Руководство по качеству
Качество всего процесса сертификации соответствия определяется эффективностью функционирования системы качества органа по сертификации и испытательной лаборатории. По определению ИСО 8402 система качества представляет собой совокупность организационной структуры, методик, процессов и ресурсов, необходимых для осуществления общего руководства качеством.
Системы качества органов по сертификации и испытательных лабораторий создаются на базе требований к их деятельности, изложенных в стандартах серии ГОСТ Р 51000 и EN 45000 их новыми задачами являются:
- формулирование и реализация политики качества;
- периодическая корректировка целей обеспечения качества с учетом реальных условий;
- разработка и периодическая актуализация программы качества с определением первоочередных задач, сроков, персонала и финансовых средств для их осуществления;
- составление годовых отчетов по качеству с их последующим анализом;
- организация структуры и документации системы качества,
в первую очередь «Руководству по качеству;
- назначение сотрудника, ответственного за создание и ведение системы качества, подчиненного высшему руководству и имеющего прямой доступ к нему.
Элементы системы качества органов по сертификации и испытательных лабораторий не полностью совпадают с элементами для промышленных предприятий, приведенных в стандартах серии ИСО 9000. При создании системы качества органа по сертификации или испытательной лаборатории должно учитываться то, что серия ИСО 9000 ориентирована на производство, а сертификация — это особый вид услуг.
Элементы системы качества органов по сертификации и испытательных лабораторий кратко поясняются следующим образом.
Ответственность руководства за обеспечение качества заключается в формировании политики в области качества, планировании мероприятий по ее реализации. Руководство определяет ответственность и полномочия персонала органа по сертификации и испытательной лаборатории, деятельность которого влияет на качество сертификации, которые устанавливаются в должностных инструкциях. Обязательно предусматривается контроль за обеспечением качества со стороны руководства. Для этого назначается ответственный за качество в лаборатории или органе по сертификации. Главное, что необходимо знать, так это то, что все усилия рядовых сотрудников по достижению высокого уровня качества испытаний и сертификации будут напрасными, если ихне поддерживает высшее руководство.
Система управления качеством, органов по сертификации и испытательных лабораторий заключается в документально оформленных процедурах по обеспечению качества на всех стадиях сертификации, их применении и постоянном улучшении. Для этого должны быть созданы все условия, включая необходимое оборудование, площади, персонал я др.
Анализ заключаемых договоров должен проводиться в органе по сертификации и испытательной лаборатория для уверенности в своей способности выполнить требования заявителя, правильного установления порядка и согласования с заявителем отдельных вопросов по предстоящей сертификации.
Действия по управлению документацией являются одним из важнейших элементов системы качества органов по сертификации и испытательных лабораторий. В специальном документе должен быть установлен порядок разработки, утверждения, регистрации, издания, внедрения, проверки, учета, внесения изменений, пересмотра, продления действия и отмены документов, на основании которых выполняются работы по испытаниям и оценке соответствия.
Управление продукцией, предоставляемой клиентами при работе органа по сертификации или испытательной лаборатории в первую очередь касается образцов продукции, поступающих на сертификацию. При этом необходимо установить правила по отбору, транспортированию, обслуживанию, хранению и утилизации образцов изделий.
Маркировка (идентификация) — процедура, предполагающая специальную отметку образцов продукции, поступивших на сертификацию, оборудования, материалов, а также применяемой нормативной и рабочей документации с целью предотвращения возможного брака при испытаниях и сертификации, например для исключения возможности перепутать образцы продукции при испытаниях. Маркировка выступает также как элемент обеспечения конфиденциальности информации о проведении сертификации. Прослеживаемость представляет собой способность проанализировать предысторию, местонахождение или использование интересующего изделия или документа.
Управление процессами должно проводиться постоянно путем планирования, разработки и контроля рабочих инструкций по процессам сертификации. Ни одно действие в органе по сертификации и испытательной лаборатории не должно протекать хаотично.
Контроль продукции (услуг) при проведении сертификация проводится на всех стадиях от этапа заявки до решения о задача сертификата. Его элементы должны быть включены в соответствующие процессы. Также осуществляться инспекционный контроль за сертифицированным объектом. Обязательна регистрация результатов контроля для последующего анализа.
Управление средствами измерений., испытаний и контроля, которыми располагает испытательная лаборатория, должно осуществляться в соответствии с правилами и нормативными документами Государственной системы обеспечения единства измерений.
Управление несоответствующей продукцией (услугами) осуществляется в органах по сертификации и испытательных лабораториях при наличии четких инструкций на каждом рабочем месте о действиях при обнаружении отклонений в ходе процесса сертификации, например, как поступать с образцами изделий, не выдержавшими испытания, иди действовать при обнаружении ошибок в обработке результатов испытаний.
Корректирующие мероприятия проводятся в случае обнаружения отклонений в работе органов по сертификации и испытательных лабораторий во время внутренних аудитов или инспекционного контроля со стороны органа по аккредитации. Они подразумевают приведение в норму всех отмеченных несоответствий по плану, утвержденному руководством органа или лаборатории.
Хранение, транспортирование, упаковка — элемент системы качества, относящийся к деятельности испытательных лабораторий в части обращения с образцами испытываемой продукции. Каждая лаборатория должна иметь рабочие инструкции на эти операции, указывающие правила, порядок и ответственных за их проведение. Для органов по сертификации этот элемент имеет переносное значение и может быть понят как надлежащее оформление и выдача сертификата соответствия.
Регистрация данных о качестве предполагает учет и анализ показателей качества сертификации на основании ведения в органах по сертификации и испытательных лабораториях протоколов испытаний, отчетов об аудитах, сведений о рекламациях, публикаций и других документов. Предусматриваются периодические рассмотрения результатов анализа данных о качестве работы органа или лаборатории всем персоналом.
Внутренний аудит качества включает в себя периодические и документально оформленные проверки системы обеспечения качества с целью установления реальной деятельности в области качества сертификации. Органы сертификации и лаборатории должны иметь планы-графики внутренних аудитов. Как правило, их проведением руководит ответственный за качество. По инициативе руководства могут выполняться также внеплановые проверки. Результаты внутреннего аудита доводятся до сведения руководства, являются основанием для разработки программы корректирующих мероприятий и принимаются во внимание органом по аккредитации при инспекционном контроле.
Подготовка кадров в органах по сертификации и испытательных лабораториях должна охватывать все уровни персонала. Особое внимание следует обратить на подготовку специалистов, привлекаемых со стороны и назначенных на новые должности.
Сервисные услуги выполняются органом по сертификации в виде информационной деятельности. Она предполагает публикацию сведений об обладателях сертификатов, изменениях в структуре органа, о новшествах, в правилах сертификации для производителей и потребителей продукции и услуг. Важной сервисной услугой является ведение реестра сертифицированной продукции, услуг, систем качества или персонала. К сервисным услугам можно отнести проведение инспекционного контроля со стороны органа за сертифицированным объектом.
Статистические методы на основе теории вероятностей и математической статистики должны применяться в органах по сертификации и испытательных лабораториях при анализе всех данных, связанных с качеством сертификации.
Механизм приведения в действие элементов системы качества должен найти отражение в документации органа по сертификации и испытательной лаборатории. Документация по обеспечению качества условно формируется на трех уровнях (рис. 3).
Рис. 3 Документация систем обеспечения качества сертификации
В основании представленной на рисунке пирамиды на первом уровне находятся документы на отдельные операции сертификации, влияющие на качество. Для этого технологический процесс сертификации разбивается на этапы (см. рис. 1.13), а этапы — на операции. Выполнение каждой операции должно быть продумано, документально оформлено в виде рабочей инструкции и опробовано в действии. К рабочим инструкциям первого уровня (иногда их называют внутренними документами) можно отнести:
- методики измерений и испытаний;
- заявочные документы на сертификацию (опрсные листы, бланки заявки, договор и др.);
- формуляры (чек-листы, протоколы испытаний, матрицы распределения ответственности, карточки на экспертов-аудиторов и т.д.);
- программы и методики внутренних аудитов;
- инструкции по техническому обслуживанию и ремонту испытательного оборудования;
- должностные инструкции и другие документы.
На втором уровне документации системы качества находятся общие правила проведения сертификации. Исходными материалами для них являются положения системы сертификации, в рамках которой функционируют орган по сертификации и испытательная лаборатория; законодательные акты, связанные с вопросами безопасности, экологии, охраны труда, финансово-экономической деятельности; нормативные документы в виде ГОСТов, ТУ, РД и т.д. Все это относится к внешним документам. На их основании органы по сертификации и испытательные лаборатории устанавливают, например, правила по отбору образцов на испытания, порядок проведения внутренних аудитов и инспекционного контроля, порядок рассмотрения жалоб, принятие решения о выдаче или отказе в выдаче сертификата, организационную структуру и взаимодействие с другими организациями.
Главным документом, подтверждающим наличие системы обеспечения качества в органе по сертификации или испытательной лаборатории, является «Руководство по качеству». Руководящие указания по разработке * Руководства по качеству» излагаются в международном стандарте ИСО 10013.
«Руководство по качеству базируется на первых двух видах документации и дополняется специфичными материалами, такими как политика б области качества, учет требований заявителей, выполнение законодательных норм. «Руководство по качеству» — документ, имеющий обязательный характер. Оно служит основой признания системы качества в органе по сертификации и испытательной лаборатории заявителями, министерствами и ведомствами, страховыми и банковскими структурами, другими органами я лабораториями, органами по аккредитации.
«Руководство по качеству» представляет собой визитную карточку организации, проводящей сертификацию или испытания.
С этой точки зрения оно должно отражать:
- описание предлагаемых услуг в области сертификации;
- административную и организационную структуру органа и лаборатории;
- политику в области качества;
- изложение механизма реализации положений элементов системы качества;
- выполнение требований аккредитации.
Обязательных требований относительно структуры и формата
«Руководства по качеству» не существует. Однако оно должно четко, полно и репрезентативно отражать политику, целя и возможности организации в области обеспечения качества услуг по сертификации. Примерная структура построения «Руководства по качеству» представлена в табл. 1
Таблица 1 Структура построения «Руководства по качеству»
Элемент структуры | Основные требования к содержанию |
Титульный лист | - Полное наименование организация, на базе которой создан орган по сертификации или испытательная лаборатория. - Юридический статус. - Наименование органа или лаборатории. - Идентификации «Руководства по качеству», т, е. порядковый номер экземпляра. - Номер и дата издания, так как «Руководство по качеству» должно периодически актуализироваться. - Сведения об авторском праве (при необходимости). - ФИО лица, утвердившего «Руководство по качеству», и его подпись. |
Содержание | - Обозначение глав и разделов должно производиться по логичной системе нумерации, удобной для пользователя. |
Общие положения | - Цели и область применения «Руководства по качеству». |
Термины и определения | - Пояснение специальных терминов, встречающихся в «Руководстве по качеству», для облегчения знакомства с ним. |
заявление о политике в области качества | - Цели и задачи органа по сертификации или испытательной лаборатории, для решения которых создается система обеспечения качества. |
Описание органа по сертификации или испытательной лаборатории | - История развития органа по сертификации или испытательной лаборатории. - Данные о руководстве. - Административная и организационная структура. - Область деятельности. |
Описание элементов системы качества | - Изложение основных мероприятий, с помощью которых достигается и гарантируется соответствующее качество услуг в области сертификации. |
Приложение | - Перечень и форма основных рабочих документов, связанных с обеспечением качества. |
«Руководство по качеству» для органа по сертификации и испытательной лаборатории, если они находятся в составе единого сертификационного центра, разрабатывается как общий документ. Если орган и лаборатория работают самостоятельно и соответственно самостоятельно аккредитуются, то они имеют собственные «Руководства по качеству».
Более подробно содержание этого документа рассмотрим на примере «Руководства по качеству» испытательной лаборатории, проводящей аналитические испытания в области пищевых продуктов, косметических изделий, микробиологии и т.п. Эта лаборатория аккредитована в качестве независимой и технически компетентной Госстандартом РФ в 1994 г. и немецкой организацией по аккредитации ВАР в 1995 г. Она является самостоятельной фирмой с негосударственной формой собственности и имеет три филиала.
Данное «Руководство по качеству состоит из введения, глав, приложений, а также специальных глав, в которых указываются дополнительные сведения об основной лаборатории и ее филиалах. Оно, как и практически все «Руководства по качеству», начинается с указаний для пользователя о назначении, построении и порядке работы с данным документом системы обеспечения качества. Эта информация в первую очередь полезна неспециалистам и широкому кругу заказчиков испытаний. Далее в «Руководстве по качеству» сделано заявление о политике в области качества и показаны средства достижения высокого качества испытаний, среди которых выделены:
- ответственность руководства за" обеспечение качества;
- оптимальная структура лаборатории;
- наличие компетентного персонала;
- применение признанных методов и средств испытаний;
- проведение внутренних аудитов обеспечения качества;
- своевременное устранение несоответствий.
В заявлении в той или иной форме должно быть сказано о том, что система обеспечения качества необходима для реализации двух целей:
1) полного удовлетворения клиентов путем достижения высокого качества услуг по испытаниям;
2) сокращения непроизводительных затрат и уменьшения стоимости услуг благодаря действующей системе предотвращения несоответствий в работе и проведения корректирующих мероприятий.
Для удобства работы с «Руководством по качеству» выделяется глава «Термины и определения». В ней дается расшифровка таких понятий, как ответственный за обеспечение качества, сие тема обеспечения качества, образцовые вещества, рабочая инструкция, технический руководитель, управляющий лабораторией (директор) и др.
При пояснении ответственности руководства за обеспечение качества испытаний указывается, что руководство испытательной лаборатории берет на себя всю ответственность за обеспечение качества услуг. Для этого в лаборатории разрабатывается специальная программа действий и назначается ответственный за обеспечение качества.
В «Руководстве по качеству» обычно приводится глава «Структура и организация лаборатории», которая содержит все необходимые данные о фирме, К ним относятся сведения о правовой форме, учредителях, уставном капитале, месторасположении. Здесь же приводятся перечень продукции и видов испытаний, которые осуществляет данная лаборатория. В виде структурной схемы показываются организация лаборатории, списочный состав руководства с распределением обязанностей. Дополнительно к этому перечисляются специфичные для лаборатории задачи по обеспечению качества, и указывается, кто ответственен за качество.
Глава, посвященная аудитам, включает в себя информацию о наличия в испытательной лаборатории системы внутренних аудитов качества предоставляемых услуг. Глава обычно содержит следующие разделы:
- Определение аудита и его назначение.
- Сведения о том, кто планирует аудиты и отвечает за них (как правило, ответственный за качество).
- Перечень и периодичность основных мероприятий при аудитах системы качества.
- Требования к оформлению отчетов по аудиту.
- Сведения о том, какие меры должны применяться по итогам аудитов.
- Требования к управлению аудитами со стороны ответственных лиц лаборатории.
В главе «Персонал» приводится подробное описание требований к работникам в зависимости от занимаемой должности. Учитываются общее и основное специальное образование, дополнительная квалификация, наличие публикаций и выступлений на практических и научных конференциях. Особое внимание уделено требованиям к повышению квалификации, особенно для новых сотрудников и занимающих руководящие посты. В главе приводятся список документов, представляемых персоналом при найме на работу, а также указывается, что каждый сотрудник имеет соглашение с руководством о конфиденциальности информации, получаемой в ходе испытаний продукции заказчика. Руководства многих органов по сертификации и испытательных лабораторий содержат в этой главе еще полный список всех сотрудников с указанием занимаемых ими должностей.
В рассматриваемом нами «Руководстве по качеству» имеется глава «Обеспечение безопасности», в которой указывается на то, что в лаборатории уделено внимание вопросам охраны труда и техники безопасности (путем управления процессами обращения с опасными веществами, периодическим инструктажем персонала, указанием требований к безопасности в должностных инструкциях и др.),
Глава «Измерительное и испытательное оборудование» состоять из следующая разделов;
- Общие правила обращения со средствами измерений, испытаний и контроля в данной лаборатории, в Порядок регистрации и учета оборудования.
- Ведение инвентарного списка оборудования.
- Порядок обращения с рабочими эталонами для калибровки измерительного к аттестации испытательного оборудования (если эти виды работ выполняются в лаборатории).
- Использование оборудования, не принадлежащего лаборатории, для отдельных видов испытаний.
- Порядок обращения с неисправными средствами измерений и испытаний.
- Порядок приобретения нового оборудования.
В «Руководстве по качеству» не приводится подробное описание всех рабочих инструкций по обращению с измерительным и испытательным оборудованием, а лишь указывается, что в лаборатории учтены все необходимые моменты, и делается ссылка на конкретные документы.
Специальная глава, посвященная работе с методиками испытаний, может иметь название «^Методы испытаний и анализа». В ней указываются порядок применения типовых и специализированных методик испытаний, их актуализация. В ней может быть приведен полный перечень методик испытаний, применяемых в лаборатории, или даны ссылки на приложения или нормативные документы.
В главе «Использование статистических методов» говорится о том, что испытательная лаборатория применяет в своей работе статистический анализ показателей качества процесса испытаний с использованием специальных бланков — контрольных карт.
Глава «Договор на испытания» указывает на мероприятия, предусматриваемые в лаборатории при проведении испытаний. При заключении договора с клиентом об испытаниях его продукции лаборатория обязуется произвести выбор необходимого метода испытаний или анализа, определить потребность в расходных материалах и производственных мощностях. В соответствии с договором лаборатория обеспечивает постоянный контроль в ходе процесса испытаний, качественную обработку результатов испытаний, применение межлабораторных сличений в случае необходимости. Весь процесс испытаний документируется по установленным в испытательной лаборатории правилам к может быть проанализирован клиентом.
Глава «Отбор проб» устанавливает правила взятки проб и образцов продукции на испытания. Всем заинтересованным сторонам сообщается, что з лаборатории имеются все необходимые методы и средства, ответственный персонал. Порядок отбора, который представлен в виде отдельной рабочей инструкции, предусматривает правила упаковки, маркировки, транспортирования и хранения проб и образцов.
О наличии такого элемента системы качества, как маркировка (идентификация), в испытательной лаборатории говорится в главе «Управление пробами и химическими реактивами». Она подробно разъясняет способы единой маркировки образцов в испытательной лаборатории, включая имеющиеся филиалы. В идентификационный номер пробы входят данные об испытательном подразделении (филиалах или головной лаборатории), годе отбора и анализа, порядковый номер. Например, 2-98/0001 означает, что проба взята и обработана в подразделении № 2 в 1998 г. и ее порядковый номер 0001, Управление испытываемыми образцами предусматривает порядок их движения по лаборатории от приема заказа до выдачи результатов заявителю, что также отмечается в «Руководстве по качеству».
В главе «Порядок обращения с документацией» отмечается, что в лаборатории назначается ответственный за учет, регистрацию, архивирование, обновление внутренних и внешних нормативных документов, рабочих инструкций, протоколов испытаний и анализа и т.д. Таким образом, указывается на наличие в лаборатории системы управления документацией.
Важное место в «Руководстве по качеству» занимает глава, где приводятся требования к форме и содержанию протокола испытаний. В лаборатории: в обязательном порядке должна быть разработана система проведения корректирующих мероприятий. В специальной главе «Корректирующие мероприятия» отмечается, что в данной испытательной лаборатории проводится устранение несоответствий, выявленных при внутренних и внешних аудитах системы качества, по утвержденным рабочим инструкциям.
Глава «Рассмотрение жалоб» содержит краткое объяснение порядка работы с рекламациями, поступающими от клиентов.
В главе «Субподряды» отмечается, что испытательная лаборатория в случае необходимости может передать часть работ по испытаниям другим организациям, прошедшим аккредитацию в установленном порядке на техническую компетентность и независимость. Данная деятельность согласуется с заказчиков испытаний.
«Руководство по качеству» испытательных лабораторий, работающих с потенциально опасными веществами, может содержать главу «Утилизация отходов». В ней указывается, что химические реактивы и расходные материалы, требующие уничтожения после испытаний, а также образцы проб и продукции после установленного срока хранения утилизируются в соответствии с действующими нормативными документами. Эта деятельность подтверждается рабочими инструкциями и ведением соответствующей документации.
Заключительная глава «Ведение архива документов» представляет порядок обращения с документацией в лаборатории. Приводятся правила хранения, регистрации, пользования и внесения изменений. Для этого назначается специальный сотрудник.
В качестве приложений выделяют:
- профессиональная биография ответственного за качество;
-перечень основных рабочих инструкций в области обеспечения качества;
- образцы формуляров, используемых сотрудниками в ходе испытаний, протокола испытаний, протокола отбора проб, учета химических реактивов, находящихся в лаборатории на хранении.
В специальных главах «Руководства по качеству» приводятся сведения об области деятельности каждого из подразделений испытательной лаборатории, о их структуре, персонале, оборудовании и аккредитации с приложением копии аттестата аккредитации.