Экскурсионные фирмы на рынке туристских услуг

План

1. Экскурсионные фирмы на рынке туристских услуг.

2. Роль и особенности менеджмента в сфере экскурсионной деятельности.

3. Деятельность менеджера и его задачи. Профессиональные требования к менеджеру.

4. Цели и задачи экскурсионного менеджмента.

5. Организационная структура экскурсионной фирмы.

6. Разработка экскурсионных услуг.

7. Функция контроля в экономическом механизме экскурсионного менеджмента.

8. Оценка эффективности экскурсионного менеджмента.

В основе успеха работы любого предприятия лежит правильная организация управления, или менеджмент. В зависимости от характера операций и специализации экскурсионной фирмы (или экскурсионного отдела в туристско-экскурсионной фирме) ее управленческая структура принимает соответствующие формы.

Нa рынке туристских услуг функционируют 4 вида организации (субъектов рынка):

производящие собственную продукцию (экскурсионные организации);

посреднические (при организации туров с фирмами-партнерами);

поставщики (музеи, точки питания, транспортные хозяйства);

торговые (турагенства, бюро реализации продукта и услуг)

Организации, занимающиеся созданием и предоставлением экскурсионных услуг, называются экскурсионными фирмами.

Существуют и самостоятельные экскурсионные фирмы, деятельность которых направлена на создание и проведение экскурсий, а также на предоставление других туристско-экскурсионных услуг. Направленность деятельности туристско-экскурсионного учреждения определяется характером туризма, который бывает:

внутренним активным (прием и обслуживание российских туристов и экскурсантов, а также местного населения);

въездным активным (прием и обслуживание иностранных туристов и экскурсантов);

внутренним пассивным (отправка экскурсантов на обслуживание в другие туристско-экскурсионные фирмы);

выездным пассивным (отправка экскурсантов на обслуживание за пределы Российской Федерации).

В деятельности туристско-экскурсионных фирм наблюдаются существенные различия, которые обусловливаются их специализацией, объемом и характером операций, отношением к потребителям и исполнителям услуг.

Для принимающих фирм характерна связь с организациями туристской индустрии, которые являются исполнителями услуг для приезжающих туристов и экскурсантов (музеи, транспортные компании, точки питания и др.), и с турфирмами - поставщиками туристов и экскурсантов.

Основная цель направляющих фирм - привлечение местного населения для экскурсионного обслуживания на выездных (загородных) маршрутах и хорошие связи с туристско-экскурсионными фирмами-партнерами или другими специализированными предприятиями (музеями, театрально-зрелищными учреждениями и т. д.), обеспечивающими исполнение услуг.

Экскурсионная деятельность - это деятельность по организации ознакомления туристов и экскурсантов с экскурсионными объектами без предоставления услуг размещения (ночлега). Организованная экскурсионная деятельность должна осуществляться квалифицированными работниками, знающими требования, предъявляемые к технологии создания экскурсионных услуг и обслуживания экскурсантов, и затрагивать самые широкие слои населения.

Туроператор планирует и создает маршрут, программу и пакет услуг городских и загородных экскурсионных туров для экскурсантов на групповой или индивидуальной основе.

Продукция туроператоров, а также услуги отдельно взятых производителей экскурсионных услуг (например, музеев, театров и т. д.) находят сбыт через турагентов или турагентские отделы (отделы реализации продукции, продаж).

Среди экскурсионных фирм может наблюдаться определенная ориентация на тот или иной рыночный сегмент (экскурсии для школьников с целью расширения познаний по определенным вопросам школьной программы; цикл экскурсий на английском языке и т. д.).