Фактура.

Форма.

Форма, созданная и усвоенная Скарлатти, - одна из самых простых. Мы знаем, чего достиг Куперен в узких границах рондо и куплетов. Что касается Скарлатти, то трудно удержаться, чтобы не поверить, будто он преднамеренно свел все архитектурные роскошества к строжайшему минимуму.

Сонаты Скарлатти являются самым достоверным и утонченным отражением испанского музыкального стиля, в них с большой живостью запечатлены дух и ритм испанских танцев и гитарной культуры. Эти сонаты часто имеют строго бинарную форму (ААВВ), но внутреннее ее наполнение весьма разнообразно. Таким образом, сонаты Скарлатти представляют собой одночастную нециклическую композицию, построенную по схеме старосонатной формы.

Старинная соната основана на двух различных и, в особенности, на двух контрастных темах. Такая форма являлась большим прогрессивным завоеванием музыкального искусства на пути воплощения образов реальной жизни. То, что Вивальди смело, но лишь эпизодически осуществил в некоторых концертах, Скарлатти еще смелее перенес в нециклическую форму камерной музыки. Выразительные возможности одночастной сонаты расширились, дыхание жизни овеяло ее; в ней, как на сцене, вдруг явились различные образы, характеры, ситуации. Правда, все это лишь поверхностно мелькало в оживленном движении без широкого развития, без драматизма, тем более - без притязаний на философскую глубину в художественном постижении действительности. И все же положено было начало пути, ведущему от Скарлатти к Моцарту и Бетховену. Новые принципы изложения и развития тематического материала, использованные в рамках старосонатной формы, стали фундаментом сонатной формы зрелого классицизма.

Зрелые сонаты Скарлатти становятся все более и более контрастными, в них возникает несколько тем, различающихся по характеру, фактуре и в тональном отношении (иногда, как и в классической сонате, эти тональные сопоставления подчиняются тонико-доминантовым отношениям).

Для того чтобы оценить значение Скарлатти в формировании сонатного аllеgrо, достаточно познакомиться с такими образцами его сонат, как С-dur'ная.

В этой Сонате есть уже отчетливое членение на три раздела: экспозицию, разработку и репризу. Экспозиция содержит главную и побочную партии, контрастирующие в тональном отношении (типичное для классической сонаты сопоставление: "в экспозиции - тоника - доминанта, в репризе - тоника - тоника). Разработка контрастирует с крайними частями своим драматическим характером. В ней используется материал экспозиции.

Есть у композитора и сонаты-фуги, не уступающие знаменитым фугам его отца и даже более богатые и совершенные по тематическому развитию. К числу полифонических пьес концертного репертуара, исполнявшихся едва ли не всеми виртуозами мира, принадлежит так называемая «Кошачья фуга».

Жанровые истоки.

Редкое многообразие открывается в мире сонат Скарлатти: неиссякаемая фантазия композитора, власть его творческой воли поистине поражает, обаяние художественного темперамента неотразимо. Исключительна в них роль народного искусства Италии, Португалии, Испании.

В сонатах Скарлатти широко применяются танцевальные жанры: менуэт, жига, сицилиана, бурре, реже традиционные аллеманда, куранта, сарабанда. В Испании композитор широко обращался к национальным жанрам хоты, форланы, фанданго, сегидильи, сарданы, паваны, тонадильи, движения и ритмы которых проявляются в его музыке.

Есть у Скарлатти сонаты-каприччо и токкаты, сонаты-пляски. Есть у него и сонаты-элегии, песенные и меланхоличные. Есть остроумные, пикантные бурлески; комическою суетой и миниатюрностью они напоминают сценки какого-нибудь театра из «Дон-Кихота». Есть среди них идиллические пасторали и маленькие драмы, неожиданно возникающие где-нибудь в веселой сутолоке праздника и смываемые потоком звуков, прежде чем вы успеете вслушаться в эти голоса.

По-видимому, Скарлатти с самым живым интересом наблюдал искусство испанских певцов и танцоров (которое примерно сто лет спустя так заинтересовало Михаила Глинку), вслушивался в древние андалусские напевы, в игру цыганских ансамблей, в звучание национальных инструментов - гитар, бандуррий, кастаньет. Притом Скарлатти не копировал и не обрабатывал образцы народно-бытового искусства Испании, а свободно претворял их яркие национальные особенности, порою только в характере ритмов или тембровых эффектов. И всё же роль Доменико Скарлатти в истории испанской музыки так значительна, что может быть темой специального исследования.

Технические принципы.

Часто Скарлатти характеризуют всего лишь как автора не­вероятно трудных в техническом отношении сонат. Это не­справедливо. Его истинная сила - в динамической напряжен­ности, извергающейся в руладах, арпеджированных аккордах, пассажах и каскадах!

Современная техника игры на фортепьяно испытала сильное влияние этих сонат. Некоторые из них показывают смелую работу с гармонией, которая выражается как в использовании диссонанса, так и в неожиданных модуляциях в непараллельные тональности.

Он первым начал широко применять перемену пальцев при повторении нот, скрещивание рук, скачки более чем на октаву и другие технические приемы, явившиеся новыми для того времени. Особенно сильно Скарлатти развил в своих сочинениях технику скачков — «перекрестных», а также в партиях одной руки. Скачки способствуют выявлению энергии, блеска, размаха, свойственных многим сочинениям Скарлатти, свидетельствуют о стремлении композитора вырваться за пределы узких рамок традиционного диапазона клавесинных пьес того времени.

Уникальность клавирного письма Скарлатти связана с богатством фактуры: имеются в виду перекрещивание левой и правой рук, репетиции, трели и прочие типы орнаментики. Сегодня сонаты Доменико считаются одними из самых оригинальных произведений, когда-либо написанных для клавишных инструментов.

Сонаты Скарлатти очень трудны технически. И, кроме того, изобретения, которые Скарлатти в них вложил – это и интересные ритмы, и любопытные созвучия – требуют очень тонкого вкуса от исполнителя.

Сонаты Скарлатти оказали влияние на формирование фортепьянного стиля Ф. Э Баха и Йозефа Гайдна.

Уникальность клавирного письма Скарлатти связана с богатством фактуры. Фактура сонат, изменчивая, то легкая и прозрачная, то массивная, иногда разреженная и хрупкая вследствие «захвата» крайних регистров инструмента, всегда отделана с таким совершенством и изяществом, что сама по себе уже доставляет исполнителю удовольствие.

Фактура скарлаттиевских сонат, по сравнению с современными им произведениями, выделяется своей виртуозностью и во многом пролагает путь развитию фортепианного письма эпохи классицизма конца XVIII—начала XIX столетия. От нее тянутся нити и к творчеству композиторов последующего времени - Мендельсона, Листа, Бартока, Прокофьева. Скарлатти обращался к самым разнообразным видам клавирно-фортепианного изложения - пятипальцевым фигурам; последованиям из разложенных секунд, терций и других интервалов; гаммам, арпеджио, «цепочкам» терций, секст, октав, репетициям. При этом все перечисленные виды фактуры характерны для партий обеих рук и нередко даются в имитационном изложении, что типично для композиторского мышления эпохи барокко.

Очень любопытен метод сочинительства Скарлатти. Он, безусловно, знал полифонию и, когда хотел, мог быть полифонистом. Но он любил - и это отличало его от других — бросить голос и в какой-то момент расщепить его наподобие вилки, что создает иллюзию вступления второго голоса. Вскоре расщепленный голос вновь сводится в единую линию. В иных случаях Скарлатти декларирует тему в одном голосе, а ответ поручает другому. Мы ждем разработки фуги, а Скарлатти вместо этого заканчивает голос скачком и возобновляет первоначальную тему. Это ложная, неуловимая полифония, вся сила которой — в ее продуманности, она полна одновременно и учености, и без­заботной легкости.

К числу полифонических пьес концертного репертуара, исполнявшихся едва ли не всеми виртуозами мира, принадлежит так называемая «Кошачья фуга». Темой ее как будто послужили звуки, возникшие оттого, что кошка прошлась по клавишам.