XIX.Прогнозирование и планирование развития непроизводственной сферы.

1.Особенности прогнозирования и планирования развития отраслей сферы обслуживания.

 

Социальная инфраструктура представляет собой многоотраслевой комплекс, действующий в интересах повышения благосостояния членов общества. Она включается в единую структуру экономики и подчиняется общим закономерностям развития страны. Социальная инфраструктура охватывает систему подготовки и переподготовки кадров; розничную торговлю и общественное питание; бытовое обслуживание населения и ЖКХ; культуру и искусство; здравоохранение, физическую культуру и спорт; охрану окружающей среды.

Деятельность отраслей социальной инфраструктуры направлена на последовательное обеспечение развития обслуживания населения, повышение его образовательного и культурного уровня, улучшение медицинской помощи, оздоровительной и другой работы, сокращение затрат времени в домашнем хозяйстве.

Отрасли социальной инфраструктуры в зависимости от характера удовлетворения потребностей принято делить на две группы: 1 группа представляет те отрасли, деятельность которых нацелена на удовлетворение социально-культурных, духовных, интеллектуальных запросов человека, поддержание его нормальной жизнедеятельности (здравоохранение, образование, культура, искусство, физическая культура и спорт).

2 группа охватывает отрасли, предназначенные для завершения процесса создания материальных благ и их доведения до потребителя (розничная торговля, общественное питание, ЖКХ, бытовое обслуживание).

Социальная инфраструктура предоставляет гражданам продукт своей деятельности – услуги. Это предмет потребления, не имеющий вещной формы. Его нельзя накапливать, т.к. процесс производства и потребления в сфере услуг совпадает по времени. Стоимость социальных услуг входит в фонд личного потребления. Эта сфера деятельности обеспечивает социальную поддержку и оказание различного рода социальных услуг, проведение социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Развитие социальной инфраструктуры зависит от многочисленных факторов. Важнейшими среди них являются: направленность развития экономики, состояние государственных финансов, уровень жизни населения, величина накопленного национального богатства и духовного потенциала общества. На социальную сферу регионов влияют национальные традиции населения, структура хозяйства, климатические особенности, плотность населения, распределение его между городом и деревней. Состояние экономики страны является фактором, определяющим развитие сферы услуг. Объёмы платных услуг сдерживаются ограниченной платежеспособностью населения, которая зависит от размеров и регулярности выплат зарплаты, пенсий, других социальных выплат. В условиях спада экономики, финансового краха предприятий и даже отдельных отраслей производства вероятность быстрого увеличения спроса на платные услуги населением исключаются.

Государство выполняет социальные функции через органы законодательной и исполнительной власти. К государственным органам исполнительной власти относят Минздрав, Министерство культуры, Министерство образования, Министерство труда и социальной защиты и ряд других. Каждое из названных ведомств имеет свои подразделения в регионах.

Работа предприятий, учреждений и организаций социальной инфраструктуры должна отвечать определённым требованиям, соответствовать установленным стандартам и правилам. При этом руководствуются следующими принципами:

1. обеспечение доступности услуг всем потребителям, равенства возможности получения услуг отдельным гражданам и коллективам, лицам разных этнических, национальных, социальных групп;

2. учёт особенностей спроса населения на отдельные виды услуг, разумное сочетание платных и бесплатных услуг, дифференцированный подход к потребителям при оказании платных услуг;

3. обеспечение комплексного обслуживания населения;

эффективное использование всех видов ресурсов, предоставленных в

Одним из действенных методов воздействия на социальные процессы в стране является использование финансово-кредитных рычагов. Многие отрасли социальной инфраструктуры или находятся на полном бюджетном финансировании, или нуждаются в финансовой поддержке со стороны государства.

В расходной части бюджета предусматриваются статьи, за счёт которых финансируются здравоохранение, просвещение, культура, физическая культура, т.е. так называемые бюджетные отрасли. Соответственно в бюджетах регионов также выделяются средства на аналогичные цели. Другие отрасли социальной инфраструктуры – жилищное, коммунальное хозяйство, туризм, отдых населения - оказывают платные услуги и за счёт этого покрывают часть своих расходов. Однако и они не могут обходиться без финансовой поддержки государства.

Государство регулирует процессы коммерциализации деятельности предприятий социальной сферы. В одних отраслях платные услуги доминируют (бытовое обслуживание, ЖКХ, искусство), в других – оплата услуг допускается, но в ограниченных пределах (здравоохранение, подготовка кадров, физическая культура), в третьих – такое практикуется в исключительных случаях (культура, школьное образование). Органы власти фактически определяют масштабы оказываемых услуг, выделяя финансовые ресурсы на содержание отраслей, где коммерческая деятельность находится под контролем государства. Приватизация этих отраслей ограничена. Государство покрывает все расходы по оплате труда работников, материальному обеспечению деятельности предприятий, содержанию и ремонту основных фондов, капитальному строительству. Таким образом, обеспечивается социальная защита населения и реализация конституционных гарантий граждан.

Важным методом управления социальными процессами является разработка и реализация целевых программ.

Основой развитой социальной инфраструктуры является система социальных гарантий, которыми пользуются все члены общества: как работающие, так и неработающие. Социальные гарантии для работающей части населения создают благоприятные и разнообразные условия для трудовой и деловой деятельности и активности. Первостепенное значение имеет нормальное функционирование рынка труда, политика доходов, особенно применительно к занятым в сфере бюджетного финансирования. Хотя основным видом социального обеспечения нетрудоспособных являются денежные выплаты (пенсии, пособия), они не в меньшей мере нуждаются и в других средствах социальной защиты (здравоохранение, жильё). Социальные гарантии должны быть достаточными по объёмам, обеспечены материальными и финансовыми ресурсами, иметь адресность, учитывать территориальные и национальные особенности.

Шагом на пути к реализации социальных гарантий является формирование на единой правовой базе и общих методических принципах системы государственных минимальных социальных стандартов. Государственные стандарты устанавливают основные требования к объёмам и качеству социальных услуг, порядку и условиям их оказания. Все виды и формы социального обслуживания должны соответствовать государственным стандартам, они обязательны для социальных служб независимо от форм собственности на всей территории страны.

В систему государственных минимальных социальных стандартов в РБ включаются государственные минимальные стандарты в области:

ü оплаты труда;

ü пенсионного обеспечения;

ü образования;

ü здравоохранения;

ü культуры;

ü жилищно-коммунального обслуживания;

ü социальной поддержки и социального обслуживания.

Государственные минимальные социальные стандарты применяются для формирования и исполнения статей республиканского местных бюджетов, а также государственных внебюджетных страховых фондов.

Образование и культура в социальном развитии общества имеют тесную взаимосвязь. Благодаря деятельности учреждений данных сфер создаётся интеллектуальный потенциал страны. Образовательные учреждения формируют трудовые ресурсы всех видов профессий, специальностей, уровней подготовки. Учреждения культуры, искусства развивают, обогащают духовные и нравственные качества человека.

Основной целью прогноза развития образования является удовлетворение потребности граждан в образовании, гармоничное развитие личности и творческих способностей человека, повышение интеллектуального и культурного потенциала страны на основе создания национальной системы образования РБ.

Прогноз по образованию состоит из показателей по развитию сети дошкольных учреждений, общеобразовательных школ и групп с продлённым днём, школ-интернатов, а также показателей распределения выпускников по различным каналам получения полного среднего и профессионального образования.

Особая значимость среднего и высшего профессионального (специального) образования определяется тем, что оно непосредственно формирует работников конкретных профессий, специальностей. Разработка образовательного прогноза призвана предотвратить диспропорции в обеспечении потребностей в специалистах соответствующих профессий и специальностей, чтобы на рынке труда каждое предприятие, организация всегда могла удовлетворить свои потребности в кадрах. Поэтому основной показатель этого раздела прогноза – потребность отраслей экономики в специалистах с высшим и средним образованием. Величина его рассчитывается нормативно-факторным методом.

На основе прогнозируемой потребности в специалистах рассчитываются другие показатели функционирования высших и средних учебных заведений: численность или контингент учащихся (студентов), приём на 1-ые курсы, выпуск специалистов.

При разработке прогноза важно исходить из необходимой пропорциональности развития образования по различным направлениям: между объёмами подготовки специалистов с высшим и средним образованием, между специалистами различного профиля, между различными формами обучения – дневной, вечерней, заочной. В условиях формирования рыночных отношений возникает значимость пропорций между масштабами платного и бесплатного обучения, государственного и частного. Развитие платного обучения, частного предпринимательства в сфере высшего и среднего специального образования направлено на повышение заинтересованности учащихся, преподавательского состава в достижении высокого уровня качества образования.

Основными задачами прогноза развития отраслей культуры являются полное удовлетворение потребностей населения в культурно-просветительских учреждениях, зрелищных предприятиях и учреждениях искусства, всех видах печатной продукции. В прогнозах предусматривают размещение учреждений культуры с тем, чтобы устранить разрыв в условиях обеспеченности и обслуживания этими учреждениями по областям и отдельным районам, а также городского и сельского населения. Исходными данными при разработке прогнозов развития сети учреждений культуры являются: обеспеченность населения культурно-просветительскими учреждениями, рост числа городов, состояние материальной базы учреждений культуры и степень их использования.

Разработка прогноза развития культуры осуществляется по группам, близким по характеру деятельности учреждений: театры, кинотеатры, библиотеки.

Наиболее значимые факторы, влияющие на количество учреждений культуры, следующие: - численность населения страны; - характер расселения по территории; - количество сельских населённых пунктов; - количество городов различной численности; - состав, структура населения регионов по различным признакам – возрастному, профессиональному, социальному. Для каждой группы учреждений используются соответствующие нормативы обеспеченности населения услугами. Сопоставление прогнозных показателей объёма услуг и фактических показателей допрогнозного периода с нормативами позволяет определить уровень удовлетворения потребностей населения в услугах учреждений культуры, его динамику.

Здравоохранительный комплекс представляет собой совокупность учреждений, организаций, занятых восстановлением, укреплением, профилактикой здоровья человека. В его составе выделяют три подкомплекса: лечебно-профилактический, санаторно-курортный, аптечные учреждения

Медицинские учреждения выполняют две функции:

1) экономическую – содержание которой состоит в том, что в результате деятельности медицинских учреждений восстанавливается трудоспособность работников и таким образом эти учреждения участвуют в воспроизводстве трудовых ресурсов, влияют на повышение производительности труда;

2) социальную - содержание которой состоит в том, что проявляется участие медицинских учреждений в формировании здоровья человека, увеличении продолжительности его жизни.

Задача прогнозирования развития здравоохранения – полное удовлетворение потребностей населения в высококвалифицированной специализированной больничной и амбулаторно-поликлинической помощи, обеспечение лекарственными средствами, удовлетворение потребности в учреждениях отдыха.

При прогнозировании развития сети учреждений здравоохранения учитывают уровень и структуру заболеваемости населения, его возрастной и половой состав, характер расселения, существующую сеть лечебно-профилактических учреждений, их мощность, удаленности друг от друга и от населённых пунктов, состояние дорог и другие факторы.

В прогнозе развития здравоохранения базовой является потребность населения в медицинских услугах различного вида. На основании этого показателя рассчитываются другие показатели прогноза. Прогнозная потребность населения в медицинских услугах определяется нормативно-факторным методом.

Показатели годовых и пятилетних прогнозов социально-экономического развития по разделу «Здравоохранение» включают:

ü число больничных коек (с их выделением в городах и сельской местности, а также количество больничных коек для больных туберкулёзом, для психически и наркологически больных);

ü мощность амбулаторно-поликлинических учреждений;

ü количество врачебных должностей (включая должности зубных врачей);

ü количество аптек, в т.ч. в сельских районах;

ü число коек в санаториях (всех типов);

ü число мест в домах отдыха (кроме однодневных),

ü число мест в домах-интернатах для престарелых и инвалидов, в т.ч. детей.

Согласно нормативу, показатель среднего использования койки в году в больницах, расположенных в городах и посёлках городского типа, должен составлять 340 дней, в больницах сельской местности – 310 дней.

При определении перспектив развития здравоохранения используют также среднереспубликанские нормативы на 10 тыс. городского и сельского населения:

. по стационарной помощи – 145 больничных коек;

. по амбулаторно-поликлинической помощи – мощность учреждения – 260 посещений в смену;

. по врачебным кадрам – 50 врачей;

. по средним медицинским кадрам – 160 работников.

При прогнозировании аптечной сети учитывают радиус доступности и норматив обеспечения населения аптеками. Согласно нормативам, в городах и посёлках городского типа с числом жителей:

от 10 до 50 тыс. открывается одна аптека на 8 тыс. жителей;

от 50 до 100 тыс. – на 10 тыс. жителей;

от 100 до 500 тыс. – на 12 тыс. жителей;

в городах с числом жителей от 500 тыс. до 1 млн. – на 13 тыс. жителей;

свыше 1 млн. – на 15 тыс. жителей;

в сельских населённых пунктах – одна аптека на 4-5 тыс. жителей.

В состав ЖКХ входят строительные и ремонтные организации, связанные с эксплуатацией жилищного фонда, и предприятия, оказывающие услуги: санитарно-технические (водопровод, канализация, уборка и вывоз мусора, снега, уход за зелёными насаждениями); энергетические (электростанции, электросети, котельные, газовые хозяйства, тепловые сети); транспортные (метрополитен, автобусные и трамвайно-троллейбусные парки); дорожные (дорожно-мостовое хозяйство).

Для прогнозирования показателей развития жилищной сферы в качестве входной информации используются данные статистической отчётности, результаты демографического прогноза, прогнозы выбытия жилищного фонда, изменения сметной стоимости 1-ого м2 общей площади, общего объёма инвестиций или ВВП.

При прогнозировании развития жилищной сферы на долгосрочную перспективу предпочтительным является целевой (нормативный) подход, при средне- и краткосрочном прогнозировании – инерционный (исследовательский).

Все показатели прогноза развития должны быть взаимоувязаны, не противоречить друг другу и соответствовать имеющимся материальным и финансовым ресурсам. При определении возможных объёмов инвестиций в жилищное строительство обеспечивается взаимоувязка с общими объёмами инвестиций и ВВП.

Основой прогнозирования развития ЖКХ населённых пунктов служат данные об уровне обеспеченности населения услугами ЖКХ и потребности в них на перспективу, что предопределяет объёмы наращивания и развития мощностей объектов ЖКХ по соответствующим отраслям.

Уровень благоустройства жилищного фонда измеряется соотношением площади, оборудованной водопроводом, канализацией, центральным отоплением, горячим водоснабжением, газом, напольными электроплитами, ванными, душем, ко всей площади жилищного фонда. Данные показатели рассчитываются для городской и сельской местности.

Прежде всего благоустраивается новое жилищное строительство, а также работы по пере(до)оборудованию и подключению к сетям существующего жилищного фонда, не подлежащего сносу в ближайшем будущем.

Расширение и благоустройство жилищного фонда тесно связано с развитием коммунального хозяйства. В прогнозировании развития данной сферы используется система показателей в натуральном и денежном выражении, разрабатываемых по видам услуг. Основной показатель для всех видов предприятий коммунального хозяйства – объём реализации продукции или услуг в натуральном или денежном выражении. Также используются частные показатели.

1.Водопроводная сеть.

2.Канализационная.

3.Теплоэнергетическое.

4.Прогнозирование развития газового хозяйства осуществляется в тесной увязке с прогнозами развития отраслей ЖКХ и других предприятий, использующих газ.

5.Показатели работы городского пассажирского транспорта.

Степень достоверности прогнозов в определяющей мере зависит от объективности используемой при их разработке информации, что предъявляет высокие требования к составу информационной базы.

Наряду с коммунальными услугами важным компонентом уровня жизни являются и бытовые услуги, оказываемые населению. В состав бытовых услуг входят следующие их виды:

. ремонт и индивидуальный пошив обуви и одежды;

. индивидуальный пошив и вязка трикотажных изделий;

. ремонт радиотелевизионной аппаратуры, бытовых машин и приборов;

. изготовление металлоизделий;

. ремонт и техническое обслуживание транспортных средств;

. ремонт и изготовление мебели;

. химическая чистка и крашение;

. ремонт и строительство жилищ;

. услуги фотографий, бань, парикмахерских, прачечных, пунктов проката;

. транспортные услуги;

. ритуальные услуги.

В прогнозировании развития сферы бытового обслуживания населения используются показатели: объём реализации бытовых услуг в стоимостном выражении в целом и на душу населения; объём важнейших видов бытовых услуг в натуральном выражении; ввод в действие основных фондов и производственных мощностей по видам объектов за счёт всех источников финансирования; общее количество предприятий сферы быта с выделением основных их видов.

Объем реализации бытовых услуг – основной показатель деятельности предприятий сферы быта. Он рассчитывается в регулируемых или свободных ценах (в зависимости от формы собственности), включая НДС. В объём реализации бытовых услуг включается стоимость выполненных работ и услуг по индивидуальным заказам населения и для организаций и учреждений.

Прогнозирование реализации бытовых услуг основывается на расчётах потребности населения в бытовых услугах, которая зависит от множества факторов. Основные из них: степень развития сферы услуг; динамика численности населения; уровень денежных доходов населения в целом и по социальным группам; уровень динамики цен на услуги; обеспеченность населения предметами культурно-бытового назначения длительного пользования и их качество; природно-климатические условия.

Для изучения и анализа факторов, влияющих на потребности населения в бытовых услугах, используются различные методы: организация специальных выставок и просмотров изделий, изготовленных по заказам населения; проведение анкетных опросов; использование книг регистрации спроса и отказов, данных бюджетной статистики.

При определении потребности в бытовых услугах широко используются нормы различных видов услуг на душу населения (на 1000 и 10000 жителей).

Потребность в бытовых услугах в стоимостном выражении в общей сумме и по видам рассчитывается как произведение душевой нормы потребления бытовых услуг на численность населения.

 

8.1. Построение прогнозов развития системы образования

в Российской Федерации

 

В экономической системе любой страны можно выделить комплекс отраслей, назначение которых удовлетворение духовных и социальных потребностей населения. В Российской Федерации в состав отраслей социальной сферы включены: образование, культура и искусство, здравоохранение, туризм и отдых, физкультура и спорт, жилищно-коммунальное хозяйство.

Все эти отрасли являются объектом государственного регулирования и государственного прогнозирования. Особенность процесса прогнозирования отраслей социальной сферы – его децентрализация, поскольку оно осуществляется, в большинстве своем, городскими и районными органами управления. Прогнозирование максимально приближено к населению и должно учитывать его потребности и местные особенности. Государство косвенным образом воздействует на данный процесс посредством минимальных государственных стандартов и предоставления финансирования.

Цель разработки прогнозов социальной сферы - удовлетворение потребности населения в услугах первой необходимости

Разработка прогнозов системы образования.

Прогнозные расчета системы образования осуществляются отдельно по всем структурным элементам системы образования: для дошкольного образования; для общего, начального и среднего образования; для вузовского, послевузовского и дополнительного образования.

Прогнозирование сети детских дошкольных учреждений осуществляется с использованием балансового метода.

Например, при прогнозировании предложения мест в детских дошкольных учреждениях можно опираться на следующую формулу:

ПМпрог.= ПМ начало + ВводМ - ВыбМ,

где ПМпрог – предложение мест в детских дошкольных учреждениях в прогнозируемый период;

ПМ начало - предложение мест в детских дошкольных учреждениях на начало прогнозируемого периода;

ВводМ – ввод новых мест в связи с новым строительством и ремонтом;

ВыбМ, - выбытие мест по различным причинам.

Спрос на детские дошкольные учреждения рекомендуется рассчитывать по следующей формуле:

Спрос=Чобщ.*Кобеспечрж.ур.дох,,

где Чобщ. - общая численность детей дошкольного возраста;

Кобеспеч - коэффициент обеспеченности детскими дошкольными учреждениями на 100 человек;

Крж. - поправочный коэффициент, учитывающий при разработке прогноза численность работающих женщин;

Кур. дох. - поправочный коэффициент, учитывающий влияние на спрос на детские дошкольные учреждения уровня доходов населения.

Затраты на содержание детских дошкольных учреждений определяется по установленным государственным нормам и корректируется региональными и муниципальными органами власти с учетом уровня цен, сложившимся в том или ином регионе.

Прогноз сети общего и среднего образования. В РФ прогноз сети общего и среднего образования осуществляется отдельно для городской и сельской местности по следующим основным показателям: число учащихся, количество классов, прием и выпуск учащихся, среднее число учащихся в одном классе, сменность занятий, среднее число школ.

Центральное место в этой системе показателей занимает численность учащихся. Основной расчет числа учащихся является метод передвижки возрастов, на основе которого определяют перспективную численность лиц школьного возраста.

Планирование школьной сети начинается с определенного количества необходимых классных комнат:

 

где Чу - численность учащихся;

Нк - наполняемости классных комнат;

Кс - коэффициент сменности работы школ.

 

Необходимый ввод (строительство) классных комнат определяют как разницу между рассчитанной потребностью в классных комнатах и их фактическим наличием на начало прогнозного периода с учетом выбытия в связи с ветхостью и ремонтом.

Количество ученических мест рассчитывается исходя из стандарта обеспечения одного ученика площадью классной комнаты:

 

Потребность в педагогических кадрах определяется как:

,

где К - количество классов в планируемом периоде;

Ск - количество учительских ставок на один класс;

Су - количество ставок на одного учителя.

Прогноз развития высшего образования в РФ. При разработке данных прогнозов решаются следующие задачи:

1. Выявление потребности рынка труда в рабочей силе различных специальностей и уровней квалификаций;

2. Определение источников удовлетворения этих потребностей.

При решение первой задачи исходят из сложившейся профильно-квалификационных структуры работников на начало планируемого периода по предприятиям и организациям всех форм собственности. Данную информацию разработчику прогнозов на Федеральном уровне – Министерству экономического развития и торговли представляет Государственный Комитет по статистике и Министерство труда.

Исходя из конъюнктуры рынка и тенденций в структуре национальной экономики производится досчет возможной емкости рынка услуг специалистов и рабочих различной квалификации.

Используя данных демографического прогноза о половозрастной структуре населения на предстоящий период, данные о возможностях средних и высших учебных заведений по подготовке специалистов, государственным образовательным учреждения устанавливается план приема студентов с разбивкой по специальностям.

Численность студентов по всем формам обучения – это основа для определения потребности в профессорско-преподавательском составе и объемах финансирования ВУЗа. Объем педагогической нагрузки в часах зависит от учебного плана образовательного учреждения; от числа часов, отведенных на изучение каждой дисциплины, входящей в учебный план.

Объем государственного финансирования ВУЗов определяется, исходя из рассчитанного фонда оплаты труда на каждый год, нормативных расчетов материальных ресурсов и услуг коммунального хозяйства.

 

8.2. Построение прогнозов сети здравоохранения в РФ

 

За последние годы в РФ произошло ухудшение медико-демографической ситуации. Отмечаются:

снижение продолжительности жизни;

рост показателей общей смертности;

снижение уровня рождаемости;

естественная убыль населения возрастает;

возрастание общей заболеваемости населения;

угроза эпидемиологических вспышек;

резкое сокращение профилактических программ из-за трудностей с финансированием.

В связи с перераспределением полномочий между федеральными органами управления здравоохранением, субъектами РФ и муниципальными образованиями снизилась управляемость системой здравоохранения. Это привело к резкой дифференциации условий и уровней оказания медицинской помощи на различных территориях.

Для прогнозных расчетов изменения и развития сети здравоохранения привлекаются данные демографических прогнозов о численности населения в планируемом периоде, его половозрастной структуре, данные о здоровье населения, о действующей сети учреждений здравоохранения.

Данные показатели является основой для расчета объема финансирования учреждений здравоохранения.

Потребность населения в больничных койках рекомендуется определять по следующей формуле:

 

Н - численность населения;

Г - уровень госпитализации населения (расчет на 1000 человек);

П - среднее число дней, пребывание больного на койке;

Д - число дней использования койки в году.

 

Необходимая мощность амбулаторно-поликлинических учреждений (их пропускная способность) может быть рассчитана следующим образом:

, где

В - расчетное число посещений врача на одного жителя в год;

Н - численность населения;

Д - число дней работы учреждения в году;

К - коэффициент сменности работы учреждения здравоохранения.

Число врачебных должностей на прогнозный период определяется с учетом социальных стандартов и корректируется исходя из прироста (выбытия) учреждений здравоохранения и прироста или сокращения численности населения в регионе.

 

8.3. Прогнозирование жилищно-коммунального хозяйства в РФ

 

В состав комплексной отрасли жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ) входят:

1. Жилищное хозяйство (жилищный фонд, гостиницы и т.п.)

2. Коммунальные предприятия и службы (водопровод, канализация, службы очистки города и т.п.)

3. Внутригородской пассажирский транспорт общего пользования

4. Энергетическое хозяйство (котельные, тепло- и газо- сети)

5. Дорожное и мостовое хозяйство

Стратегические расчеты развития и функционирования сферы ЖКХ должны учитывать современные особенности этой отрасли:

1. Существенные изменения в формах собственности жилого фонда. Доля жилья частной формы собственности достигла 60-65 %, остальные 35-40 % намечается сохранить в государственной и муниципальной собственности. Новая структура собственности на жилье отражается на величине общих затрат бюджетов всех уровней.

2. Перевод ведомственного жилья в распоряжение местных органов власти, что ведет к увеличению т расходов местных бюджетов

3. Введение Федеральных стандартов по оплате жилья и коммунальных услуг, определяющих объем финансирования из федерального бюджета.

 

На уровне РФ разрабатывается прогноз ЖКХ, который входит составной частью в Комплексный прогноз социально-экономического развития страны. На уровне местных органов власти составляют собственные прогнозы и программы развития ЖКХ. Разработка прогнозных документов на муниципальном уровне осуществляется с выделением объектов прогнозирования по формам собственности. В частности, весь жилой фонд города делится на

а) частный – граждан и юридических лиц

б) государственный – ведомственный жилой фонд и жилой фонд субъектов РФ

в) муниципальный жилой фонд – собственность района, города.

г) общественный – собственность общественных организаций

д) жилой фонд в коллективной собственности – находящийся в совместной или долевой собственности различных субъектов частной, государственной, муниципальной собственности, собственности общественных объединений.

Для каждой из форм собственности разрабатывается собственный прогноз.

Основные показатели прогноза ЖКХ:

Жилищный фонд (населенного пункта) – общая площадь, жилая площадь, тыс. м2, в т.ч в среднем на одного жителя;

Размер общей и жилой площади домов

Оборудование жилого фонда (водопроводом, канализацией, отоплением и т.д.)

Количество семей, ожидающих получение жилья.

Основой прогноза эксплуатации жилого фонда является смета доходов и расходов. Главная доходная статья жилищного хозяйства – квартплата. Менее значимая – арендная плата, штрафы, пени, вступительные взносы и т.п.

На основе расчетов обеспеченности населения жилой площадью, динамики доходов населения, конъюнктуры на рынке жилья, определяется необходимый объем капитальных вложений на жилищное строительство.

Финансирование строительства жилья осуществляется из 3 источников:

1. Федеральные средства, направляемые на строительство жилья, предусмотренного соответствующими Федеральными программами

2. Средства местных бюджетов- как правило на строительство жилья муниципального для социально-незащищенных слоев населения.

3. Средства населения и предприятий. Роль этого источника в последние время резко возросло.

Прогнозные расчеты развития коммунальногохозяйства предусматривают установление заданий по развитию водопровода, канализации, систем газоснабжения населения.

Основные показатели развития городского транспорта:

эксплуатационная длина пути, в т.ч. по видам транспорта (метрополитен, трамвайные и т.д.);

наличие подвижного состава, в т.ч. по видам транспорта;

общий пробег подвижного состава

количество перевезенных пассажиров или пассажиро-километров

среднее количество поездок в год на 1 жителя населенного пункт

коэффициенты использования и износа подвижного состава

и т.д.