Экскурсионные фирмы на рынке туристских услуг
План
1. Экскурсионные фирмы на рынке туристских услуг.
2. Роль и особенности менеджмента в сфере экскурсионной деятельности.
3. Деятельность менеджера и его задачи. Профессиональные требования к менеджеру.
4. Цели и задачи экскурсионного менеджмента.
5. Организационная структура экскурсионной фирмы.
6. Разработка экскурсионных услуг.
7. Функция контроля в экономическом механизме экскурсионного менеджмента.
8. Оценка эффективности экскурсионного менеджмента.
В основе успеха работы любого предприятия лежит правильная организация управления, или менеджмент. В зависимости от характера операций и специализации экскурсионной фирмы (или экскурсионного отдела в туристско-экскурсионной фирме) ее управленческая структура принимает соответствующие формы.
Нa рынке туристских услуг функционируют 4 вида организации (субъектов рынка):
производящие собственную продукцию (экскурсионные организации);
посреднические (при организации туров с фирмами-партнерами);
поставщики (музеи, точки питания, транспортные хозяйства);
торговые (турагенства, бюро реализации продукта и услуг)
Организации, занимающиеся созданием и предоставлением экскурсионных услуг, называются экскурсионными фирмами.
Существуют и самостоятельные экскурсионные фирмы, деятельность которых направлена на создание и проведение экскурсий, а также на предоставление других туристско-экскурсионных услуг. Направленность деятельности туристско-экскурсионного учреждения определяется характером туризма, который бывает:
внутренним активным (прием и обслуживание российских туристов и экскурсантов, а также местного населения);
въездным активным (прием и обслуживание иностранных туристов и экскурсантов);
внутренним пассивным (отправка экскурсантов на обслуживание в другие туристско-экскурсионные фирмы);
выездным пассивным (отправка экскурсантов на обслуживание за пределы Российской Федерации).
В деятельности туристско-экскурсионных фирм наблюдаются существенные различия, которые обусловливаются их специализацией, объемом и характером операций, отношением к потребителям и исполнителям услуг.
Для принимающих фирм характерна связь с организациями туристской индустрии, которые являются исполнителями услуг для приезжающих туристов и экскурсантов (музеи, транспортные компании, точки питания и др.), и с турфирмами - поставщиками туристов и экскурсантов.
Основная цель направляющих фирм - привлечение местного населения для экскурсионного обслуживания на выездных (загородных) маршрутах и хорошие связи с туристско-экскурсионными фирмами-партнерами или другими специализированными предприятиями (музеями, театрально-зрелищными учреждениями и т. д.), обеспечивающими исполнение услуг.
Экскурсионная деятельность - это деятельность по организации ознакомления туристов и экскурсантов с экскурсионными объектами без предоставления услуг размещения (ночлега). Организованная экскурсионная деятельность должна осуществляться квалифицированными работниками, знающими требования, предъявляемые к технологии создания экскурсионных услуг и обслуживания экскурсантов, и затрагивать самые широкие слои населения.
Туроператор планирует и создает маршрут, программу и пакет услуг городских и загородных экскурсионных туров для экскурсантов на групповой или индивидуальной основе.
Продукция туроператоров, а также услуги отдельно взятых производителей экскурсионных услуг (например, музеев, театров и т. д.) находят сбыт через турагентов или турагентские отделы (отделы реализации продукции, продаж).
Среди экскурсионных фирм может наблюдаться определенная ориентация на тот или иной рыночный сегмент (экскурсии для школьников с целью расширения познаний по определенным вопросам школьной программы; цикл экскурсий на английском языке и т. д.).