В истории социологии

Парадигма социального конфликта

ТЕОРИИ СОЦИАЛЬНОГО КОНФЛИКТА

ЛЕКЦИЯ XII

Теории, занимающиеся исследованием значения и роли конфликтов в общественной жизни, имеют давнюю историю, а в социологии они образуют особую парадигму, у истоков которой в XIX — начале ХХ вв. стояли такие известные мыслители, как К. Маркс, Л. Гумплович, Г. Зиммель, М. Вебер и др.

В историческом материализме Маркса конфликты занимают особое место. Пронизывая общественную жизнь во всех ее сферах, они предстают в марксизме как естественное состояние основанного на частной собственности классового общества. При этом основу конфликта в экономической сфере составляет крайне обостряющееся временами противоречие между развившимися производительными силами и сдерживающими их дальнейшее развитие отжившими производственными отношениями. Этот доведенный до антагонизма конфликт может быть разрешен, по Марксу, лишь путем перехода от производственных отношений, переставших соответствовать характеру и уровню развития производительных сил, к другим, более прогрессивным. В результате чего вновь устанавливается состояние относительного равновесия и гармонии.

Имеющий место в сфере экономики (фундаменте, или базисе общества) конфликт между производительными силами и производственными отношениями в социально-политической сфере предстает как конфликт между классами, интересы которых являются непримиримыми. Это неизбежно порождает классовую борьбу, которая как особый тип конфликта (антагонизма) становится движущей силой развития человеческой истории. Правда, родоначальник марксизма верил, что классовые конфликты должны исчезнуть в коммунистическом обществе, которое сможет разрешить все пронизывающие жизнь людей противоречия.

Позднее идеи Маркса об универсальности социальных конфликтов нашли поддержку у целого ряда социологов, которые были в принципе далеки от марксизма и даже полемизировали с ним. Среди них можно назвать имена таких крупных социологов, как Л. Гумплович, Г. Зиммель, В. Парето и др. Гумплович, например, считал, что конфликты интересов, существующие в любом обществе, имеют свою основу не в социально-экономических отношениях (на чем настаивал марксизм), а в межрасовых антагонизмах, связанных с биологическими особенностями людей. Поэтому ни государство, ни право, ни мораль, ни религия не способны обуздать инстинкт борьбы, заложенный от рождения в каждом человеке и только ищущий удобного повода проявиться на практике. А стало быть, преодолеть состояние вражды и конфликта для людей невозможно, ибо это предполагало бы изменение их антропологической природы.

Значительное внимание исследованию социальных конфликтов в своих работах уделил Г. Зиммель. Для него конфликты также являются неотъемлемой составляющей общественной жизни. И одна из причин этого коренится в особенностях природы людей, в их психофизиологических качествах. Дело в том, что индивиды, по мнению немецкого социолога, изначально предрасположены не только к сотрудничеству и организованности, но и к дезорганизации и деструктивным поступкам, сопровождающимся столкновениями и конфликтами.

При этом Зиммель считал, что далеко не всегда конфликты заслуживают негативной оценки, поскольку отнюдь не все из них ведут к разрушению социальных структур и к вредоносным последствиям для общества. Напротив, случается и так, что они выполняют конструктивные функции, однако, пригодны для этого не слишком острые и не слишком широкомасштабные конфликты. Например, конфликты, которые заявляют о себе в сравнительно «мягких» формах, способны осуществлять функции упорядочения и интеграции по отношению к тем социальным системам, внутри которых они развертываются.

Немецкий социолог также отмечал, что острота и динамика конфликта зависит напрямую от эмоциональной вовлеченности его участников в существо спорных вопросов. Поэтому чем выше накал эмоций и страстей, чем сплоченнее противостоящие друг другу группы, чем больше существует оснований для каждой из них считать победу самоцелью, тем более бурным оказывается столкновение и тем более тяжелыми и разрушительными могут стать его последствия.

В 50 — 70-е гг. прошлого столетия теории конфликта выступали в качестве альтернативы структурному функционализму. И это вполне закономерно. Ведь если для представителей структурно-функционального анализа общество статично или, в лучшем случае, находится в состоянии динамического равновесия, то, согласно разработчикам теории конфликта, оно в любой момент испытывает непрерывные изменения. Поэтому если первые утверждают, что каждый элемент общества способствует его стабильности, то вторые доказывают, что многие социетальные элементы, напротив, ведут к его дезинтеграции и изменениям.

Представители функционализма полагают, что общество объединяется неформальным образом с помощью норм, ценностей и коллективных нравственных принципов. Создатели теории конфликта всю упорядоченность общественной жизни рассматривают как происходящую от принуждения одних членов другими, находящимися наверху. Поэтому в то время как одни говорят о создаваемой общими социетальными ценностями сплоченности, другие подчеркивают роль власти в поддержании общественного порядка. Наиболее крупными учеными, разрабатывавшими теорию социального конфликта, стали в этот период Р. Дарендорф, Л. Козер и Р. Коллинз, на концепциях которых мы остановимся далее более подробно.

В последние два десятилетия минувшего столетия теория конфликта получила свое развитие в исследованиях Д. Белла и К. Боулдинга (США), М. Крозье и А. Турена (Франция), Ю. Гальтунга (Норвегия). Эти исследователи делали акцент на объективной ценности конфликта, поскольку последний, по их мнению, не допускает закостенения социальной системы и стимулирует ее развитие. Вместе с тем ими было обращено внимание на те конфликты, которые являются тормозом общественного развития, и к ним была отнесена, прежде всего, классовая борьба.

Активная разработка социологических теорий конфликта способствовала также возникновению прикладных исследований по данной проблематике, которые привели к появлению научно-практического направления — конфликтологии. Одной из наиболее значимых работ, выполненных в рамках названной науки, можно считать книгу американских авторов Р. Фишера и У. Ури «Путь к согласию, или переговоры без поражения», где даются практические советы и рекомендации, как можно разрешить возникающие конфликты и найти способы примирения противоборствующих сторон.