Информационные технологии, меняющие правила работы
Отличие РБП, как метода управления революционными изменениями, от усовершенствований
Параметр | Усовершенствование | Реинжиниринг |
Уровень изменений | Наращиваемый | Радикальный |
Начальная точка | Существующий процесс | Чистая доска |
Частота изменений | Непрерывно/единовременно | Единовременно |
Требуемое время | Короткое | Длительное |
Направление | Снизу-вверх | Сверху-вниз |
Охват | Узкий, на уровне функций | Широкий, межфункциональный |
Риск | Умеренный | Высокий |
Основное средство | Статистическое управление | Информационные технологии |
Тим изменения | Культурный | Культурный/структурный |
Возникновение реинжиниринга во многом было предопределено появлением новых информационных технологий, которые позволили кардинально переосмыслить все методы и способы организации работы предприятий. В связи с этим считается, что следующие предприятия не готовы к проведению реинжиниринга:
· компания, которая не может изменить свое мышление с дедуктивного (сначала определяются проблемы, а затем ищутся пути их решения) на индуктивное (сначала распознается эффективное решение, а затем ищутся проблемы, которые можно решить с его помощью);
· компания, которая ставит знак равенства между технологией и автоматизацией;
· компания, которая сначала ищет проблемы, а затем для их решения подыскивает технологии.
Одной из основных ошибок при проведении реинжиниринга состоит в постановке вопроса: «как использовать новые технологии, чтобы улучшить нашу работу?». Тогда как следует поставить следующий вопрос: «как с помощью новой технологии делать то, что мы еще не делали?». Таким образом, информационные технологии играют практически решающую роль в проведении реинжиниринга. Более того, реинжиниринг НЕВОЗМОЖЕН без использования информационных технологий.
В связи с этим, появилось еще одно определение: реинжинирнг – это использование самых последних информационных технологий для достижения совершенно новых деловых целей.
Если ранее роль информационных технологий сводилась к повышению производительности, экономии средств и подготовке обоснованных решений, т.е. к более эффективному решению тактических задач и получению краткосрочных преимуществ, что сейчас стратегическая цель информационных технологий – способствовать менеджменту, реагировать на динамику рынка, создавать, поддерживать и углублять конкурентное преимущество.
Примерами важности и степени влияния технологий на выполнение работ являются следующие.
Таблица 2
Прежнее правило | Технология | Новое правило |
Информация может появляться в одно время в одном месте | Распределенные базы данных | Информация может появляться одновременно в разных местах тогда, когда она необходима |
Сложную работу могут выполнять только эксперты | Экспертные системы | Работу эксперта может выполнять специалист по общим вопросам |
Необходимо выбирать между централизацией и децентрализацией | Телекоммуникационные сети | Можно одновременно получать преимущества от централизации и децентрализации |
Все решения принимают менеджеры | Средства поддержки принятия решений, доступ к БД, средствам моделирования | Принятие решений становится частью работы каждого сотрудника (иерархическое принятие решения) |
Специалистам для получения, хранения и передачи информации требуется офис | Беспроводная связь и переносимые компьютеры | Специалисты могут посылать и получать информацию из того места, где они находятся |
Лучший контакт с потенциальным покупателем – личный контакт | Интерактивные видеодиски | Лучший контакт с покупателем – эффективный контакт |
Для того, чтобы найти некую сущность, необходимо знать, где она находится | Технология автоматического индексирования и отслеживания | Сущности говорят вам, где они находятся |
План пересматривается периодически | Высокопроизводительные ЭВМ | План пересматривается оперативно, по мере необходимости |
По целям проведения реинжиниринга различают 3 типа компаний, для которых его применение необходимо и целесообразно:
1. Компании, находящиеся на грани краха в связи с тем, что цены на товары заметно выше, чем у конкурентов и (или) качество товаров (сервис) заметно ниже, чем у конкурентов.
2. Компании, не находящиеся в текущий момент в затруднительном положении, но руководство компаний предвидит неизбежность возникновения трудноразрешимых проблем, связанных, например, с появлением новых конкурентов и т.п.
3. Компании, не имеющие проблем ни сейчас, ни в ближайшем обозримом будущем. Это компании-лидеры, проводящие агрессивную политику. Они не удовлетворяются текущим хорошим состоянием и с помощью реинжиниринга хотят добиться лучшего.