Имя прилагательное.

Дайте оценку употреблению вариантов падежных окончаний имен существительных; исправьте ошибки.

Образуйте формы именительного падежа множественного числа.

Образуйте форму родительного падежа множественного числа.

Башкиры – башкир; болгары, казахи, сапоги, ремешки, амперы, апельсины, турки, узбеки, чукчи, гольфы, микроны, гектары, помидоры, буряты, киргизы, валенки, носки, вольты, баклажаны, татары, таджики, ботинки, герцы, килограммы, томаты.

Офицер – офицеры; бухгалтер, выбор, договор, директор, паспорт, профессор, автор, конструктор, торт, повар, сорт, сторож, якорь, инженер, ректор, слесарь, шофер, отпуск, инспектор.

К разряду грамматических ошибок относятся такие, как употребление слов в одной падежной форме.

Употребление однотипных падежных форм при имени существительном принято называть «нанизыванием падежей». Чаще всего в текстах документов используется последовательное подчинение слов в родительном падеже, реже – в творительном, например:

«Предлагаем Вам варианты решений реконструкции (род. п.) систем отопления, вентиляции и санитарно-технических установок (род. п.) жилых и административных зданий (род. п.)».

Широкое использование таких конструкций, видимо, объясняется тем, что в деловой речи при сравнительно больших размерах предложений, в сравнении с другими стилями, исключение предлогов позволяет сделать структуру предложения более прозрачной и легче воспринимаемой.

В деловой речи для выражения действия чрезвычайно активно используются следующие конструкции с отглагольными существительными, например:

«оказать содействие», а не «посодействовать»

«оказать помощь», а не «помочь»

«произвести уборку», а не «убрать»

«произвести учет», а не «учесть»

«оказать поддержку», а не «поддержать»

«произвести ремонт», а не «отремонтировать».

Определите род несклоняемых существительных, согласуя с ними определения(за справками обращайтесь к словарям)

41. Согласуйте в роде и числе определения с существительными:


Вульгарн…арго

рискован… антраша,

звучащ… банджо

выдержан… бри

опасн… динго

красив… драпри

ярк… индиго

юн… кабальеро

больш… гну

забавн… гризли

крошечн…колибри

бескрыл… киви-киви

остроумн… конферансье

маленьк… кули

прохладн… мацони

уважаем… кюре

сочн… манго

молод… марабу

сед… маэстро

прекрасн… пери

стар… рантье

заброшен… ранчо

матов… габбро

справедлив… рефери

маленьк… цеце

увлекательн… шоу

установлен… эмбарго.


 

 

1. Многие мои знакомые провели свои отпуска в круизах по новым маршрутам.

2. Для яслей-сада надо установить на прогулочном участке прожектора.

3. Многочисленные прожекторы ярко освещают площади и улицы праздничной Москвы.

4. На совещание прибыли многие инженеры, директоры.

5. В обсуждении проблемы приняли участие директора.

6. Разные цехи специализируются на изготовлении вкусного прохладного лакомства.

7. Для выступления перед рабочими артисты пошли в цеха депо.

8. В этом же здании обучаются будующие повары.

9. Посмотрите на снимок! Сколько весит, по-вашему, эта щучище? Всего 14 килограммов!

10. Мы готовы заключить долгосрочные договоры.

11. Сад занимает свыше ста гектар.

12. А каков результат небрежности?- Поезд сошел с рельс.

43.От данных прилагательных в полной форме образуйте краткую форму:


Родственный –

Свойственный –

Неприкосновенный –

Величественный –

Искренний –

Двусмысленный –

Искусственный –

Откровенный –

Легкомысленный –

Ответственный –

Обыкновенный –

Тождественный –


44.Вставьте пропущенные буквы:

    1. Приход врача к заболевшему ребёнку был весьма своевремен…
    2. Молодой человек был хорошо воспитан, безукоризн… в своих манерах.
    3. Голос его был спокоен, взгляд смел, вид безбояз…
    4. Мальчик в раннем детстве был слаб здоровьем и болезн…
    5. Метод исследования правилен и соответств… сложности самой проблемы.
    6. Вначале казалось, что темп увертюры слишком медл…
    7. Памятник старины должен быть неприкоснове…

 

45. Исправьте предложения, обратив внимание на употребление полной и краткой формы имён прилагательных:

  1. Ученик был способный к математике.
  2. Стихи были удачные и по содержанию, и по форме.
  3. Комната низкая для такой мебели.
  4. Небо сегодня голубое и полно удивительной прозрачности.
  5. Сюжет рассказа во многом интересный.
  6. Жизненный путь героя тяжёл и трагичный.
  7. Предложенные поправки и дополнения были существенные.
  8. Его характер твёрд и несгибаемый в любых обстоятельствах.

 

46. Образуйте имена прилагательные с суффиксами –Н-, -АН-(-ЯН-), -ИН-, -ЕНН-, -ОНН- от приводимых слов.

Болезнь, бритва, воробей, голубь, гусь, дерзновение, дерево, единство, имя, клятва, комиссия, листва, масло, мгновение, мужество, окно, оппозиция, пламя, производство, реакция, родство, семя, сессия, сокол, соловей, стекло, телефон, традиция, утка, утро, хозяйство, шерсть, ястреб, конопля.

47. Вставьте пропущенные буквы:

Стар…ная гравюра, бедств…ное пол..жение, традиции…ные встречи, кож..ная обувь, кожев…ные товары, гум…ное отношение, подл…ный гум…низм, лебед…ная песнь, рум…ные щёки, стекл…ная посуда, песч…ная почва, св…ные котлеты, серебр…ный голос, сенсаци…ные новости, агитаци…ная работа, маш…ный перевод, гус…ное перо, плам…ная речь, багр…ные флаги, юн…й спортсмен, олов…ная ручка, муравь…ная кислота, солом…ный матрац, естеств…ные науки, болезн…ное самолюбие.