Сегодня в качестве средств автоматизации используются современные компьютерные системы и телекоммуникационные сети.

Вопрос №1. Понятие автоматизации библиотек

По учебнику Сысоева, вопросы после тем в билетах

1) Педагогика в системе наук о человеке (тема 1)

2) Образование как многоаспектный феномен ( тема 4)

3) Сущность процесса обучения (тема5)

4) Законы, закономерности, принципы обучения (тема6)

5) Содержание образования (тема 7)

6) Методы и средства обучения (тема 8)

7) Формы обучения. Понятие форм. Контрольная по уроку.(тема 9)

8) Теория воспитания. Сущность воспитания. (тема 12)

9) Закономерности и принципы воспитания(тема 13)

10) Содержание воспитательного процесса (тема 14)

11) Методы воспитания (тема 15)

12) Средства и формы воспитания (тема 16)

 

Плюс контрольная работа (готова должна быть в первый день экзамена).

 

 

Однозначной трактовки понятия «автоматизация» не существует. Обычно под ним понимают:

· использование средств автоматизации для управления определенными процессами или для выполнения определенных функций;

· замена ручного труда или механических устройств в том или ином технологическом процессе средствами автоматизации;

· комплекс мероприятий, направленных на повышение производительности труда человека путем замены рутинных ручных операций средствами автоматизации.

Часто синонимами понятия «автоматизация библиотек» рассматривают такие понятия как «компьютеризация библиотек», «информатизация библиотек», «внедрение информационных технологий», «автоматизация библиотечно-библиографических процессов» и др., хотя некоторые специалисты отмечают и имеющиеся, на их взгляд, различия. Так с «компьютеризацией библиотек» связывают установку компьютерной техники на рабочих местах работников библиотеки и читателей, что позволяет постепенно освободить сотрудников библиотеки от рутинных ручных операций (например, заполнение каталожных карточек вручную или их печать на пишущей машинке), а для читателей библиотеки более комфортные условия библиотечно-информационного обслуживания. «Автоматизация библиотек» предполагает помимо применения компьютерной техники использование машинных алгоритмов сбора, обработки, хранения и передачи информации. «Информатизация библиотек» рассматривается в более широком контексте, включающем помимо автоматизации процессы создания конечных электронных информационных ресурсов, таких как электронные каталоги, библиографические и фактографические базы данных, полнотекстовые электронные библиотеки. В широком смысле под «информатизацией» понимают комплекс мероприятий по внедрению в любой вид человеческой деятельности информационных технологий, базирующихся на применении компьютерной техники и телекоммуникационных сетей.

Л.И.Алешин (Московский университет культуры и искусств) считает, что более правильным было бы использовать вместо термина «автоматизация библиотек» термин «автоматизация библиотечно-библиографических процессов», чтобы не создалось неверное представление, что речь идет о создании библиотек-автоматов.

В «Законе об информатизации», принятом в Республике Беларусь в 1995г., информатизация трактуется как «организационный, социально-экономический и научно-технический процесс обеспечения органов государственной власти, юридических и физических лиц сведениями о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах на базе информационных систем и сетей, которые осуществляют формирование и обработку информационных ресурсов и выдачу пользователям информации в виде документов».

Целью автоматизации библиотек является повышение продуктивности и эффективности функционирования библиотечно-информационных учреждений, работа библиотечных кадров по улучшению качества создаваемых собственных информационных продуктов и услуг и обеспечение доступа к мировым информационным ресурсам, улучшение сервиса и повышение оперативности обслуживания пользователей с помощью современных информационных технологий.

Задачами библиотечной автоматизации являются:

· ликвидация рутинных библиотечных процессов;

· реализация принципа одноразовой обработки информации и ее многоразового и многоаспектного использования;

· повышение качества и комфортности обслуживания читателей в библиотеке и за ее пределами;

· обеспечение оперативного (интерактивного в масштабе реального времени) свободного (корпоративного) доступа к национальным и мировым информационным ресурсам.

С точки зрения масштабности автоматизации она может быть трех видов:

1) комплексная (максимальная), свойственна большим и очень большим библиотекам, обеспечивает доступ к внешним информационным ресурсам;

2) частичная (применяется в средних библиотеках, ею охвачены основные библиотечно-информационные направления деятельности библиотеки – учет и обработка фонда, обслуживание читателей и т.п.);

3) минимальная (применяется в небольших библиотеках, основным ее содержанием является предоставление доступа к внешним информационным ресурсам).

Если раньше автоматизация начиналась, как правило, с формирования базы данных (электронного каталога), то в последнее время в основном с подключения к глобальной сети Интернет и внешним базам данных.

Конечным результатом автоматизации информационно-библиотечных процессов является автоматизированная библиотечно-информационная система (АБИС).

Таким образом, под автоматизацией будем понимать комплекс мероприятий по созданию (внедрению) в работу АБИС определенного масштаба и назначения.


Достоинства и недостатки процесса автоматизации

 

Достоинства Недостатки
1. Оперативность обслуживания пользователей 1. Дороговизна
2. Доступ к внешним информационным ресурсам 2. Труднопрогнозируемый экономический эффект
3. Возможность информационного взаимодействия 3. Возможное сокращение рабочих мест
4. Ликвидация рутинных операций 4. Угроза здоровью при несоблюдении требований техники безопасности
5. Одноразовая обработка информации и ее многократное и многоаспектное использование 5. Опасность вирусного заражения системы
6. Повышение производительности труда 6. Угроза стать придатком машины
7. Привлечение новых категорий пользователей 7. Требуется более высокая степенб информационной культуры пользователя
8. Новое качество обслуживания