женщин, а также с их гипертрофированными сексуальными потребностями. Подобные высказывания феминисты расценивают как проявление мужской патриархальной психологии. Поэтому они утверждают, что мужчины, пользующиеся услугами проституток и создающие в обществе отношения неравенства, несут основную долю ответственности за то, что часть женщин оказывается в униженном положении и вынуждена торговать своим телом, чтобы выжить.

Одним словом, в понимании представителей феминизма, проституция является своеобразным отображением реального состояния взаимоотношения полов в обществе, а также зеркалом стереотипов господствующей сексуальной морали и идеологии. И в этом смысле ее следует считать не свидетельством девиантности или социальной патологии, а непосредственным проявлением общего состояния нравов в сексуальной сфере, на которое существенное влияние оказывают социально-экономические факторы.

В заключение отметим, что феминистическая социология в целом представляет собой систему воззрений, в фокусе которых оказывается женщина. Современный феминизм стремится привлечь внимание общественности к гендерным проблемам и роли женщины в современном социуме. Причем исследования в этой области ведутся как на макро-, так и на микроуровне.

Литература

Антология гендерной теории / сост., коммент. Е. Гапова, А. Усманова. Минск, 2000.

Бачинин В. А., Сандулов Ю. А. История западной социологии. СПб., 2002. С. 313-319.

Бем С. Линзы гендера. Трансформация взглядов на проблему неравенства полов. М., 2004.

Введение в гендерные исследования. Ч. 1. / Под ред. Е. В. Жербкиной. СПб., 2001.

Гендерные проблемы в общественных науках / отв. ред. И. М. Семашко. М., 2001.

Гендерный калейдоскоп: Курс лекций / под общ. ред. М. М. Малышевой. М., 2001.

Гендерный подход к проблеме насилия / отв. ред. Г. Ф. Беляева. М., 2002.

Гендерный фактор в языке и коммуникации / отв. ред. И. И. Халеева. М., 1999.

Зинкевич О. В. Философские основания исследования пола как социального феномена. М., 2002.

Киммел М. Гендерное общество. М., 2006.

Мид М. Мужское и женское. Исследование полового вопроса в меняющемся мире. М., 2004.

Примо Н. Гендерные проблемы в информационном обществе. СПб., 2004.

Ритцер Дж. Современные социологические теории. М. — СПб., 2002. С. 357-414.